Проблема развития звуковой культуры речи в современной практике работы дошкольных учреждений.
28.01.2014
Доклад «Проблема развития звуковой культуры речи в современной практике работы дошкольных учреждений».
Ответственный: Султанова Н.В., учитель-логопед
В настоящее время актуальна и значима проблема формирования звуковой стороны речи. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком, следовательно, невозможно в дальнейшем успешное обучение в школе.
Задачей учителей-логопедов дошкольных учреждений является максимально возможное заполнение пробелов в формировании речи детей.
Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Значение воспитания звуковой культуры речи:
- воспитание полноценной личности ребенка;
- звуковая культура речи — основа благоприятных социальных контактов и общения;
- полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексико — грамматического компонента речи;
- овладение фонетикой, фонематикой — условия успешной подготовки к школе.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру звукопроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:
- развивать артикуляционный аппарат, голосовой аппарат, речевое дыхание и на этой основе формировать произношение звуков, слов, чёткой артикуляции;
- развивать восприятие речи (слуховое внимание, речевой слух, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух).
Характеристика дефектов звукопроизношения
Речевое развитие детей с ОНР, со стертой дизартрией характеризуется рядом отклонений: более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи. Первые слова появляются в возрасте от 1,5–2х лет; медленно идет накопление словаря. Использование фразовой речи — с 2–3х лет (а в некоторых случаях и с 3–4х лет), притом речь таких детей невнятна. Позднее она становится несколько более ясной, но в целом остается фонетически несформированной.
Для детей в старшей логопедической группе с ОНРII- III уровня со стертой дизартрией характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушение трех групп звуков (свистящих, шипящих, соноров ) — у 80 % детей.
Дети при повторе трех сложных по звучанию слов (бак — бык — бок; миска — мишка мышка); слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости или мягкости-твердости (па-ба-па, ша-жа-ша, ро-рё-ро); слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), допускают многочисленные ошибки.
Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме.
Такое соотношение можно объяснить наличием у детей с ОНРII- III уровня определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с этим акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
Педагогические особенности воспитания звуковой культуры у дошкольников с ОНР.
Задачи педагогической работы по развитию звуковой культуры речи
Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи:
1) формирование правильного произношения звуков;
2) выработка дикции;
3) работа над правильным произношением и словесным (фонетическим) ударением;
4) работа над орфоэпической правильностью речи;
5) формирование темпа речи и качеств голоса;
6) воспитание выразительности речи;
7) развитие речевого слуха и речевого дыхания;
8) воспитание культуры речевого общения.
Формирование правильного произношения звуков.
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
1) уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
2) воспитание правильного, четкого произношения звука в слогах; в словах;
3) закрепление звука в словах и фразовой речи
Первый этап — подготовительный, предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.
Задача этого этапа: уточнить движения органов артикуляционного аппарата. Типичная структура процесса изучения одного звука такова:
- Выработка воздушной струи
- Выработка необходимых движений губ и языка
- Выработка умения изолированного произношения звука (по подражанию или с механической помощью)
С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ («Лягушечка», «Слоник», «Кошечка сердитая», «Грибок», «Чашка»)
Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Лошадка», «Заведи мотор», др).
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»).
Воспитание речевого дыхания.
Задача логопеда — научить ребёнка правильно дышать в процессе речи, устранить недостатки речевого дыхания. Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:
- упражнения на развитие физиологического дыхания;
- дыхательные упражнения без участия речи;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных звуков;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных дыхательно-голосовые упражнения на материале слогов;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале слов;
- дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
Цель предлагаемых упражнений:
- развитие сильного плавного ротового выдоха;
- активизация губных мышц.
Для развития дыхательной и голосовой функции существуют дыхательные упражнения.
Они направлены на выработку правильного диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк) и формирование длительного речевого выдоха. Для того чтобы заинтересовать детей можно использовать различные пособия «Сдуй снежинку», «Задуй свечку», «остуди чай». Пособие надо привешивать на уровне зрения и артикуляционного аппарата ребенка. Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха. Обязательно нужно добиться расслабления. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
2 этап — основной. Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. Постановка звуков начинается с легких и кончается более «трудными»; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. В работе используется зеркало. Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.
3 этап — закрепление и автоматизация звуков. Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Автоматизация в словах, фразах, связной реи, свободной речи.
4 этап — дифференциация смешиваемых звуков. Вырабатывать умение различать звуки на слух и в собственном произношении. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
Этапы формирования фонематического слуха
1 этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.
2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.
3 этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.
4 этап — дифференциация слогов. Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы научиться различать слоги.
5 этап — дифференциация фонем. Начинать работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.
6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
Особенности работы по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР
Выработка дикции.
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и чётко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. Для формирования дикции у дошкольников — логопатов можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям. Показывая образец произношения звукосочетания, учитель-логопед делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко, не ударно). Аппарат дикции значительно формируется именно в логопедических играх, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Для совершенствования дикции используются чистоговорки и скороговорки.
Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией.
Особое значение эта работа имеет, когда дети искажают слоговой состав слова. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении потешек. Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин»). При проведении их с детьми — логопатами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко, а затем и более сложные. В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.
Формирование темпа речи и качеств голоса.
Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом логопеду и воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что ты сказал, повтори, пожалуйста, помедленнее!»), сопряжённая речь. Лучший приём — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом — сопровождение речи движениями. Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо» развивают гибкость голоса.
У детей вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса «скажи как медведь, скажи как лисичка, скажи как комарик». Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием.
Воспитание выразительности речи.
Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями.
Исходным приёмом является образец выразительного чтения. Очень эффективен прием — чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки. Чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонации. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.
Формирование речевого слуха.
В работе по формированию речевого слуха большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. Используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучились различать силу и характер звука.
Детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их.
Совершенствование слухового восприятия, фонематического слуха — это своеобразная подготовка ребёнка к предстоящему овладению звуковым анализом.
Работа по обучению звуковому анализу слова готовит к обучению грамоте. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности. Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей учитель — логопед учитывает особенности речи каждого ребенка. Такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Специальная коррекционная работа направлена на обучение ребёнка в зависимости от речевой ситуации, менять силу голоса, темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа проводится систематически.
Автор: Султанова Наталия Витальевна