Научная работа по физической культуре "Казахские национальные виды спорта и подвижные игры"
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Казахские национальные виды спорта и подвижные игры
Учитель физической культуры: Темиров Абдрахман Мугалханович
Школа –лицей имени Абая
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
В условия борьбы за независимость и суровой кочевой жизни у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В базе ее лежали национальные виды спорта и подвижные игры.
Состязательный характер способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и остальных свойств, нужных кочевнику-шаруа и войну-сарбазу.
В особенности большой популярностью воспользовались конноспортивные игры. Конь составлял подвижную базу кочевого хозяйства и являлся олицетворением красы, чистоты и скорости. В конноспортивных играх он, совместно с всадником-джигитом, участвовал в активном двигательном процессе.
Самым большим знаковым мероприятием, по имеющимся сведениям считались поминки и конские скачки к ним приуроченные. Доподлинно известно, что поминки (ас), периодически устраиваемые в память старейшины рода, собирали огромное количество людей, независимо от сословной принадлежности. Об этом событии молва по степи ходила в течение нескольких лет, слагались песни, возникали легенды.
Торжественные мероприятия продолжались от 3 до 7 дней, при этом ежедневно проводились какие-либо национальные игры и состязания, а заключительный день завершала грандиозная скачка – «Аламан байга», которая собственно и была впоследствии причиной многочисленных обсуждений.
Цель: ознакомить с традициями, историей, культурой, спортивными и подвижными играми Казахского народа. Многие игры можно использовать на праздниках, соревнованиях и уроках.
Аламан байга.
Это национальные скачки на длинные и
сверхдлинные дистанции от 25, до 100 км.
Они являются одним из древнейших и
популярнейших состязаний у народов
Казахстана, появление которых несомненно,
связано с условиями кочевого быта и
необходимостью подготовки лошадей к
длительным переходам, особенно актуальным в военное время. «Аламан байга» - всегда основной вид программы состязаний масштабных народных торжеств, в особенности поминок (ас).
Скачки, по традиции проводятся в степи.
По правилам, по мере приближения к финишу джигиты начинали выкрикиваться родовые кличи (уран), по которым зрители узнавали лидеров и победителей скачки.
Большущее значение имеет тактическое мастерство спортсмена. Часто побеждает не тот, у кого более резвая лошадь, а тот, кто умеет тактически верно провести состязание, скоро оценить обстановку, отлично готовить лошадь к скачке, распределять ее силы на дистанции. Лошади Костанайской породы отлично скачут на длинные дистанции. В 50-х г. проводились тесты скаковых лошадей на дальние расстояния.
Байга.
Один из самых фаворитных и обширно распространённых казахских конных видах спорта, скачки на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом. Классификационные дистанции: 7,12 и 16 км. Байга на 7 км. Вошла как обязательная дистанция на конноспортивных соревнованиях в конезаводах.
Жамбы ату.
Стрельба из лука в мишень, распространённый
вид спорта в дореволюционном Казахстане.
Посреди казахов было много метких стрелков,
так как меткость наряду с силой, ловкостью и
смелостью числилась неотъемлемым качеством
реального джигита.
Стрельба из лука имела несколько вариантов:
стрельба, стоя на земле, стрельба, сидя верхом на лошади и на скаку лошади.
В последнее время более популярной была стрельба, стоя на земле. Целью для стрельбы служил Жамбы (серебряный диск), который подвешивали на тоненькой верёвке (из конских волос) к перекладине высокого столба. Попасть в мишень удавалась редким стрелкам. Более оптимальным числился метод прицеливания в верёвку. Необходимо было чётким попаданием перебить ее, чтоб висящий диск упал на землю. Современные соревнования по жамбы ату проводиться по правилам, учреждённым спорткомитетом республики. Они предугадывают конную скачку с метанием копья в мишень (вместо стрельбы из лука).
Жорга жарыс.
В скачках принимают участие наездники на
иноходцах. Зрители с особым восхищением
смотрят состязания. Соревнования делятся на
жол жорга (буквально: жол – дорога, жорга –
иноходец) и шаппа жорга (буквально: шаппа –
скакун). Самых лучших лошадей в народе
называют жорга – иноходец, сужорга – безупречный иноходец. Сужорга во время скачек не меняет своего темпа, ровный бег не заменяет наскоками и не замедляет ход. Кажется, что лошадь не скачет, а летит над землей. Сидящий на сужорга может держать кесе с кумысом, с водой и не расплескать их. Про таких скакунов-иноходцев говорят «устінен су тогілмес майда коныр» (буквально: «даже воду не расплеснет»).
Кокпар.
Конноспортивная борьба, борьба всадников за
овладение тушей козла: кокпар-кокбори значит
по казахский серый волк. Для кочевников волк был
злейшим противником, и если кому нибудь
удавалось уничтожить хищника, он обязан был
его голову преподнести родоначальнику, как знак
героизма: тушу отдать собравшимся на растерзание.
День убийства волка становился своеобразным праздником. Каждый старался унести тушу волка к себе в аул, из-за чего возникала борьба за овладение тушей. Но не постоянно были убитые волки, и в этих вариантах обезглавленный козёл заменял тушу зверя. До нас дошло лишь заглавие «серый волк», а форма и содержание игры поменялись в согласовании с социально-экономическими условиями жизни. Кокпар и в наши дни остаётся одной из любимых конноспортивной игры народа, без которого не проходит ни одно торжество и массового развлечения. Игра имеет два варианта -более распространенным является жалпы-тартыс, когда в игре участвует огромное количество всадников, которые борются за овладения тушей каждый без помощи других. Другой вариант -Дода-тартыс, когда борьба идёт меж группами, состоящими из определенного количества всадников. С1958 соревнования проводятся на скаковой дорожке ипподрома. Продолжение игры 5-15 мин.. До 1958 кокпар проводился на праздниках, на отгонах, в аулах без утверждённых правил. На 1-х Всесоюзных конноспортивных соревнованиях кокпар был включён как один из главных видов программы состязаний.
Тенге алу.
Доказать свою ловкость и мастерство можно было и в
состязании «тенге алу» (подними монету). На полном
скаку джигит должен поднять с земли слиток серебра
– таким было прежнее условие игры. Именно эти
состязания особенно поразили Александра Македонского,
когда тот побывал в Средней Азии. По свидетельству
историков, увидев кумис алу, он воскликнул: «Вот
настоящая подготовка для всадника-воина». Сейчас
вместо серебряного слитка всадник на полном ходу
лошади, быстро наклонившись вниз, поднимает то слева,
то справа монеты, завязанные в платочки. Тот, кто сумеет
в одном заезде взять большее количество платков,
считается победителем.
Кыз-куу.
Среди зрелищ, особо любимых казахской
молодежью, была конная игра «кыз-куу»
(догони девушку). Эта игра пришла к нам еще
со времен саков. Обычай требовал, чтобы
джигит, претендующий на руку и сердце
девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Во время народного праздника молодежь верхом на лошадях выходит, гарцуя, в поле. По условному знаку девушка, плетью стегнув коня, мчится вскачь от суженого. Джигит бросается за ней вслед. Юноша должен, во что бы то ни стало, догнать и поцеловать девушку, иначе ему не избежать шутливых замечаний друзей, осуждающих взоров родичей, ехидного смеха девушек и торжествующего взгляда строптивой наездницы. Если все же парню не удалось догнать красавицу, он должен развернуться и стремительно скакать обратно. Теперь уже девушка гонится за ним, но не для того, чтобы подарить поцелуй, а чтобы … отстегать камчой незадачливого жениха. И все же, во все времена эта игра скорее была веселым спектаклем, за которым с удовольствием наблюдали все степняки, от мала до велика, чем серьезным испытанием для влюбленных.
Сайыс.
Сайыс - единоборство всадников на пиках, представляет собой один из старинных военизированных игр, устраиваемых лишь на особо больших торжествах. Встречался он и у киргизов.
Бойцы для поединка выставлялись из разных родов либо меж соседними народами, как, к примеру меж казахами и киргизами на юге Казахстана. Участники снаряжались нужной экипировкой, вооружались длинными древесными копьями с тупым концом. Мишень поединка - выбить соперника из седла либо нанести ему тяжёлый удар, чтоб он не мог продолжить единоборство. Часто бывали смертельные случаи, а накалённые страсти приводили к серьёзным столкновениям меж родами. Потом это игра была запрещена царской администрации.
Аударыспак.
Борьба на лошадях с целью сбросить соперника
с седла называлась «аударыспак». Участвовали
в ней только зрелые мужчины, обладающей
большой физической силы, ловкостью,
выносливостью и умелым владением конем.
Обычно такие мастера выставлялись на
состязание от имени целого аула и рода.
Казахша курес.
Большой популярностью в народе воспользовалась
борьба казахша курес, разновидность которой
встречались и у остальных народов Средней Азий.
Видимо, сначало все виды борьбы были порождены
необходимостью рукопашной схватки во время
близких боёв.
Казахша курес проводился на всех празднествах меж известными силачами. Борцам были известны разнообразные приёмы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами. Отличительной чертой казахша курес является отсутствия борьбы в партере и делается они лишь на поясах и стоя.
Алты бакан.
В дословном переводе «шесть столбов» – казахские
качели, которые сооружались из шести столбов,
на концах перетянутые крепкой веревкой. Сверху
на них устанавливали поперечный шест, куда
необходимо было закрепить парные арканы для ног
и сидения. «Алты бакан» устраивали в вечернее время
в дни свадебных торжеств или праздника Наурыз.
Девушки и юноши, раскачиваясь на качелях попарно, должны были заводить какую-нибудь веселую песню, а остальные подхватывать ее, аккомпанируя на домбре.
Сбивание тымака.
Шест, высотой не превышающей всадника, втыкают
в землю и надевают на его верхушку головной
убор - тымак. Участнику игры показывают место,
на котором установлен тымак, затем плотно завя-
зывают глаза и дают в руки камчу. После этого
наездника крутят на одном месте и отпускают со
словами: «Ну-ка теперь иди, сбей тымак». В случае,
если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может, по разрешению ведущего, исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании. Количество участников игры не ограничивается, испытать удачу может каждый, у кого есть верховая лошадь.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Казахские национальные виды спорта и подвижные игры
Учитель физической культуры: Темиров Абдрахман Мугалханович
Школа –лицей имени Абая
Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.
В условия борьбы за независимость и суровой кочевой жизни у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В базе ее лежали национальные виды спорта и подвижные игры.
Состязательный характер способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и остальных свойств, нужных кочевнику-шаруа и войну-сарбазу.
В особенности большой популярностью воспользовались конноспортивные игры. Конь составлял подвижную базу кочевого хозяйства и являлся олицетворением красы, чистоты и скорости. В конноспортивных играх он, совместно с всадником-джигитом, участвовал в активном двигательном процессе.
Самым большим знаковым мероприятием, по имеющимся сведениям считались поминки и конские скачки к ним приуроченные. Доподлинно известно, что поминки (ас), периодически устраиваемые в память старейшины рода, собирали огромное количество людей, независимо от сословной принадлежности. Об этом событии молва по степи ходила в течение нескольких лет, слагались песни, возникали легенды.
Торжественные мероприятия продолжались от 3 до 7 дней, при этом ежедневно проводились какие-либо национальные игры и состязания, а заключительный день завершала грандиозная скачка – «Аламан байга», которая собственно и была впоследствии причиной многочисленных обсуждений.
Цель: ознакомить с традициями, историей, культурой, спортивными и подвижными играми Казахского народа. Многие игры можно использовать на праздниках, соревнованиях и уроках.
Аламан байга.
Это национальные скачки на длинные и
сверхдлинные дистанции от 25, до 100 км.
Они являются одним из древнейших и
популярнейших состязаний у народов
Казахстана, появление которых несомненно,
связано с условиями кочевого быта и
необходимостью подготовки лошадей к
длительным переходам, особенно актуальным в военное время. «Аламан байга» - всегда основной вид программы состязаний масштабных народных торжеств, в особенности поминок (ас).
Скачки, по традиции проводятся в степи.
По правилам, по мере приближения к финишу джигиты начинали выкрикиваться родовые кличи (уран), по которым зрители узнавали лидеров и победителей скачки.
Большущее значение имеет тактическое мастерство спортсмена. Часто побеждает не тот, у кого более резвая лошадь, а тот, кто умеет тактически верно провести состязание, скоро оценить обстановку, отлично готовить лошадь к скачке, распределять ее силы на дистанции. Лошади Костанайской породы отлично скачут на длинные дистанции. В 50-х г. проводились тесты скаковых лошадей на дальние расстояния.
Байга.
Один из самых фаворитных и обширно распространённых казахских конных видах спорта, скачки на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом. Классификационные дистанции: 7,12 и 16 км. Байга на 7 км. Вошла как обязательная дистанция на конноспортивных соревнованиях в конезаводах.
Жамбы ату.
Стрельба из лука в мишень, распространённый
вид спорта в дореволюционном Казахстане.
Посреди казахов было много метких стрелков,
так как меткость наряду с силой, ловкостью и
смелостью числилась неотъемлемым качеством
реального джигита.
Стрельба из лука имела несколько вариантов:
стрельба, стоя на земле, стрельба, сидя верхом на лошади и на скаку лошади.
В последнее время более популярной была стрельба, стоя на земле. Целью для стрельбы служил Жамбы (серебряный диск), который подвешивали на тоненькой верёвке (из конских волос) к перекладине высокого столба. Попасть в мишень удавалась редким стрелкам. Более оптимальным числился метод прицеливания в верёвку. Необходимо было чётким попаданием перебить ее, чтоб висящий диск упал на землю. Современные соревнования по жамбы ату проводиться по правилам, учреждённым спорткомитетом республики. Они предугадывают конную скачку с метанием копья в мишень (вместо стрельбы из лука).
Жорга жарыс.
В скачках принимают участие наездники на
иноходцах. Зрители с особым восхищением
смотрят состязания. Соревнования делятся на
жол жорга (буквально: жол – дорога, жорга –
иноходец) и шаппа жорга (буквально: шаппа –
скакун). Самых лучших лошадей в народе
называют жорга – иноходец, сужорга – безупречный иноходец. Сужорга во время скачек не меняет своего темпа, ровный бег не заменяет наскоками и не замедляет ход. Кажется, что лошадь не скачет, а летит над землей. Сидящий на сужорга может держать кесе с кумысом, с водой и не расплескать их. Про таких скакунов-иноходцев говорят «устінен су тогілмес майда коныр» (буквально: «даже воду не расплеснет»).
Кокпар.
Конноспортивная борьба, борьба всадников за
овладение тушей козла: кокпар-кокбори значит
по казахский серый волк. Для кочевников волк был
злейшим противником, и если кому нибудь
удавалось уничтожить хищника, он обязан был
его голову преподнести родоначальнику, как знак
героизма: тушу отдать собравшимся на растерзание.
День убийства волка становился своеобразным праздником. Каждый старался унести тушу волка к себе в аул, из-за чего возникала борьба за овладение тушей. Но не постоянно были убитые волки, и в этих вариантах обезглавленный козёл заменял тушу зверя. До нас дошло лишь заглавие «серый волк», а форма и содержание игры поменялись в согласовании с социально-экономическими условиями жизни. Кокпар и в наши дни остаётся одной из любимых конноспортивной игры народа, без которого не проходит ни одно торжество и массового развлечения. Игра имеет два варианта -более распространенным является жалпы-тартыс, когда в игре участвует огромное количество всадников, которые борются за овладения тушей каждый без помощи других. Другой вариант -Дода-тартыс, когда борьба идёт меж группами, состоящими из определенного количества всадников. С1958 соревнования проводятся на скаковой дорожке ипподрома. Продолжение игры 5-15 мин.. До 1958 кокпар проводился на праздниках, на отгонах, в аулах без утверждённых правил. На 1-х Всесоюзных конноспортивных соревнованиях кокпар был включён как один из главных видов программы состязаний.
Тенге алу.
Доказать свою ловкость и мастерство можно было и в
состязании «тенге алу» (подними монету). На полном
скаку джигит должен поднять с земли слиток серебра
– таким было прежнее условие игры. Именно эти
состязания особенно поразили Александра Македонского,
когда тот побывал в Средней Азии. По свидетельству
историков, увидев кумис алу, он воскликнул: «Вот
настоящая подготовка для всадника-воина». Сейчас
вместо серебряного слитка всадник на полном ходу
лошади, быстро наклонившись вниз, поднимает то слева,
то справа монеты, завязанные в платочки. Тот, кто сумеет
в одном заезде взять большее количество платков,
считается победителем.
Кыз-куу.
Среди зрелищ, особо любимых казахской
молодежью, была конная игра «кыз-куу»
(догони девушку). Эта игра пришла к нам еще
со времен саков. Обычай требовал, чтобы
джигит, претендующий на руку и сердце
девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Во время народного праздника молодежь верхом на лошадях выходит, гарцуя, в поле. По условному знаку девушка, плетью стегнув коня, мчится вскачь от суженого. Джигит бросается за ней вслед. Юноша должен, во что бы то ни стало, догнать и поцеловать девушку, иначе ему не избежать шутливых замечаний друзей, осуждающих взоров родичей, ехидного смеха девушек и торжествующего взгляда строптивой наездницы. Если все же парню не удалось догнать красавицу, он должен развернуться и стремительно скакать обратно. Теперь уже девушка гонится за ним, но не для того, чтобы подарить поцелуй, а чтобы … отстегать камчой незадачливого жениха. И все же, во все времена эта игра скорее была веселым спектаклем, за которым с удовольствием наблюдали все степняки, от мала до велика, чем серьезным испытанием для влюбленных.
Сайыс.
Сайыс - единоборство всадников на пиках, представляет собой один из старинных военизированных игр, устраиваемых лишь на особо больших торжествах. Встречался он и у киргизов.
Бойцы для поединка выставлялись из разных родов либо меж соседними народами, как, к примеру меж казахами и киргизами на юге Казахстана. Участники снаряжались нужной экипировкой, вооружались длинными древесными копьями с тупым концом. Мишень поединка - выбить соперника из седла либо нанести ему тяжёлый удар, чтоб он не мог продолжить единоборство. Часто бывали смертельные случаи, а накалённые страсти приводили к серьёзным столкновениям меж родами. Потом это игра была запрещена царской администрации.
Аударыспак.
Борьба на лошадях с целью сбросить соперника
с седла называлась «аударыспак». Участвовали
в ней только зрелые мужчины, обладающей
большой физической силы, ловкостью,
выносливостью и умелым владением конем.
Обычно такие мастера выставлялись на
состязание от имени целого аула и рода.
Казахша курес.
Большой популярностью в народе воспользовалась
борьба казахша курес, разновидность которой
встречались и у остальных народов Средней Азий.
Видимо, сначало все виды борьбы были порождены
необходимостью рукопашной схватки во время
близких боёв.
Казахша курес проводился на всех празднествах меж известными силачами. Борцам были известны разнообразные приёмы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами. Отличительной чертой казахша курес является отсутствия борьбы в партере и делается они лишь на поясах и стоя.
Алты бакан.
В дословном переводе «шесть столбов» – казахские
качели, которые сооружались из шести столбов,
на концах перетянутые крепкой веревкой. Сверху
на них устанавливали поперечный шест, куда
необходимо было закрепить парные арканы для ног
и сидения. «Алты бакан» устраивали в вечернее время
в дни свадебных торжеств или праздника Наурыз.
Девушки и юноши, раскачиваясь на качелях попарно, должны были заводить какую-нибудь веселую песню, а остальные подхватывать ее, аккомпанируя на домбре.
Сбивание тымака.
Шест, высотой не превышающей всадника, втыкают
в землю и надевают на его верхушку головной
убор - тымак. Участнику игры показывают место,
на котором установлен тымак, затем плотно завя-
зывают глаза и дают в руки камчу. После этого
наездника крутят на одном месте и отпускают со
словами: «Ну-ка теперь иди, сбей тымак». В случае,
если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может, по разрешению ведущего, исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании. Количество участников игры не ограничивается, испытать удачу может каждый, у кого есть верховая лошадь.
Автор: Темиров Абдрахман Мугалханович