Главная / Старшие классы / Русский язык

Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в

Скачать
30.93 КБ, 1117407.zip Автор: Богаделин Александр Аркадьевич, 6 Июн 2015

Автор разработки: Богаделин Александр Аркадьевич
Писатель

Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях)
(ВНИМАНИЕ! Архивированный файл урока содержит все разбираемые тексты).

Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы. Ролевая игра.
Количество часов – 2
Урок литературы (или Мировой художественной культуры) и ролевая игра по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие».
Специальные знания и умения - Развитие умения самостоятельно находить и использовать исторический материал, иллюстрации из энциклопедий. Развитие творческих способностей учащихся. Развитие коммуникативных навыков.
Общие знания и умения - Обучение в процессе игры. Получение представления об истории рыцарства, рыцарских турнирах, Кодексах чести, геральдике. Приобретение поэтических навыков.

УРОК ПЕРВЫЙ

I. Предварительная подготовка материалов
Рекомендуется перед проведением урока в качестве домашнего задания поручить ученикам подготовить материал по истории рыцарства и их традициям.

II. Сообщение темы урока

III. История рыцарства
Конечно же, каждый слышал о рыцарях – тяжеловооруженных всадниках Западной Европы, одетых в металлические доспехи. Они сражались на могучих боевых конях, также закованных в латы.
Но рыцари – это не просто один из видов войск, они образовывали целое сословие. Помимо доспехов и оружия их еще отличало соблюдение Кодекса чести и поклонение Прекрасной даме. И хотя в Средние века воины, подобные рыцарям, были и в Азии и даже среди индейцев Америки, мы остановимся на европейской рыцарской культуре.
Одеяние рыцарей претерпело со временем существенные изменения, но всегда стоило достаточно дорого. Например, в X веке полная боевая экипировка обходилась в 330 солидов (золотых римских монет), а приличное поместье в те времена можно было купить за 60 солидов. В XVI веке Генрих VIII уже тратил на доспехи по 3000 фунтов, в то время как боевой корабль стоил 2300 фунтов.
Сначала рыцари в качестве защиты на поле боя использовали кольчуги, которые закрывали все тело, включая голову и ноги. Кольчужное одеяние не стесняло движений во время сражения, но в крестовых походах выявился один существенный недостаток. Оно быстро нагревалось на солнце, и находиться в нем продолжительное время было весьма затруднительно. В результате появилось сюрко – широкая полотняная одежда, которая надевалась сверху и предохраняла доспехи от перегрева. Со временем на сюрко стали нашивать кресты и геральдические эмблемы.
Начиная с XV века, рыцарские доспехи стали сплошными. Воины были буквально закованы в латы из металлических пластин. Однако они тщательно подгонялись по фигуре и не стесняли движений. И тогда же стали появляться различные виды доспехов – для боя, для турниров, парадные доспехи.
Закат эпохи рыцарства как военной касты, наступил с изобретением огнестрельного оружия, пули из которого с легкостью пробивали латы.

Рыцарем изначально никто не рождался. Даже сын короля проходил специальный обряд посвящения. В соответствии с традицией ребенок находился в семье только до семи лет, после чего его отдавали в пажи (фактически, слуги) в замок какого-нибудь знатного сеньора. В четырнадцать лет мальчик становился оруженосцем и только в 17-18 лет проходил обряд посвящения, получая рыцарский пояс, меч и шпоры.
Общее количество рыцарей было не так уж и велико. Во всей Англии при Вильгельме I (1066 – 1087) их насчитывалось около 5 тысяч, а в крестовых походах участвовало не более 3 тысяч.

Кроме войны рыцари считали для себя достойным занятием только охоту и турниры. Рыцарский турнир – это парный поединок или групповое состязание, проводящиеся по определенным правилам. Его цель – не столько подвергнуть противника реальной опасности, сколько показать свое умение владеть оружием, продемонстрировать навыки верховой езды и мужество.
Первое описание воинских игр относится к 842 году, но правила их были сформулированы только в XI веке. В частности, в них запрещалось сражаться вне очереди, наносить раны лошади противника, продолжать бой после того, как противник поднял забрало или сложил оружие, выступать нескольким против одного и т.д.
Долгая история рыцарских турниров породила многообразие форм их проведения. Это и конные ристалища, целью которых было выбить противника из седла, и битвы на мечах, и метание копий, и даже осада специально для этого выстроенных деревянных замков.
Постепенно для турниров выработался целый церемониал. Важная роль при их проведении отводилась герольдам. Они выкликивали имена вступавших в бой, слагая при этом нечто вроде хвалебной песни с перечислением личных подвигов рыцаря и заслуг его предков. Они же следили за соблюдением правил и умоляли дам остановить сражение, когда страсти слишком накалялись.

IV. Кодекс рыцарской чести
Посвящение в рыцари также подразумевало следование молодым человеком Кодексу чести и поклонение Прекрасной даме.
Например, Кодекс Камелота (Рыцарей Круглого стола) содержал следующие пункты:
• Рыцари Камелота сильны, мужественны и отважны, щит их – прибежище для слабых и угнетенных.
• Рыцари Камелота всегда держат свое слово, не злоупотребляют оказанным доверием.
• Рыцари Камелота скромны и бескорыстны, не идут на поводу у жажды прибыли, почестей или благодарности, не кичатся своим положением.
• Рыцари Камелота умеют контролировать себя, гордость и мщение не руководят их поступками.
• Рыцари Камелота добры и милосердны к людям, готовы всегда простить обидчика, испросившего прощения – оступившегося, но раскаявшегося.

V. Культ прекрасной дамы
Культ Прекрасной Дамы зародился в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда быстро распространился по всей Западной Европе. Это была своего рода компенсация суровой угрюмости и дикой необузданности мужчин того времени.
Основу культа составляет поклонение Деве Марии, в честь которой возносились горячие молитвы и слагались стихи. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами.
По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей.
Поклонение Даме принимало разнообразные, в том числе и поэтические формы. А так как большинство рыцарей были не сильны в изящной словесности, то им приходилось заказывать стихи бардам и трубадурам.
В конце XI века во Франции стали популярными песни о героических деяниях рыцарей. Самая известная из них – «Песнь о Роланде». Позднее в XII-XIII веках появляются уже рыцарские романы. Как и рыцарские песни, они воспевали мужество и верность, прославляли рыцарскую любовь и культ Прекрасной Дамы. Наиболее известные их авторы – французы Бенуа де Сент-Мор и Кретьен де Труа, немец Готфрид Страсбургский, автор поэмы о рыцаре Тристане и прекрасной королеве Изольде. А в XV веке был написан Томасом Мэлори его знаменитый роман «Смерть Артура», повествующий о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола.

В качестве примера можно привести стихотворение трубадура Джауфре Руделя.

Длиннее дни, алей рассвет,
Нежнее пенье птицы дальней,
Май наступил, спешу я вслед
За сладостной любовью дальней.
Весною я раздавлен, смят,
И мне милее зимний хлад.

Я верой в будущность согрет,
Ведь встречусь я с любовью дальней,
Но после блага жду я бед,
Ведь благо – это призрак дальний.
Стать пилигримом буду рад,
Чтоб на меня был брошен взгляд.

Печаль и радость тех бесед
Храню в разлуке с дамой дальней,
Хотя и нет таких примет,
Что я отправлюсь в край тот дальний.
Меж нами тысячи лежат
Шагов, дорог, иных преград.

С творцом, создавшим тьму и свет,
Любви не позабывшем дальней,
Я в сердце заключил завет,
Чтоб дал свиданье с дамой дальней,
Чтоб стали комната и сад
Роскошней каменных палат.

Мой только тот правдив портрет,
Где я стремлюсь к любови дальней,
Сравню ль восторги всех побед
С усладою любови дальней,
Но стать горчайшей из утрат
Ей предстоит, ведь мир заклят.

О, злая доля, мир заклят,
О, сладость горькая утрат.

Чтение стихотворения можно заменить на прослушивание песни известного барда - Александра Суханова, «Длиннее дни…».

VI. Лесное рыцарство
В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» лесные духи древних славян тоже решили устроить рыцарский турнир.
Проходил он в Заповедном лесу. Как и у всякого леса, у него есть свой хозяин – Леший Тихон, который следит за тем, чтобы никто не ломал и не рубил больше надобности деревьев и не обижал животных. Разрешением возникающих между духами споров занимается главный смотритель – бес Федор.
Организовал турнир местный Поэт и Сказочник – черт Стас, у которого был в свое время Учитель – подземный черт Иосиф.
Сразу надо пояснить: черти и бесы в славянской мифологии являются самобытными персонажами, имеющими весьма отдаленное отношение к Дьяволу и Сатане – образам, пришедшим из библейских текстов вместе с христианством.
Они могут принять любой облик – животного, человека, вихря или огненного столба, но истинным считается их вид с рогами, хвостом и копытами на ногах. Бесы, кроме всего этого, имеют еще и крылья, позволяющие им перемещаться по воздуху.
Главное занятие чертей и бесов по отношению к людям – творить мелкие пакости. А самое любимое их развлечение – кружиться в вихрях с русалками на шабашных плясках.
Об остальных героях – водяных, берегинях, Бабе Яге, Василисе Прекрасной вы узнаете из текста самой сказки.
А началось все с драки, в которой черту Стасу «засветили» под глазом большой синяк.

Далее читается глава 15 книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…» - «Лесное рыцарство» (http://proza.ru/2009/10/14/1064).

По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Зосима, несомненно, был знаком с поэзией А.С. Пушкина. Приветствие нимфы построено на основе его раннего стихотворения «Рифма», которое в полном варианте имеет следующий вид:
Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее приняла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

2. Бог-громовержец / В северных землях правитель.
Духов Заповедного леса посетил северный бог грома, бури и плодородия – Тор. Он был рыжебородым богатырем, любимым сыном верховного бога скандинавов – Одина. Главным оружием Тора служил гигантский молот, которым он побивает всех своих врагов, а в последней битве (Рагнареке) – мирового Змея.

3. Златогорка нахмурилась поначалу, что это он при всех о тайне их рассказывать вздумал.
Златогорка – дочь Соловья-Разбойника устроила в качестве испытания полюбившему её лешему Серафиму полное опасностей путешествие через подземное Пекло. (См. Методическую разработку урока по теме «Любовь истинная и мнимая» - http://pedsovet.su/load/28-1-0-3808).

4. …из рук Василисы Прекрасной ремни кожаные с застежками золотыми получили да плащи с гербами вышитыми.
К знакам рыцарского достоинства относились помимо всего прочего герб, который выбивался на щите, плащ, а также пояса и ремни из шкуры тура. Последние считались знаками особой доблести, ибо поединок с диким туром требовал мужества и часто заканчивался трагически для охотника.

VII. Вопросы о прочитанном.
1. Почему духи Заповедного леса решили устроить рыцарский турнир?
2. Как черту Стасу удалось склонить духов к участию в турнире?
3. Какие награды получили участники турнира из рук Василисы Прекрасной?

VIII. Домашнее задание:
Подготовиться к ролевой игре «Рыцарский турнир».

УРОК ВТОРОЙ. Ролевая игра.
Ход урока:

I. Формирование команд
Для ролевой игры из двух классов или из одного класса набираются четыре команды. По две команды рыцарей и по две команды Прекрасных Дам.
Прекрасные Дамы выбирают из своего состава одну или двух Королев Турнира.
Ролевая игра проводится в виде нескольких конкурсов, за которые начисляются баллы. Победителем объявляется команда рыцарей и их Прекрасных Дам, набравшая большее количество очков.
Перед проведением ролевой игры в качестве домашнего задания командам даются темы, по которым будут задаваться вопросы: рыцарское оружие, рыцарские ордена, геральдика, рыцарские замки, крестовые походы, роман Т.Мэлори «Смерть Артура».

II. Музыкальное сопровождение
В качестве музыкального сопровождения игры рекомендуется подобрать современные обработки песен менестрелей и трубадуров.
Например, песни с альбомов группы «Blacmores Night»

III. КОНКУРС НА ЗНАНИЕ ИСТОРИИ РЫЦАРСТВА
Соревнование проводится между двумя командами рыцарей и их Дам.
В качестве конкурсных вопросов могут использоваться следующие.

Вопрос: Что изображено на гобелене из Байе?
Ответ: Гобелен из Байе или, как его еще называют, «Байонский ковер» повествует о битве при Гастингсе (1066 год). Он представляет собой длинное (порядка 70 метров) льняное полотно шириной около 50 см. В этой битве воины норманнского герцога Вильгельма, которых уже можно считать настоящими рыцарями, одержали верх над войском англичан под предводительством короля Гарольда.

Вопрос: Что такое эфес?
Ответ: Рукоятка меча.

Вопрос: Чем отличается дамасская сталь от булатной?
Ответ: Дамаск – это кованная сталь, а булат - литая.

Вопрос: Что обозначал белый восьмиконечный крест на одежде рыцарей-госпитальеров?
Ответ: Вступавшие в орден давали три обета: целомудрия, послушания и бедности. Чтобы символизировать свой отказ от всего мирского, они выбрали униформой простую одежду и белый восьмиконечный крест, который обозначал восемь орденских добродетелей: жизнь в истине, веру, раскаяние, смирение, справедливость, милосердие, искренность, терпение.

Вопрос: Какое полное название ордена тевтонских рыцарей?
Ответ: Орден Святой Девы Марии Тевтонской.

Вопрос: Кем были в тевтонском ордене братья в серых плащах с буквой «Т»?
Ответ: Оруженосцами.

Вопрос: Когда тамплиеры могли защищать себя при нападении?
Ответ: Устав ордена предписывал защищать себя от иноверцев только после трехкратного нападения. В бою рыцари не имели права просить пощады и предлагать за себя выкуп, если оказывались в плену.

Вопрос: Почему рыцарские замки строились обычно на расстоянии не более 25 миль друг от друга?
Ответ: Таково было максимальное расстояние, преодолев которое тяжеловооруженный всадник и его конь могли без отдыха вступить в бой.

Вопрос: Какое сооружение рыцарского замка называлось донжоном?
Ответ: Донжоном называлась главная башня замка, в которой можно было укрыться во время осады. Проход в донжон устраивался в нескольких метрах от основания, и в него вели деревянный мост или лестница, которые можно было в случае необходимости быстро разрушить. В башне обязательно устраивался колодец и находился запас продуктов на случай осады.

Вопрос: Когда состоялся четвертый крестовый поход и чем он закончился?
Ответ: Четвертый крестовый поход длился с 1202 по 1204 годы. Вместо того чтобы высадиться в Египте или Палестине, как это планировалось вначале, рыцари оказались под стенами Константинополя. Взяв его в 1204 году, они основали на землях Византии Латинскую империю.

Вопрос: Что такое геральдика, и зачем она была нужна?
Ответ: Система опознавательных знаков на одежде и оружии, дающая возможность опознать рыцаря во время сражения и подтверждающая его право выступать на турнирах. Обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, полностью скрывающим лицо, и однообразный типовой доспех.

Вопрос: Что символизировал на гербе золотой цвет? Что символизировал на гербе черный цвет?
Ответ: Геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро — невинность; голубой цвет — величие, красоту, ясность; красный — храбрость; зелёный — надежду, изобилие, свободу; чёрный — скромность, образованность, печаль; пурпуровый — достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Вопрос: На сколько частей обычно делится поле щита? Назовите главные (почетные) геральдические фигуры?
Ответ: Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами. При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры — главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест.

Вопрос: Что символизирует изображение на гербе медведя? Что символизирует изображение на гербе оленя?
Ответ: Изображения на гербе имели следующие символические значения. Лев – символ силы, мужества, великодушия; леопард – храбрости и отваги; конь – совмещал храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака – символ преданности и повиновения; кошка – независимости; волк – злости; медведь – предусмотрительности; бык – плодородия земли; вепрь – мужества; олень – символ воина, пред которым бежит неприятель и т.д.. Из птиц чаще всего изображаются орёл – символизировал власть и великодушие; ворон – долголетие; журавль с камнем в одной лапе – бдительности и т.д. Дельфин – символ силы; пчёлы и муравьи – трудолюбия; змея–вечности. Из фантастических фигур: феникс – символ бессмертия; единорог – чистоты и т.д.

Вопрос: Каким был девиз у короля Артура, начертанный на его щите?
Ответ: «Сила — это еще не справедливость, справедливость — это и есть сила».

Вопрос: Кто такой Ланселот?
Ответ: Ланселот - рыцарь без страха и упрека. Был влюблен в королеву и стал соперником короля, но был прощен им, и пришел на помощь своему королю в трудную минуту.

Вопрос: Кто такой Мерлин?
Ответ: Чародей, советник короля Артура. Именно от него король узнал о волшебном мече и многих других вещах, которые помогали ему одерживать победы над врагами.

Вопрос: Кто противостоит волшебнику Мерлину?
Ответ: Злая фея Моргана, которая в итоге погубит многих рыцарей и самого короля Артура, строя хитроумные козни.

III. КОНКУРС-ПРИВЕТСТВИЕ ПРЕКРАСНЫХ ДАМ.
Каждый рыцарь должен в стихотворной форме поприветствовать свою Даму Сердца.

IV. СОРЕВНОВАНИЕ ГЕРОЛЬДОВ-ОБЪЯВИТЕЛЕЙ.
Герольды-объявители от каждой команды представляют каждого рыцаря своей команды, слагая о нем хвалебную песнь.

V. ПРИВЕТСВИЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСТЕЙ.
Гости от каждой команды задают другой команде вопросы по греческой и скандинавской мифологии.

VI. КОНКУРС-СОСТЯЗАНИЕ.
Можно совместить ролевую игру с уроком физкультуры и провести ряд состязаний между рыцарями на улице. Например, по метанию деревянной болванки или сталкиванию противника с бревна.

VII. Награждение победителей.
Награждение победителей турнира и их Прекрасных Дам ценными подарками. Награждение проводят Королева (Королевы) Турнира.

VIII. Дополнительные конкурсы.
В качестве дополнительных конкурсов можно рекомендовать:
КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ. От каждой команды выбираются по художнику, который должен нарисовать по портрету какого-либо рыцаря и его Прекрасной Дамы.
КОНКУРС МОДЕЛЬЕРОВ. От каждой команды выбирается по два-три человека, которые за время проведения основных конкурсов должны подготовить из бумаги и других материалов костюмы средневековых рыцарей и их Дам.

IX. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Как я был рыцарем», «Как я была Прекрасной Дамой».



Автор: Богаделин Александр Аркадьевич
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован