Урок информатики в 8 классе на тему: Операторы ввода и вывода, оператор присваивания.
Урок № Дата:
Тема урока: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания.
Задача урока: Обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися основами знаний о работе операторов ввода-вывода, присваивания.
Цели урока:
· Развить мышление учащихся;
· Способствовать приобретению навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной и производственной деятельности;
· Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока:
Здравствуйте, дорогие ребята!
На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с оболочкой программирования Паскаль, а также со структурой Паскаль-программы. Сегодня у нас новая тема «Операторы ввода-вывода, оператор присваивания».
Это центральное в любом языке программирования. Для описания переменной (величины, которая изменяется в процессе работы программы) следует указать имя переменной, ее тип и значение. Следует соблюдать следующий принцип: «Использовать переменную можно лишь тогда, когда она описана и ей присвоено некоторое значение». Это позволит Вам избежать многочисленных ошибок в работе программ.
Величина – это объект, который имеет имя и значение определенного типа.
Константа – это постоянная величина, значение которой не изменяется в процессе работы программы. Значение константы определяет сам программист. Переменная – величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение по необходимости.
Команда присваивания используется для изменения значений переменных. В языке Паскаль эта команда обозначается так:
<имя переменной>:=<выражение>
При этом значение выражения из правой части команды присваивания заменяет текущее значение переменной из левой части. Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной.
Пример:
а:=2; b:=8;
S:=а+b;
После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10.
Команды вывода на экран текста или (и) значения переменныхWRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.
WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.
Команда WRITELN; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.
ПримерыWriteln('Мне16лет'); На экране появится: Мне 16 лет
a:=11;
Writeln('Я учусь в ', а,' классе'); На экране появится: Я учусь в 11 классе
х:=3;у:=6;
Writeln(х+у,' рублей'); На экране появится: 9 рублей
Если в одной команде выводится несколько чисел подряд, то чтобы числа не сливались в одну строку, необходимо выводить между ними пробел ' ' или указывать количество позиций выделяемых под это число.
Примера:=1; b:=2; с:=3;
Writeln (а, b, с);
Writeln(а,' ', b ,' ', с);
Writeln(a:3, b:3, c:3);
{Число, указанное после двоеточия, (в нашем примере это 3) обозначает количество позиций выделяемых под вывод значения переменной. Если переменная занимает меньше позиций, то в оставшихся позициях перед значением переменной выводятся пробелы}
На экране появится:
123
1 2 3
1 2 3
Задача. Найти сумму двух чисел
Program N1;
Var а, b: Integer; {переменные а и b целого типа}
S: Longint; {переменная S типа длинное целое}
Веgin
а:=7; {присваивание значения первому числу а}
b:=4; {присваивание значения второму числу b}
S:=а+b; {вычисление суммы S чисел а и b}
{вывод результата работы программы на экран}
Writeln (' сумма ', а ,' и ', b ,' равна ', S);
End.
Команда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программыREAD ( ); или READLN ( ); - считываетв перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Enter.
В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются.
При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );
Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
Пример. Запросить с клавиатуры значение переменной а.
Var a : Integer;
…
Write (‘a=’);
Readln(а);
На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.
Для того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы (Alt+F5) после запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед End. записывается команда Readln; (Программа ждет нажатия Enter).
Задача. Найти произведение двух чисел.
Program N2;
Var a, b :Integer;
p: Longint;
BeginWriteln(' Введите два числа ');
Readln(а,b);
р:=а*b;
Writeln (' произведение ', а ,' и ', b ,' равно', р);
Readln;
End.
Операторы ввода-вывода встречаются в каждой программе, так как позволяют ввести необходимые для работы программы, данные с клавиатуры, из текстового файла или вывести на экран, в текстовый файл ответы, полученный в ходе выполнения программы.
Рассмотрим следующий пример.
1.Написать программу приветствия и запроса даты рождения.
Var a,b,c: integer; {Переменные для даты рождения}
Name: string; {Переменная для имени}
BEGIN
Writeln (‘Привет. Как тебя зовут?’);
Readln (name);
Writeln (‘Введи день рождения’);
Readln (a);
Writeln (‘Введи месяц рождения’);
Readln (b);
Writeln (‘Введи год рождения’);
Readln (с);
Write (‘Тебя зовут – ’ , name, ‘. Ты родился: ’, a, ‘.’,b, ‘.’,c);
Readln;
END.
2, Какие значения приобретут переменные а, b и с после выполнения следующих операторов, если начальные значения а=1, b=2, с=39. Как изменится результат, если в приведенном фрагменте последний оператор переставить на первое место?
a:=b;
b:=c;
c:=a;
3,Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе. Запишите программу без ошибок.
Program Task 8;Var a; b; c: Integer;
Begin
Writeln (' Введите число', а);
Readln(a)
b=5
c:=ab;
Writeln(‘ произведение ’a и b ’ равно ’,S);
Readln(a);
End
5. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы познакомились с операторами ввода-вывода и присваивания.
Ребята, что нужно помнить при решении задач с использованием операторов ввода-вывода? А оператора присваивания?
При решении задач с использованием оператора ввода следует помнить, что:
При решении задач с использованием оператора вывода следует помнить, что:
При решении задач с использованием оператора присваивания следует помнить, что:
А теперь запишите домашнее задание:
Задача 1. Написать программу, которая выводит на экран четверостишие:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А. С. Пушкин
Автор: Андреева Вероника Юрьевна