Главная / Дошкольное образование / Конструирование, ручной труд

БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОДУКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать
58 КБ, 995560.doc Автор: Клочкова Елена Викторовна, 6 Апр 2015

БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОДУКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.

Понятие бумагопластики.
Бумагопластика - наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумагопластика. Сегодня в ее состав, кстати, входит и квиллинг, и оригами – столь популярная ныне техника. Стоит сразу отметить, что наиболее интересные работы выходят у мастеров, комбинирующих самые разные приемы творческой работы с бумагой.
Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.
В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага - применяются для изготовления различных конструкций.
Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов. Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, выполненные в технике папье-маше – это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
Очень интересен способ создания композиций - оригами. Это древнейшее искусство складирования из бумаги. Складывая бумагу определённым способом, вы получите множество интересных поделок от самых простых до сложных. Этим искусством увлечены и дети, и взрослые.
Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому.
В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращается внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, - эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает - такие изделия действительно уникальны.

Виды бумагопластики и их характеристика.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.
В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой и выразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формирования эстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигается благодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в едином ключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекает также прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.
Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей- модулей, которые могут сложить даже дети средней группы, движение рук и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.
Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям — даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный.
Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо.
Своё имя квиллинг получил от английского слова quill — перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Paula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины. Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из "высших классов". Как я уже писала, появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе.
Технику квиллинга (квилинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.
Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает. Необходимо отметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге — квиллинг трёхмерный или объёмный, — и хотя основные принципы техники бумагокручения для него остаются теми же, трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).
Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах.
Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот — несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длины или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов.
Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета, как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая
Торцевание- это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.
Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.
Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги свернутые вокруг нее.
По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.
Это лишь некоторые способы бумагопластики. На самом деле их большое множество, они разнообразны и интересны. С учетом всего выше сказанного и опираясь на опыт педагогической работы, в том числе кружковой работы, используем следующую систематизацию типов изделий из бумаги:
- изделия в технике обрывной и отрезной аппликации;
- изделия из полосок;
- изделия в технике тиснения;
- изделия на основе коробок;
- изделия на основе цилиндра;
- изделия на основе конуса;
- изделия на основе прямой складки;
- изделия на основе кривой складки;
- рельефные изделия;
- изделия на основе геометрических тел;
- изготовление разнообразных моделей;
- изготовление разнообразных макетов.








Автор: Клочкова Елена Викторовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОДУКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Клочкова Елена Викторовна 6 Апр 2015
документ Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников" Геворкян Алиса Романовна 31 Мар 2015
документ Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Тумайкина Валентина Николаевна 5 Апр 2015
документ Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Оболтина Ольга Владимировна 31 Мар 2015
документ «Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников». Дехант Лидия Дмитриевна 31 Мар 2015
документ Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Михайлова Анна Ивановна 31 Мар 2015
документ «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Дегтярева Олеся Сергеевна 4 Апр 2015
документ Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников Митрофанова Наталья Юрьевна 9 Апр 2015
презентация Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников Аджитемирова Юлия Владимировна 26 Ноя 2015
документ «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Волосач Наталия Валерьевна 4 Июл 2015
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников». Касияди Татьяна Григорьевна 6 Мая 2017
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников». Касияди Татьяна Григорьевна 10 Мая 2017
документ «Бумагопластика» как средство развития творческих способностей детей Хаматшина Светлана Рамилевна 20 Мар 2015
документ Консультация "Бумагопластика как средство творческого развития детей" Абдуллина Альфия Ахняфовна 16 Дек 2015
документ Бумагопластика как средство развития ребёнка ктоян вардуи вайрадовна 22 Фев 2016
документ Чтение художественной литературы как средство ознакомления дошкольников с родным городом и краем Люц Елена Викторовна 30 Мар 2015
документ опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой» Рокотянская Татьяна Михайловна 1 Апр 2015
документ «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сретенская Ольга Владиславовна 17 Мар 2016
документ Консультации для воспитателей.Тема" Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе" Тарасова Наталья Евгеньевна 24 Мар 2016
документ Педагогический потенциал музеев и парков Петергофа как средство развития познавательно – исследовательской активности дошкольников. Голофастова Ирина Александровна 30 Мар 2015
документ Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников" Болдовкина Татьяна Ивановна 1 Апр 2015
документ «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Воронцова Виктория Владимировна 31 Мар 2015
документ «Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада" Кузьминова Лариса Евгеньевна 31 Мар 2015
документ Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Хаирланамова Флюза Зифиловна 31 Мар 2015
документ опыт работы на тему:Речевые игры,как средство развития любознательности и активности у старших дошкольников с ОНР. Гуркина Елена Ивановна 31 Мар 2015
документ «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Витенберг Ольга Михайловна 31 Мар 2015
документ Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников" Копырина Ольга Ивановна 31 Мар 2015
документ "Экспериментирование как средство формирования познавательной активности дошкольников" Волосатова Жанна Сергеевна 31 Мар 2015
документ Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников" Афанасьева Елена Владимировна 31 Мар 2015
документ Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников" Афанасьева Елена Владимировна 8 Апр 2015
документ «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников» Гуренко Екатерина Александровна 15 Ноя 2015
документ Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников» Старикова Танзиля Маратовна 16 Апр 2015
документ Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников. Баева Марина Николаевна 4 Июл 2015
документ « Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников» Эстерлин Татьяна Валентиновна 21 Авг 2015
документ Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников». Ибрагимова Рузиля Рифхатовна 15 Окт 2015
разное «Игра как средство повышения речевой активности дошкольников» Каторгина Елена Митрофановна 4 Ноя 2015
документ «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Кузнецова Альбина Петровна 12 Ноя 2015
документ Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Никулина Анастасия Анатольевна 3 Янв 2016
документ Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста. Плытникова Ольга Анатольевна 6 Дек 2015
документ Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников". Сулейманова Нурият Юсуповна 29 Фев 2016