Статья «Речевые игры в копилку педагога»
Статья
«Речевые игры в копилку педагога»
Насон И.И. учитель – логопед
МАДОУ детский сад №63
В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
По направленности можно выделить следующие виды обучающих игр:
— для развития фонематического восприятия;
— по обучению грамоте;
— грамматике;
— лексике;
— для развития связной речи;
— развития мелкой моторики. В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины слово и звук, выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Для игр со словом подбирается разнообразный наглядный материал, помогающий ребенку сосредоточить внимание на слове — названии предмета, подкрепляющий его интерес к звучанию слова.
Игра «Финишируй первым!!!»
ЦЕЛИ
• Закреплять звук [ш] в словам
• Расширять словарный запас.
• Развивать фонематическое восприятие.
• Устранять недостатки при овладении грамматикой.
На лист формата А2 приклеены маленькие картинки размером Зх 3.
Педагог. Дети, рассмотрите картинки. В названии изображенных предметов спрятался звук [ш].
Участники игры устанавливают фишки на старте. Первый игрок бросает кубик, передвигает свою фишку по игровому полю на столько клеточек, сколько точек на грани кубика. Называет нарисованные в них предметы и определяет место звука [ш] в слове. Попав на клеточку со схемой, игрок должен придумать слово со звуком [ш] в соответствии с нарисованной схемой (в начале слова, середине, конце слова). Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу.
А теперь назовите только те предметы, в которых звук [ш] встречается в начале, середине, конце слова. Про какие предметы можно сказать: мой, моя, мое?
Дети выполняют.
Игра «Улиточка»
ЦЕЛИ
— Закреплять звук [с] в словах.
— Расширять словарный запас.
— Развивать фонематическое восприятие.
— Устранять недостатки при овладении грамматикой.
На лист формата А2 приклеены маленькие картинки размером 2x2.
Участники игры получают фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.
Педагог. А теперь выберите и назовите предметы со звуком [с] в начале, затем в конце слова.
Игра «Чудо-дерево»
ЦЕЛИ
— Закреплять произношение звуков [з], [ж] (или других звуков на дифференциацию).
— Развивать фонематический слух.
— Формировать навыки согласования числительного с существительным.
— Обогащать словарный запас.
Педагог (показывает на «чудо-дерево» из дидактической игры Н.В. Нищевой «Волшебное дерево»). Дети, послушайте стихотворение.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, туфли, брюки,
Подставляйте, дети, руки!
Дети хором считают «плоды» на «чудо-дерево» и проговаривают словосочетания числительного с существительным.
Педагог. Давайте вспомним игру «День — ночь». Сначала закройте глаза. (Убирает одну-две картинки.) А теперь откройте их и скажите: чего нет на дереве?
Дети. На дереве нет трех платьев, четырех сапог и т.п.
Игра «Почему буква a осталась одна»
ЦЕЛИ
— Развивать творческое воображение и связную речь.
— Обучать навыкам чтения.
Педагог выставляет на наборное полотно карточку с изображением машинок.
Педагог. Послушайте приключения буквы из книги В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».
Приключения буквы
Стояла на поляне машина «Победа». (Педагог складывает из разрезной азбуки слово «Победа».)
Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась ему буква п. «Поставлю ее, — думает, — перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взвалил букву на спину и унес. (С машины исчезает буква п. В дальнейшем при чтении сказки педагог или дети в нужных местах снимают буквы.)
Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:
— Нет у меня сегодня...
— Обеда, — подсказали буквы.
— Верно! — рявкнул Медведь. — Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.
Взял он букву о под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: беда.
— Ой, где беда?! — заметался Зайчик.
Налетел с перепугу на букву б. Отскочила она, за рябину упала.
А Зайчик умчался в лес.
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: еда. А в траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь. Приделал Аист к букве е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес. Тут Баран пришел. Заблеял обиженно:
— Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
А буквы ему: -Да.
Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква — а. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!
Утешьте ее, ребята, — верните буквы обратно, сочините сказку дальше или напишите рядом другие буквы, чтобы слово какое-нибудь получилось. Чтобы не скучать букве а без работы, без друзей-товарищей, дадим букве а другую работу. Попросим ее превратить одни слова в другие. Вот слова: пар, пол, пил (пара, пола, пила).
По сказке С.В. Погореловского.
Игра «Телефон»
ЦЕЛИ
• Учить согласовывать числительное с существительным в именительном падеже единственного числа и родительном падеже множественного числа.
• Развивать мелкую моторику.
Здесь используется игра по немецкому языку «Алло, Берлин!». Игра состоит из девяти карт с картинками. Одна из карт вмонтирована в дно коробки. На этой карте укреплен вращающийся диск.
Игра «Четвертый лишний»
ЦЕЛИ
— Закреплять правильное произношение звуков [у], [а].
— Учить различать звуки [у], [а].
На магнитную доску или на фланелеграф вывешиваются разноцветные гирлянды. Дети называют все картинки, а затем определяют лишнюю, которая не подходит.
Игра «Найди пару»
ЦЕЛИ
— Упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
— Развивать фонематический слух.
Старая пластинка, обклеенная самоклеющейся пленкой, разделена на две половины разного цвета, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено по семь кругов из бархатной бумаги. На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на пластинке) подклеены с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
коза — коса; трава — дрова; уточка — удочка; бочка — почка; мишка — мышка; крыша — крыса; мак — рак; рожки — ложки; жар — шар;
лук — люк; софа — сова; кот — год.
Перед детьми помещается пластинка с картинками (в верхней половине). Остальные картинки лежат на столе.
Педагог. Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.
Каждый играющий получает по одной -две картинки. Педагог устанавливает одну стрелку на какой- либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.
Игра «Фантазийка»
ЦЕЛИ
— Развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук.
— Формировать навык составления предложений.
Старая пластинка, обклеенная самоклеющейся пленкой, разделена на два-три круга разного размера. По внешнему и среднему кругу наклеены картинки разной тематики. В центре маленького круга прикреплена стрелка, которую удобно передвигать. Стрелка указывает на две картинки, по которым ребенок должен составить предложение.
Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры, помогающие закреплять навыки, полученные на занятиях:
Игра «Твердый и мягкий»
ЦЕЛИ
— Учить дифференцировать твердые и мягкие звуки в словах.
— Развивать внимание, быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.
ОБОРУДОВАНИЕ
Два обруча, предметы, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук; эмблемы команд.
Дети делятся на две команды — «синие» и «зеленые». Каждый ребенок прикрепляет на грудь эмблему команды (кружок, закрашенный зеленым или синим цветом).
«Синие» в свой домик-обруч собирают предметы, названия которых начинаются на твердый звук, «зеленые» — на мягкий. По сигналу педагога игру начинают и заканчивают. Педагог проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания, считает количество ошибок, определяет победителя.
Игра «Звонкий и глухой»
ЦЕЛИ
— Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки.
— Учить бегать в определенном направлении организованно друг за другом.
— Совершенствовать координацию движений рук и ног.
— Воспитывать быстроту, ловкость, сообразительность.
ОБОРУДОВАНИЕ
Три стола; игрушки, названия которых начинаются со звонкого или глухого звука.
Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. На другой стороне группы два пустых стола.
По сигналу «Раз, два, три — беги!» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки; дети другой — на глухие звуки. Когда последний участник команды перенесет предмет, педагог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.
Автор: Насон Ирина Игоревна