Музыкальная гостиная "Вечный солнечный свет, имя тебе Моцарт!"
Сценарий музыкальной гостиной посвящён жизни и творчкству великого австрийского композитора - В. А. Моцарту.На сцене- ведущие, Дамы, Академик, с ними мы попадаем в мир чарующей музыки 18 века.
«Вечный солнечный свет
в музыке –
имя тебе Моцарт!»
(музыкальная гостиная)
Участники: ведущий, ведущая, две придворные дамы, Академик, исполнители произведений Моцарта.
Ход мероприятия
(Звучит фрагмент увертюры «Свадьба Фигаро» Моцарта. Затем музыка приглушается. Выходят ведущие. На сцене портрет Моцарта).
I вед: «Вечный солнечный свет – имя тебе Моцарт!» Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе.
II вед: Я слышал другое высказывание, если о каком – то человеке хотят сказать, что у него не заурядные способности, то нередко произносят «Гениален, как Моцарт!»
I вед: Я согласна с этим высказыванием. И правда, музыка этого венского композитора, который родился в середине XVIII века, продолжает нас радовать и сегодня, почти 3 века спустя. В чем же причина того, что Моцарт был признан гением уже в раннем детстве? Ведь каждый из нас без запинки может назвать сразу несколько произведений Моцарта, например «Турецкий марш». А начало его симфонии №40 мы можем запросто спеть.
II вед: Оказывается с музыкой Моцарта мы знакомы даже ближе, чем нам кажется. Музыка Моцарта сопровождает нас с самого раннего детства. Скажите, знаете ли вы песню «Спи, моя радость, усни»?
I вед: Конечно, ребята знают её. Многие годы мы ложились под неё спать, а значит музыка Моцарта для нас знакома с детства.
«Колыбельная»
II вед: Но почему музыка Моцарта популярна до сих пор?
I вед: Чтобы понять это, нам придется перелистать страницы биографии великого композитора и познакомиться с его сочинениями.
II вед: Вот одна из известных песен Моцарта. Она носит простое название «Весенняя песня».
I вед: Что ж слушаем «Весеннюю песню» в исполнении ансамбля. Обратите внимание на особенности музыки Моцарта: она очень красива, у каждой из его пьес удивительная мелодия, которую мы способны повторить голосом. И это один из признаков популярности его сочинений.
Ансамбль пианистов - «Весенняя песня».
II вед: Жизнь гениального австрийского композитора Волфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий и щедрый талант и постоянное творческое горение дали совершенно необычные и единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Но он успел создать очень много произведений – около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни и другие произведения различных жанров.
I вед: На необыкновенную судьбу В.А.Моцарта оказал огромное влияние его отец Леопольд Моцарт. Он был придворным музыкантом города Зальцбурга, давал уроки музыки и даже издал учебник по игре на скрипке.
Самая необычная пора в жизнь Моцарта – это его детство. Поэтому расскажем о нем подробнее.
II вед: Моцарту было всего лишь около 3лет, когда отец стал обучать игре на клавесине его семилетнюю сестру.
Наблюдая за занятиями сестры, музыкальный гений сам выучился музыкальной грамоте. И для него не было больше удовольствия, как находить на инструменте приятно звучащие аккорды. В пять лет он уже он уже сочинял небольшие пьесы и играл их отцу, а тот записывал их в тетрадь.
Iвед: Менуэт
Ария
Мальчик овладел танцем, игрой на скрипке и органе. Отец и его друзья музыканты не переставали удивляться такому быстрому развитию мальчика . Но Леопольд Моцарт решил, что будет лучше, если в восхищении от его талантливых детей будут приходить королевские дворы Европы. И вот, когда Вольфгангу исполнилось 6 лет, все семейство Моцартов (его сестра, он сам и родители) отправилось в Мюнхен. Курфюрст Мюнхена прослушал выступления детей и похвалил их. После этого, вернувшись домой, юные виртуозы стали заниматься музыкой еще прилежнее, и осенью 1762 года дети выступали в Вене перед императорским двором.
Романс из «Маленькой ночной серенады» - дуэт.
II вед: Семья Моцартов посетила все крупные города Европы – Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка продолжалась 4 года и превратилась в триумфальное шествие.
I вед: Но давайте попросим высказать свои впечатления от этих концертов современниц Моцарта, придворных дам короля Франции.
Выходят дамы, звучит фрагмент Iчасти «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта)
II вед: Сударыни, мы слышали, что во время концертов при королевском дворе вас ожидал какой – то сюрприз.
I дама: О, да! Эти маленькие австрийцы!
II дама: Господин Моцарт устроил для нас необыкновенное увеселение.
(Музыка стихает).
I дама: Концерты детей Моцартов вызывали бурю удивления и восхищения. Особенно поражала своей трудностью программа Вольфганга.
II дама: Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке, органе. Он импровизировал музыкальные произведения на заданную тему, с ходу играл незнакомые музыкальные произведения. Ничего не скажешь – настоящий вундеркинд, одаренный ребенок.
I вед: А как выглядел этот вундеркинд?
I дама: Публику занимала даже сама внешность виртуоза. Утверждают, что его родители очень хороши собой. Но в отличие от них мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Кроме того, как требовала придворная мода, его одевали в расшитый золотом, тяжёлый придворный костюм, на голове его был большой завитой парик.
II вед: А не тяжело ли, для него было выступать перед взрослой аудиторией?
II дама: Наверное, для него это было не легко. Концерты Моцартов продолжались 4 – 5 часов, но выслушав игру детей, слушатели принимались еще и забавляться, заставляя играть Вольфганга не глядя на клавиши, или исполнять трудные пассажи одним пальцем.
I дама: Я вспоминаю презабавный случай. После одного из своих концертов маленький Вольфганг, утомленный долгим выступлением, споткнулся и упал. На помощь ему поспешила одна из придворных дам.
II дама: Да – да, я вспоминаю. Она помогла ему подняться. А ребенок важно поблагодарил её и сказал. Когда вырасту большой, то женюсь на вас.
( Дамы уходят. Звучит фрагмент Iчасти «Маленькой ночной серенады»).
I вед: Тогда в Париже Моцарт сочинил свои первые сонаты, а в Лондоне – симфонии. Ему стали поступать заказы на новые сочинения. И крупнейшие взрослые музыканты того времени стали неодобрительно воспринимать появление юного конкурента. Они боялись померкнуть в лучах его славы.
«Песня пастушка» В.А.Моцарт
II вед: Вторая заграничная поездка Моцартов связана с Италией. Ведь наиболее модной музыкой тогда были сочинения итальянцев. Отец был уверен, что покорив своим талантом Италию, его сын завоюет себе достойное место в жизни.
I вед: Второй раз в жизни Вольфганг теперь уже 14 - летний музыкант, пережил настоящий триумф. Его концерты проходили с потрясающим успехом и собирали такое огромное количество слушателей, что самому Моцарту было трудно пробиваться сквозь огромные толпы поклонников. Даже специалистам - музыкантам было от чего прийти в восхищенье: мальчик невысокий для своего возраста, казавшийся 10 летним, мгновенно разрабатывал на скрипке и фортепиано сложнейшие темы для сочинений, сочинял музыку лишь при помощи внутреннего слуха, делал без помощи фортепиано переложения для оркестра.
II вед: – Давайте, как и в прошлом случае , попросим высказаться об этой поездке одного из итальянцев – академика Филармонической академии в Болонье
(входит академик)
I вед: Господин академик, мы знаем, что недавно в вашей академии состоялось необычное событие .
Акад: Да, верно. В городе Балонья произошла настоящая сенсация: 14 – летний мальчик, Вольфганг Амадей Моцарт был выбран магистром Филармонической академии. И это небывалый случай! Ведь закон запрещал избирать на эти должности людей моложе 20 лет.
I вед: Но для этого подростка вы сделали исключение?
Акад: Да, он был утвержден в звании магистра единовременно. Но иначе и быть не могло. Моцарт – это какой – то феноменальный случай. Люди отказывались верить в силу его одаренности. Когда играл концерт в Неаполе, слушатели стали кричать, что такая игра невозможна без помощи и волшебства, и потребовали его снять с пальца перстень, утверждая, что он волшебный. Конечно, Вольфганг и без перстня продолжал играть так же хорошо. Небывалый успех!
«Вальс»
I вед: К 19 годам Моцарт имел право считать, что он достиг вершин в своем искусстве, поскольку все в Европе ему об этом твердили. Однако, возвратившись к себе на родину, в Австрию, Моцарт выяснил, что может рассчитывать только на должность придворного музыканта, что делало его положение унизительным: новый правитель Зальцбурга был человеком жестоким, видевшим в гениальном композиторе только слугу. Он запретил Моцарту выступать без его разрешения и даже издал распоряжение кормить его на кухне с другими слугами.
IIвед: Моцарта очень сильно обижало такое отношение. И он подал заявление об уходе со службы. «Пусть я не граф» - писал он с горечью своему отцу, оправдывая свой шаг – но чести во мне, вероятно, больше чем у иного графа.
I вед: Моцарт несколько дней находился на грани острого нервного заболевания. Но его поддерживало сознание того, что он свободен и больше никогда не окажется в ярме «домашнего музыканта».
II вед: Он предвидел, что обрек себя на лишение и нужду, знал, что никто из современных ему музыкантов не отважился на такой рискованный шаг, но в решении своем не раскаялся.
«Фантазия ре минор»
I вед: – Моцарт решил обосноваться в Париже, но выяснилось что и там несмотря на то что в его композиторской копилке было уже около 300 произведений. Ему не удалось рассчитывать на устройство концертов или заказ оперы: слишком сильна была конкуренция с местными авторами. Но именно тогда в Париже Моцарт сочинил сонату со знаменитым финалом, который принято называть. «Рондо в турецком стиле», или просто «Турецкий марш».
Послушаем это одно из самых популярных произведений Моцарта
«Рондо в турецком стиле» финал сонаты А dur
II вед: – Выслушав игру Моцарта, прославленный композитор Иозеф Гайдн сказал его отцу: «Заявляю вам, что считаю вашего сына величайшим композитором из всех тех, о ком мне приходилось когда – нибудь слышать». Вот какой оценки заслужил Моцарт как музыкант.
I вед: Моцарт принял твердое решение поселиться в Вене, где прожил последние 10 лет. Несмотря на большую популярность, Моцарт часто испытывал нужду и почти что голод.
Торговцы нотами, директора театров и другие состоятельные люди постоянно злоупотребляли его добротой и бескорыстием. Один владелец нотного магазина, например, умудрялся доставать копии с его фортепианных сочинений и печать их без согласия автора, и естественно, без выплаты положенных ему денег. А однажды, директор одного прогорающего оперного театра заказал ему оперу, которая шла с большим успехом. Но при этом композитору не выплатили ни гроша.
В Вене Моцарт исполнил одно из своих заветных желаний – написать оперу на подлинном немецком языке, ведь тогда была в моде итальянская музыка. В последние годы жизни Моцарт создал три самые выдающиеся оперы. «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» - мелодичность и красота музыки вызывали у слушателей неизменный восторг. Это были вершины мастерства композитора.
Танец - «Менуэт» (хореографическое отделение).
II вед: – Да, Моцарт стал родоначальником классической австрийской оперы – разных жанров. «Свадьба Фигаро» - яркая сатира, «Дон – Жуан» - музыкально – психологическая драма.
I вед:Третья опера «Волшебная флейта» - сцена, в которой происходит утверждение победы разума и добра над враждебными силами.
I вед: Сегодня мы слушаем фрагмент Менуэт из оперы «Дон Жуан» в исполнении трио
II вед: Последнее произведение Моцарта « Реквием» - похоронная месса. Он писал её будучи тяжело больным, лежа в постели. Сами обстоятельства заказов этого произведения произвели на композитора неизгладимое впечатление. К нему явился незнакомый господин, одетый в черный плащ и заказал заупокойную мессу. Моцарт считал, что это посланник смерти и «Реквием» он пишет для себя. Хотя сегодня мы знаем, что этот господин был слугой известного в то время меломана – графа Вальзега. Граф уже не раз заказывал произведения, а потом выдавал их за свои. Вот и теперь он хотел почтить память своей умершей жены, а затем скромно признаться, что автором является не сам. Но Моцарт этого не знал, поэтому был так потрясен появлением черного посланника. «Реквием» отнял у Моцарта последние силы, он умер не дожив до 36 лет.
«Лакримоза» (Слезная) – квартет преподавателей
I вед: Давайте завершим нашу встречу «Симфонией - соль минор» - это одно из наиболее известных произведений Моцарта. Её трепетное звучание напоминает человеческую речь.
Звучит фрагмент симфонии №40 (аудио запись)
II вед: По слова самого Моцарта: «Музыка должна доставлять людям наслаждение» - и он сам всегда следовал этому своему правилу, сочинив мелодии, которые сегодня отзываются в нашем сердце теплотой и восторгом.
Автор: Любовь Владимировна Мартышкина