Подвижные и спортивные игры
Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Индивидуальные ПИ вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства ПИ необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Кроме того, что ПИ оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других.
Что это такое?
Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет?
Все закономерно. Самой Природой заложено в детей такое поведение. Ребенок познает мир,развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому сами дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели - подвижные игры.
Присмотритесь, редко можно застать детей спокойно сидящими на лавочках с книжками – они предпочитают бегать, прыгать, шумно играть. Сознание ребенка нацелено на движение. Но просто бегать и прыгать, естественно скучно, потому вокруг них сформировались определенные правила, и просто двигательная активность переросла в игру.
У разных народов мира есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира.
Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все - исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры.
Движение это жизнь. А для детей это еще и основа будущего здоровья.
Игра для взрослых и игра для детей совершенно разные вещи. И если для взрослых это чаще всего хобби или развлечение и отдых после работы, то для ребенка игра намного более важна.
В младшем возрасте это практически единственно занятие, доступное ребенку. Играя с малышом, взрослые "рассказывают" ему о мире. К примеру: "Дай мне красный шар, - просят ребенка. И тот должен среди игрушек выбрать именно шар, и именно красный, показывая взрослому, что он уже что-то умеет и чего-то достиг. Взрослея информации становиться больше, она усложняется, и вместе с ней усложняются игры. Бег, лазание, катание с горок, прыжки и прочее – характерный набор "уличных" игр для детского сада. По мере взросления ребенка к просто бегу или просто прыжкам добавляются правила и сам процесс становиться более осмысленным. Появляются ограничения, условия, делающие занятия более интересными и захватывающими. В подростковом возрасте на первый план выходит соперничество: кто дальше, кто больше, кто сильнее, быстрее и т.д. Так же появляется стимул и простор для творчества – не всегда для любимых игр можно найти инвентарь в магазине, а иногда такового и нет вовсе в продаже, и он делается своими руками.
Говоря о подвижных играх, мы будем рассматривать игры для категории от 7-8 лет и выше. То есть, по существу о подростковых. В таких играх правила обычно уже четко развиты, а сами играющие достаточно сознательны для их соблюдения. Для тех читателей, кого интересуют игры для детей дошкольного возраста, в конце статьи мы приведем все необходимые ссылки.
Игры различных народов несут в себе черты национальной культуры и традиций. И некоторые составляющие жизни взрослой (такие, как охота, животноводство и пр.) нашли свое отражение в их правилах. В статье приведены правила игр различных регионов и областей, ранее входивших в состав СССР и других народов мира..
Несмотря на то, что инвентарь для ряда нижеописанных игр географически уникален, при желании дети других регионов сами смогут заменить подручными аналогами. Например, оленьи рога в игре "Охота на оленей" несложно сделать из веток и т.д.
Практически все взрослые люди играли в те или иные игры, правила которых приведены ниже. Но память хранит общие черты, сам факт присутствия тои или иной игры в детстве.... И, читая эту статью Вы, возможно, будете поражены, тому как много можно незаметно забыть.
Классификация подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и спецификифизической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д. В данной статье мы разобьем сходные по каким-либо признакам игры на следующие основные категории.
Дополнительное описание (требуемый инвентарь, место проведения, что развивает и т.д.) прилагается непосредственно к правилам каждой конкретной игры.
Правила некоторых игр будут даны в статье с пометкой "авторская". Возможно, в такие игры играл и еще кто-то, но наша дворовая компания считала их "эксклюзивными", придуманными самостоятельно.
Деление условно, так как некоторые игры подходят более чем к одной категории.
Ритуалы, сопровождающие игру
К предыгровым ритуалам относятся жеребьевка, для распределения участников по командам и считалки, для выбора водящего. Подробнее эти процессы описаны на нашем сайте в статье:Славянские народные игры для детей
Кроме этого, по уговору после игры победители могут получать какую-либо награду, или побежденные отбыть определенное наказание.
Например, проигравшая команда катает на своих спинах победителей. Или проигравший становится водящим и т.д.
Внешний вид городов изменился с эпохи средневековья. Но, присмотритесь, изменились ли с той поры сами дети? Несложно даже определить в какие именно игры они играют.
В эту категорию попадают игры, требующие от игроков определенной физической силы, ловкости, быстроты и прочих физических навыков, а так же их развивающие. Отмечу, что если игра попадает, например, в категорию игр на силу, то это не значит, что в нее не могут играть физически слабые игроки, а только то, что сильные будут иметь перед ними определенные преимущества.
Игры-сцеплялки
Сороконожка
Инвентарь: нет
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: общегрупповая, командная.
Развивает: координацию, чувство партнера.
В игру можно играть как просто ради забавы, так и несколькими командами. В первом варианте игроки плотно располагаются по кругу, в затылок друг-другу. По команде "Раз, два, три!" каждый медленно опускается на колени стоящему позади игроку. После чего "сороконожка" начинает свое движение.
Сложность в игре состоит в том, что без достаточной координированности и слаженности шаг сделать практически невозможно, так как "сороконожка" перемещается только при синхронном движении всех игроков. Если кто-то выбивается из ритма или путает ноги, то "сороконожка" стремиться рассыпаться и удержать ее от разрывов очень непросто.
В командном варианте игры "сороконожка" не замыкается и каждой из команд надо достичь определенного места раньше другой.
Гималаи. 1938 год. Узнаете игру? В знакомые всем "классики" играют по всему миру с незапамятных времен.
Дракон, кусающий свой хвост
Инвентарь: нет
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 9-10.
Вид: общегрупповая, с водящим.
Развивает: координацию, ловкость.
Старинная китайская игра.
Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок - голова дракона, последний его хвост.
Цель головы – поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении и послушно следует за го-лозой. Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когдаголова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший предпоследним.
Слон
Инвентарь: нет
Место проведения: открытая площадка, двор, школьный коридор
Минимальное количество игроков: 10
Вид: командная.
Развивает: ловкость, координацию, силу
Игроки делятся на две команды. Первая команда выстраивается в "слона": игроки нагибаются, и каждый последующий обхватывает предыдущего так, что его голова находится в районе талии - подмышки стоящего впереди.
Как только "слон" построен, играющие из второй команды поочередно запрыгивают на его спину, стараясь на ней удержаться. Прыгают так же, как через "козла" на уроке физкультуры. Первый прыгающий должен стараться приземлиться как можно ближе к голове слона, что бы осталось место для других. Не сумевший удержаться в этом кону больше не прыгает.
Обычно после того, как все игроки второй команды отпрыгались, в задачу слона входит пройти определенное расстояние с наездниками на спине. Для игроков, составляющих "слона" цель игры состоит в том, что бы не упасть, для игроков второй команды – причинить "слону" максимальные неудобства и, в идеале, завалить его. Потом команды меняются ролями.
Убедившись в отсутствии перспективы завалить «слона» честно, очередной игрок второй команды с разбега отвешивал хорошего пинка по заднице «слона», отчего «слон» приходил в расстройство и превращался в огромную кучу-малу.
http://7682.ru/
Игры на реакцию
Шарик в ладони
Инвентарь: Небольшой шарик или гладкий камушек
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, наблюдательность.
Народная игра Бирмы
Играющие выстраиваются в ряд, держа свои руки с раскрытыми ладонями за спиной. Водящий ходит за их спинами и, наконец, опускает шарик в чьи-либо ладони. Этот игрок должен неожиданно покинуть шеренгу, а его соседи – попытаться его схватить, не сходя при этом с места. Если им это удается, то схваченный меняется местами с ведущим. Если нет, то игрок возвращается на место, и игра продолжается.
Ни цвет кожи, ни то, в какой стране живут дети, не влияет на суть игрового процесса – познание, освоение, соперничество, совершенствование.
Колечко
Инвентарь: колечко или небольшой подобный предмет, легко прячущийся между ладоней.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8..
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, наблюдательность.
Русская народная игра.
Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные "лодочкой" ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони "лодочкой" и прячет между ними колечко.
По очереди подходя к каждому игроку ведущий проводит свей "лодочкой" над "лодочкой" игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо.
После того, как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!".
Тот игрок, у кого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.
Съедобное-несъедобное
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию.
Игроки выстраиваются в ряд перед ведущим. Ведущий кидает мяч каждому игроку по очереди, произнося при этом какое-либо слово. Если слово оказывается "съедобным" ("конфета", "молоко" и т.д.), то игрок должен ловить мяч, а если "несъедобным" ("горшок", "кирпич" и т.д.), то оттолкнуть его.Тот, кто ошибется (например, поймал "ботинок" или оттолкнул "арбуз") – меняется местами с водящим.Игра вызывает дружный смех, если незадачливый игрок ловит совсем неподходящий для еды предмет, например "трусы" или "соплю". А в некоторых случаях, раздосадованные неудачники стараются доказать, что можно и кошку съесть и поганку, хотя последнюю только один раз.
Поймай мешок
Инвентарь: мешочек с песком, вес которого подбирается в зависимости от возраста игроков.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: общегрупповая.
Развивает: координацию, силу, реакцию.
Игра индейцев Аляски.
Игроки встают в круг и перебрасываются мешочком с песком. Не поймавший его выбывает из игры и покидает круг. Победителем считается последний оставшийся в кругу игрок.
Игры-перетягивания
Молотилка
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8.
Вид: командная.
Развивает: силу, взаимовыручку.
Йеменская игра
Все игроки, кроме одного – водящего, встают в тесный круг. Водящий остается за его пределами. Его задача – выдернуть кого-то из игроков из круга. Если ему это удается, то водящий меняется местами с этим игроком. Для усложнения задачи водящего игроки перемещаются по кругу.
Табун
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: с водящим.
Развивает: чувство команды, ловкость,быстроту.
Бурятская народная игра.
Из участников выбираются 2-3 волка, один жеребец и несколько жеребят. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг – загон. В середине круга находятся жеребята. Они издают звуки, имитирующие конское ржание. Вокруг загона ходит жеребец, охраняющий табун от нашествияволков. Волки пытаются разорвать круг и похитить жеребят. Если жеребец осалит неосторожноговолка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не перебьет всехволков или волки не утащат в свое логово всех жеребят.
Буйволы в загоне
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Суданская игра
Из числа играющих выбираются 2 человека. Они - буйволы. Остальные игроки встают в круг и берутся за руки, образуя загон. Задача буйволов - вырваться из круга, с разбегу разорвав цепь. Если это им удаётся, буйволами становятся игроки, не сумевшие их удержать.
Потяг
Инвентарь: разделительная линия.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Белорусская игра.
Участники разделяются на две равные команды. Игроки каждой группы образуют цепи при помощи согнутых в локтях рук.
Наиболее сильные игроки - "заводные", становятся во главе цепей. Став друг против друга, "заводные" также берут друг друга за согнутые в локтях руки и по сигналу тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.
Тяни за голову
Инвентарь: длинный шарф, завязанный в кольцо.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: силу.
Канадская игра.
Играющие встают на четвереньки (лицом друг к другу), накинув на головы шарф, и начинают пятиться, стараясь перетянуть противника. Проигрывает тот, кого перетянули или у кого шарф свалился с головы.
Луна или солнце
Инвентарь: разделительная линия.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Чувашская игра.
Из числа играющих выбираются два игрока, которые становятся капитанами. Один капитан – "луна", другой – "солнце". К ним по одному подходят остальные игроки и тихо, чтобы не слышали другие, говорят, что он выбирает каждый из них: луну или солнце. После этого игрок присоединяется к соответствующей команде.
После раздела команды выстраиваются в колонны за своими капитанами обхватив стоящего впереди за талию, после чего стараются перетянуть другую команду за проведенную между ними черту. Команда, которой это удалось считается победившей. перетягивании.
Перемена для того и сделана, чтобы можно было отдохнуть от долгого сидения. Школьные дворы всегда шумны и полны ребят.
Царь горы
Инвентарь: нет.
Место проведения: снежная (песчаная и т.д) горка.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: с водящим.
Развивает: ловкость, координацию, силу.
Русская народная игра
Правила игры предельно просты. Каждый игрок старается первым взобраться на вершину горы и стать ее царем, а тот, кому это удается, должен пытаться удержаться в этой роли как можно дольше, отпихивая и сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю, схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы.
Догонялки
Огромное количество детских подвижных игр заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку. Это и "колдунчики" и "салочки" и "горелки" и "крысы" и т.д и т.п. Эти игры существуют уже множество лет и в них (с различными вариациями) играют дети всего мира.
Отметим характерные черты, присущие многим догонялкам.
В игру может входить понятие "домик" – обозначенное особое место, где убегающий может укрыться от преследования. Часто после поимки игрок не выключается из игрового процесса, а остается в нем в иной роли. Например, он может ожидать, что ему помогут ("расколдуют") его товарищи, либо он присоединяется к водящему игроку в качестве помощника или даже становится еще одним водящим. В тех же случаях, когда подобное не предусмотрено правилами, обычно происходит смена игровых ролей. То есть пойманный игрок становится водящим, а прежний водящий присоединяется к убегающим игрокам.
Вот несколько разновидностей догонялок:
Бульдог
Инвентарь: разделительные линии.
Место проведения: большая открытая площадка с земляным или травяным покрытием.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: силу, быстроту, ловкость.
Английская игра.
Достаточно жесткая игра, отдаленно механикой игрового процесса напоминающая регби.
Цель игроков добежать от одного края площадки до другого. Цель водящего осалить бегущего, раньше, чем тот достигнет противоположного края. Главное отличие от остальных подобных игр в том, что осаливание игрока производится не касанием руки, а повисанием на нем и попыткой свалить с ног. Также как в регби атакуют игрока, владеющего мячом.
Английские салки
Инвентарь: разметка.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 8-10.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту.
Английская народная игра.
Широкую площадку делят на три полосы, средняя из которых ад. В аду, взявшись за руки, стоят двое водящих. Они черти. Остальные игроки (также парами) располагаются на двух крайних полях и черезад стараются перебежать из одного поля в другое. Черти стараются их поймать, и, если это удается, схваченные также становятся чертями, то есть водящими. Последняя, не попавшая в ад пара выигрывает.
Телохранители
Инвентарь: нет.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту.
Обратный вариант предыдущей игры. Выбирают одного водящего - черта, и остальные игроки его преследуют. У дьявола имеются три телохранителя, они стараются защитить черта и осалить игрока, его преследующего. Если им это удается, тогда осаленный обязан бежать за телохранителем.
Обезьяньи салки
Инвентарь: нет.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту, реакцию, наблюдательность, артистизм.
Водящий по-обезьяньи подражает тому, кого он в данный момент преследует. Если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге, или присядет на корточки, или пустится в пляс, водящий обязан точно повторить его движения. В остальном правили аналогичны традиционным салкам.
Салки на санках
Инвентарь: санки, одни на пару.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Игра народов Карелии.
Развивает: быстроту, силу.
В игре принимают участие несколько пар. Один из каждой пары сидит на санках, другой его везет. Одна пара выбирается водящей. Водящие стремятся догнать любую другую пару и осалить одного из них. Это может сделать только игрок, сидящий на санках. Осаленная пара становиться водящей и игра продолжается.
Не всегда зима нас балует обилием снега. Но если он выпадает, для детворы настает веселая пора катания на санках.
Статуя
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту, взаимовыручку.
Армянская народная игра. На земле очерчивается достаточно большая площадка, а сами участники делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 игроков назначают одного ловца. Ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен сразу же замереть на месте, в том положении, в котором его осалили, становясь "статуей". Осаленного, может попытаться "освободить" касанием любой игрок. Убегающим запрещено покидать пределы поля. Игра ведется до тех пор, пока все убегающие не будут осалены. После чего выбирают других ловцов, и продолжают игру.
Лева и коза
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Афганская народная игра.
Вид: с водящим.
Развивает: ловкость, быстроту, взаимовыручку.
Все игроки, кроме двух, встают взявшись за руки в круг. Один из оставшихся лев, другой – коза, причем лев находится вне круга, а коза в самом круге. Задача льва поймать козу, при этом играющие пытаются всячески помешать льву проникнуть в круг, давая в свою очередь козе свободный проход.
Когда льву удается поймать козу, то они меняются местами, либо на их роли выбирается другая пара играющих.
В России аналогичная игра называется "Кот и мыши".
12 палочек
Инвентарь: 12 недлинных палочек (размером с авторучку), и дощечка-качели, для их подбрасывания
Место проведения: открытая площадка, двор
Минимальное количество игроков: 4
Вид: с водящим
Развивает: быстроту, ловкость
Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Вытащи платок
Инвентарь: платки, в количестве по числу играющих, разделительная черта.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: командная.
Развивает: быстроту.
Азербайджанская народная игра.
Играющие делятся на две равные команды, и выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии, а между ними проводится черта. У каждого игрока сзади за пояс заткнут небольшой платок. По жребию одна из команд становится водящей. Водящая команда стоит на месте. По сигналу игроки второй команды переходят за черту и двигаются вперёд до крика "Огонь!". После этого они бегут обратно, а водящие стремятся их догнать, и вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями.
Захватившая большее число платков команда считается победившей.
Поезд
Инвентарь: стулья или круги, начерченные на земле. Количество – на одного меньше числа играющих.
Место проведения: просторная комната, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, ловкость, скорость.
Аргентинская игра.
Выбирают одного водящего. Он – паровоз. Остальные – вагоны. Каждый игрок-вагон строит себе депо: очерчивает небольшой круг. У паровоза своего депо нет. Он идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны.
Когда все вагоны собраны, паровоз дает сигнал (например, свистит в свисток) и все бегут в круги-депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.
В "домашнем" варианте в качестве депо можно использовать стулья. Кому стульев не хватило, тот и водит.
Эстафеты
Эстафета – соревнование двух или более команд в скоростном прохождении определенной дистанции (или задания) с определенными препятствиями или дополнительными условиями.
Начало прошлого века. Чехарда в исполнении гарлемских детей.
Укуси яблоко
Инвентарь: бочка с водой, пара крупных яблок..
Место проведения: без ограничений.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: командная.
Развивает: чувство команды.
Игра была популярна в средневековой Голландии. В бочку с водой кидались два одинаковых по размеру крупных яблока, и игроки команд старались откусить от "своего" яблока кусок, не пользуясь при этом руками. Как только игроку это удавалось сделать, то его заменял следующий игрок команды и т.д. Победившей считалась команда, первой съевшая свое яблоко.
Беги и собирай
Инвентарь: три флажка, достаточное количество листочков цветной бумаги трех расцветок. Например, красного, белого и синего цвета.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 24.
Вид: командная.
Развивает: тактические навыки, ловкость, быстроту, чувство команды.
Состязаются три команды не менее чем по 8-10 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны. Напротив них на расстоянии 50 м воткнуты три флажка. На пути к флажкам разбросаны бумажки разных цветов: белые, красные, синие. По знаку судьи стоящие первыми игроки бегут до флажков, обходят их и возвращаются в конец колонны. Во время бега можно стараться собирать бумажки. Вернувшийся первым получает 10 очков, вторым – 5 очков. Так же считаются собранные каждым бумажки. За каждую синюю начисляют 3 очка. За красную 2 и за белую 1 очко.
Затем бегут игроки под вторым номером, затем под третьим и т.д. В конце игры очки всех игроков команды суммируются, и побеждает команда, набравшая большее их количество.
Информацию о других играх этого класса Вы узнаете, прочитав на нашем сайте статью: Славянские народные игры для детей.
Поисковые игры
Прятки
Инвентарь: нет
Место проведения: площадка местами для укрытия.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту, тактику.
Игра, широко распространенная по всему миру практически в единообразном виде.
Играют в прятки в дворах, со множеством хозяйственных строений (гаражей, сараев),на стройках или в заброшенных либо недостроенных зданиях. В общем там, где есть укромные места, в которых можно затаиться.
-Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать! Кто не спрятался, я не виновата!
Водящий становиться лицом к стене и вслух ведет счет до определенного числа. Число выбирают таким, что бы у игроков было достаточно времени, чтобы спрятаться. Перед игрой оговариваются границы территории, которых покидать нельзя.
Пока водящий считает, остальные игроки прячутся. Задача водящего, окончив счет (обычно это делается со словами:" раз-два-три-четыре-пять-я иду искать!") отыскать спрятавшихся. Если он нашел кого-то, то должен вслух выкрикнуть его имя и добежать до места, у которого он вел счет и коснуться его рукой и еще раз произнести имя найденного (например: "тук-тук Витя!"). Иногда водящий ошибался, думая, что нашел одного игрока, а на самом деле в том месте прятался другой. Тогда вступало в силу правило: "обознатушки-перепрятушки" и водящему приходилось проводить счет еще раз.
Обнаруженный игрок в свою очередь может попытаться опередить водящего, что бы коснуться стены первым, сказав при этом "тук-тук за себя!". Если ему это удается, то водящий продолжает поиски остальных и. т.д. Если проворнее оказывается водящий, то найденный игрок занимает его место и игра начинается сначала.
Спрятавшиеся игроки имели право попытаться добежать до стены, даже если водящий их еще не нашел. Обычно игрок выбегал из своего укрытия, когда поиски уводили водящего в другую сторону.
Иногда водящему надо было отыскать всех игроков и тот из них, кого "застукали" первым (или последним), сам становился водящим в следующем кону.
Обычно, места, где можно надежно укрыться, хорошо известны всем игрокам, и самые "козырные" из них достаются наиболее проворным. Однако и водящий прекрасно знает, где обычно прячутся игроки, и первым делом осматривает их, что стимулирует игроков искать все новые и новые потайные места.
Жмурки
Инвентарь: повязка на глаза из плотной материи, колокольчики по числу игроков.
Место проведения: просторная комната, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: координацию, ориентацию в пространстве (у водящего).
Еще одна классика дворовых игр. Одному игроку завязываются глаза, и в таком виде он пытается поймать остальных играющих. Обычно игра проходит на строго определенной территории, покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопать в ладоши или звонить в колокольчик), что бы водящий смог с ориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы сразу с нескольких сторон. Игрок, которого водящий коснулся, меняется с ним местами.
Если место не позволяет играть по приведенным правилам, то можно играть в комнатный вариант, в Америке называющийся "Кто отсутствует?". Все игроки закрывают глаза, кроме водящего и хаотически меняются местами. Водящий выбирает одного из них и уводит в другую комнату. Вернувшись он дает команду открыть глаза и игроки должны определить, кого не хватает. Кто первый догадается, тот победитель.
Петушки
(авторская)
Инвентарь: вязаная шапочка средней плотности..
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 4-6.
Вид: с водящим.
Развивает: взаимовыручку, быстроту, ориентацию в пространстве (у водящего).
Мы играли в смесь жмурок с догонялками – "петушки". Название игре дали вязаные шапки-петушки, как раз только вошедшие в моду. Играли в эту игру вечером, в сумерках. Выбирался достаточно плотный петушок, который в натянутом на лицо состоянии здорово (но не полностью) ограничивал видимость и отдавался водящему. Тот натягивал шапку до носа и отворачивался к стенке, медленно считая до 10. Потом шел искать. Если водящему удавалось найти кого-то из спрятавшихся, то в его задачу входило еще и догнать его. Если удавалось, то игроку, которого догнали, вручался этот петушок, и он становился водящим.
Можно было отвлечь водящего, когда он загонял кого-то в угол, пробежав перед его носом. Так как в надетом подобным образе петушке видимость мало отличалась от нулевой, и видны были только смутные тени, то такой прием частенько срабатывал. Водящий отвлекался, и почти уже им пойманный игрок пользовался моментом, чтобы убежать на более просторное место.
Помогало и неподвижное сидение - часто водящий проходил в нескольких сантиметрах от игрока, не замечая его, если у того были крепкие нервы, и он не выдавал движением или возбужденным сопением своего присутствия. Высшим шиком было засеть на открытом месте.
Игра была достаточно жесткой, так как погоня в слепую часто заканчивалась падением водящего или столкновением с весьма твердыми объектами.
Конечно, подглядывать за прячущимися водящему – очень не красиво. Если только одним глазком...
Найди платок
Инвентарь: платок.
Место проведения: просторная комната, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: наблюдательность.
Австрийская игра.
Закрывают глаза, а водящий в это время прячет платок на определенной ограниченной территории. Спрятав его водящий говорит: "Платок отдыхает".
Играющие пытаются отыскать платок, а ведущий их направляет, говоря "тепло", если кто-то из игроков к платку приближается и "холодно", если они начинают удаляться. Нашедший платок должен незаметно его подобрать и осалить им кого-то из игроков. Осаленный становиться новым ведущим.
Найди палку
Инвентарь: обтесанная палка.
Место проведения: поляна.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: наблюдательность.
Латвийская народная игра.
Игроки ложатся на землю лицом вниз (по кругу голова к голове) и закрывают глаза. Водящий бросает обтесанную палку в кусты – в кусты, и по его сигналу игроки бегут к кустам и стараются отыскать палку. Нашедший становится водящим.
Спортивные игры
Естественно, правила футбола, баскетбола или хоккея пересказывать не имеет смысла, так хотя бы в общих чертах они известны практически всем. Приведу лишь несколько "дворовых" вариаций на эти популярные спортивные игры.
Автор: Бондаренко Лилия Александровна