КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ.
С давних времен обучение строится на подражательной основе. Детей учат воспроизводить образы, а также создавать конкретные поделки из конкретного бросового материала: бусы из желудей, закладка из бересты и другое. При этом не используется специфика самого бросового природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры), позволяющая не только отображать, но и выражать, свое отношение, то есть сроить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества.
К важным условиям организации обучения следует отнести: органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматургией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй); целенаправленные экскурсии в парк, на речку, лесопарк, лес; создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога – «не учить, а сотрудничать».
Результатами такой деятельности являются: высокий уровень воображения и творческого конструирования, бережного отношение к природе. Большое влияние такое обучение оказало и на развитие речи.
Основной принцип конструирования из бросового материала в процессе разработки конкретных вещей реализуется через совершенно определенные требования:
1. Очень важным требованием к разрабатываемой вещи или системе вещей является композиционная целостность, то есть соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части целому. Эта комплексная характеристика включает в себя целый ряд более частных качеств, каждое из которых можно рассматривать их по отдельности. Среди них обычно выделяют: соподчиненность, пропорциональность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность, то есть единство. Очень важно, чтобы требование соответствия формы и всех деталей изделия его назначению систематически ставилось перед учениками.
2. Не менее важно требование конструирования – максимальное выявление в изделии всех возможностей материала, из которого оно сделано. Думается, необходимо отказаться от определенных стереотипов, утвердившихся в практике. Подобные опыты, не могут охватить всех возможных материалов, возможностей и свойства любого материала неисчерпаемы. Все необходимые знания и умения всего приобретаются именно в творческой деятельности.
Очень желательно поощрять детей к самостоятельному процессу по изучению бросового материала, а в тех случаях, когда это возможно, ученики должны брать материал для изделия не по указанию, а выбирать самостоятельно, сообразуясь с поставленной задачей. Наиболее важные свойства материала и способы их практического использования учитель покажет в процессе анализа задания; что-то ученики откроют – самостоятельно – и это обеспечит более обширные и надежные знания и умения.
3. Следующее требование – учет декоративных, психологических, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия.
Хорошо известно, что различные цвета, а также их сочетания оказывают на человека определенное психофизическое воздействие; на этом основано эмоциональное переживание цвета и эстетическое отношение к нему. В одной цветовой среде человек будет чувствовать комфортно и оптимистично, другая может вызывать чувство страха или состояние агрессии, раздражения и прочее. При этом в каких-то случаях воздействие и восприятие цвета будут одинаковыми или для многих людей, а в других – избирательными и субъективными.
Младшие школьники не изучают специальные вопросы цветоведения, но учатся использовать цвет как важнейшее средство, позволяющее усиливать выразительность изделия. В худших конструкциях, в декоративных вещах чаще всего уместны условные тона, но именно их использование вызывает у детей значительные трудности. Они обычно стремятся выбирать цвет в соответствии с шаблонами, думая, что так правильно. Прежде всего, учителю самому придется предъявлять более строгие требования к тем образцам, которые демонстрируется на уроке. Нужно чаще предоставлять школьникам возможность самостоятельного выбора цвета и отказаться от излишнего навязывания и диктовки в этом отношении. Однако если такой выбор на уроке имеет место, то он должен быть хорошо подготовлен, не менее вредно каждый раз позволять ученикам выбирать какой угодно цвет, просто исходя из сиюминутности.
Проблема должна специально обсуждаться в процессе анализа конкретного изделия; детям предлагается обдумывать выбор, исходя из этого впечатления, которое требуется получить в результате работы.
4. Еще одно важное требование – уместность упражнений на предмете.
Украшение на вещах не всегда имели чисто декоративный смысл.
Формирование у учеников правильного понимания этого требует пересмотра некоторых сложившихся в практике предметов работы. Очень часто учителя предлагают украсить изделие в самый последний момент урока; проблема украшения возникает как-то спонтанно, а иногда и вовсе случайно (просто, если на уроке есть время, которое надо чем-то занять). На первый взгляд, это может показаться вполне безобидным приемом, однако в действительности, таким образом, мы работаем в противоречии с требованиями конструирования. Во-первых, исподволь формируем у детей в корне неверное мнение о том, что украшенный; во-вторых, не приучаем их изначально продумывать вещь в единстве всех ее качеств. Даже если украшения будут выполняться в последнюю очередь, придумывать их нужно в процессе комплексной работы по проектированию изделия. Естественно, по ходу изготовления, первоначально задуманное может претерпеть существенные изменения. Ход работы учителем должен быть изначально спланирован грамотно.
Подводя итог краткой характеристики основанных правил конструирования следует подчеркнуть, что они все вместе обеспечивают оптимальную функциональность вещи: форма, цвет, материал и другое. Скажем, поиски внешней красоты в изделии никогда не должны мешать его назначению, препятствовать употреблению. Вещи не должны быть бессмысленными, бесполезными, нелепыми. Бросовый материал – благодатный материал, легко поддающийся преобразованию.
Поделку из бросового материала одного и того же содержания можно создать различными способами, например: маленькие ненужные коробочки склеить, сгибая прямоугольник или квадрат пополам, выкраивая полный куб или брусок по шаблону. И любым из этих способов можно изобразить машины, дома, животных, людей, различные игрушки. Комбинируя различные способы создания поделок из бросового материала, ребенок может выполнить самостоятельно множество вариантов.
Поделка, где использованы все средства выразительности (форма, цвет, композиция), приобретает для ребенка очень большую ценность. Он любуется ею, радуется своему созданию и готов участвовать в дальнейшей работе.
Во всех возрастных группах, возможно использовать конструирование из бросового материала как вариант ручного труда. Усложняются только характер, способ создания поделок и способы конструктивного украшения.
Конструирование из бросового материала на протяжении младшего школьного возраста развивается в следующем направлении:
1. Разнообразнее становиться содержание поделок;
2. Усложняется способ их создания;
3. Поделки становятся все более выразительными за счет комбинирования способов создания деталей, разнообразия украшения.
4. Осуществляется переход от создания отдельных выразительных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсценирования сказок, к играм с мелкими игрушками.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструирование из бросового материала не только интересный вид деятельности, но и очень эффектное средство развития у детей внимания, эстетического вкуса, фантазии конструктивных навыков.
Автор: Присенко Валентина Александровна