Развитие творчества детей при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина Опыт работы ГБОУ ЦРР д/с № 2662 СЗАО старший воспитатель Афанасьева Е.А. П. Антокольский
Развитие творчества детей
при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина
Опыт работы ГБОУ ЦРР д\с № 2662 СЗАОстарший воспитатель Афанасьева Е.А.
«Это имя знакомое с детства- вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь».
П. АнтокольскийПушкин - это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта, талант, преданность в дружбе, любовь к людям. Сегодня, услышав, имя Пушкин, человек любого возраста улыбается и произносит: «Да-да, конечно, помню с детства: «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».
Или вот еще: «Жил старик со своею старухою у самого синего моря:
…………………………………………………………….
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла своюпряжу».
А с каким переживанием и трепетом мы читали:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе...»Долго можно перечислять строчки из сказок Пушкина, живущих в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение. Они сближают взрослых и детей. Ведь душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать музыку, живопись, красоту природы, познавать искусство художественного слова.
«Дети исключительно чутки.... Когда духовность не развивается, духовные вещи постепенно становятся для нас так же, как для глухого музыка», - писал А.Мень. Детство - категория движущая, не застывшая. Ни одно поколение не повторяет в копии предыдущее. Но прогресс возможен лишь тогда, когда каждое поколение из новых впитывает все высокое, нравственное, что было создано, чем жили предыдущие поколения.
У каждого народа есть «свое особенное», но для всех вечно то, что питает творческую жизнеспособность, отвечает идеалам гуманизма, гармонии добра и красоты.
Для нас всех - это А.С. Пушкин - подлинный Поэт. Пушкин - самое дорогое, что есть в России, самое родное и близкое для
каждого. Внимать Пушкину в нас поселилось с детства, он вошел в каждый дом своими сказками. Сказки открыли нам мир прекрасного, мир чудес и переживаний. Ребенок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. Поэтический образ героев сказок создается в умах и сердцах детей. Сказки А.С. Пушкина воспитывают умение понимать поэзию, развивают лучшие человеческие качества патриотизм, честность, доброту, верность своим друзьям, принципам, способствуют развитию творчества.
Как же развивается творчество детей при ознакомлении со сказками Пушкина?
Я хочу поделиться нетрадиционными формами работы, рассказать как оригинально, непривычно, по-своему мы учили детей воспринимать сказку, творчески преобразовывать ее. Цель нашей работы заключалась в развитии речевого творчества детей. Сказка воспитывает правильную устную речь, тексты расширяют словарный запас, умение строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Не менее важно сделать речь ребенка эмоциональной, образной, красивой.
Реализовать поставленную цель нам помогли следующие приемы:
• Мы учили задавать детей вопрос, но не простой, а шуточный
«Золотая рыбка, а где ты научилась так хорошо
разговаривать: в школе или в детском саду?»
«Интересно, злая царица отравляла только фрукты или
овощи?»
«Звездочет, как ты не догадался записать обещания Додона на магнитофон? Тогда бы он не отвертелся!» Как здорово и весело это получалось!
• А еще учили малышей сочинять (для жанра письменного
общения друг с другом) Любимые герои сказок были
первыми объектами такого общения. Наши дети говорили, а
мы записывали и вместе читали, обсуждали. Кому отправить
записочку, кому срочную телеграмму. Дети чутко улавливали
особенности устной и письменной речи при постоянном
своем участии. Мы посылали телеграммы: старику - «Почини
корыто и избу, а рыбку не зови»; старухе - «Жадность тебя,
бабушка, погубит»; рыбке - «Уважаемая рыбка, помоги,
пожалуйста, старику, а не старухе». А еще мы писали письмо
золотому Петушку: «Здравствуй, золотой Петушок, тебя
очень красиво нарисовал художник в нашей книге. Мы тоже тебя рисовали и лепили. А лучше всего ты получился у Лени
и Леры. Только мы не знаем, куда ты пропал, может, улетел в другую сказку? Напиши нам. Ждем ответа».
Отправляли срочную телеграмму князю Гвидону: «Все ребята тебя, князь Гвидон, благодарят за то, что ты спас царевну Лебедь от злющего коршуна!» Срочную телеграмму отправили и ученому Коту: «Котик, не ходи долго вокруг дуба, а то закружится голова и будет болеть. Тогда ты не сможешь рассказывать нам сказки»
Писали записочку белке, ведь она живет в неволе «...слуги белку стерегут». «Много орешков не грызи, а то поломаешь зубы».
По желанию детей отправляли открытки царю и одной из сестер; заказное письмо - жадному попу.
· Сказка способствовала и общению детей. Здесь нам помогала игра «интервью». А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все это диктовал сюжет сказки. Вот какие интервью придумали дети:
Поп берет интервью у Балды: «Расскажи мне, Балда, как это тебе удается - есть за четверых, работать за семерых; до светла у тебя все пляшет, лошадь запряжешь, полосу вспашешь, печь затопишь, все заготовишь, закупишь, яичко испечешь да сам и облупишь?» (Аня)
Золотая рыбка - у старухи: «Старик отпустил меня в синее море, гулять на просторе. Расскажи мне, злая старуха, почему я, золотая рыбка, должна выполнять твои желания?» (Кристина).
Зеркальце - у царицы: «Только и умеешь собой любоваться, если бы я знало, что ты такая злая и так сможешь поступить с царевной молодой, то ничего бы тебе не говорило и не хвалило. Как же тебе не стыдно?» (Павлик)
Додон интересуется у Петушка: «Как тебе, золотой Петушок, удается предсказывать наступление беды? «Ждем, бывало, с юга, глядь ан с востока лезет рать?»
Что же делает жизнь ребенка неповторимой и творческой? Это воображение и мышление. Наши дети изобретали новые сказки или какой-нибудь ее эпизод. Здесь нам пригодились «шапка-невидимка», «сапоги-скороходы», «волшебная палочка». С их помощью мы вызволяли героев из беды, оказывали необходимую помощь, т.е. сами дети творили добро, фантазировали, развивали собственное воображение. Мы отошли от традиционных вопросов и старались
задать вопрос поискового характера. Например, зачем, каким образом, а если бы,..
«Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а
золотая рыбка ей сказала....» А что было дальше?
«Сочини сказку про следы невиданных зверей»
«Расскажи, каким ты представляешь хрустальный дом белки».
«Сочини сказку про волшебные орешки».
«Каких героев сказок ты изобразил бы черным цветом, а каким
красным?»
«Сказка по-новому: царица с сыном не смогли выбраться из
бочки... Но с помощью волшебной палочки...»
«Внесение новой ситуации: золотой Петушок не клюнул царя
До дона...»
«Кому и как вы хотите помочь?»
«А что бы вы сделали на месте комара, мухи, шмеля?»
Ребята показали достаточную изобретательность. Дошкольник изобретает, т.е. придумывает что-то новое не в буквальном смысле, а в мыслях. Поскольку, размышляя, дети опирались на свой небольшой опыт, в их рассуждениях было много наивного, но мы не заставляли детей видеть мир глазами взрослых.
Дети легко и свободно двигаются, импровизируя в движении (пластике), звуках (музыке), изобразительном искусстве - во всем, за чтобы ни взялись, Так как импровизация и игра для них - способ сосуществования, в результате которого ребенок познает себя и предмет, перевоплощаясь. Движение для ребенка так же естественно, как дыхание. Наша задача - не дать угаснуть дару импровизации и фантазии.
Начиная с крошечных этюдов, ребята сами творили образ, - они и артисты, и сценаристы, и режиссеры. Главное для них - сам процесс творчества, где демонстрация результата имеет значение как итог прочувственного и пережитого. Работа с поэтическим словом помогла детям в передаче образа. Это один из любимых видов деятельности наших дошкольников.
• С помощью пантомимы они изображали диалоги старика и
старухи; взлет Петушка со спицы;
• Жестами, движениями передавали настроение моря (море
слегка разыгралось, помутилось, неспокойное синее море,
почернело, на море черная буря)
• Изображали ветер, полет комара, мухи, шмеля.
• Движения лебедя и коршуна «Бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней...»
Движения разные и следы этих движений разные. Наш опыт
работы показал, что дети испытывают огромную потребность в
движении. Когда в руке оказывается мел, кусочки угля, карандаш,
фломастер, краски, кисти, пластин, клей, цветная бумага и т.д. -
процесс становится более интересным, увлекательным и очень
приятным. Для формирования творчества в рисовании, лепке,
аппликации большое значение имело взаимодействие
художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому мы создавали у детей эмоциональный настрой, вызывали желание самостоятельно прибегать к передаче образа в своей работе.
Почему сказка развивает мышление и воображение лучше, чем любое другое средство? Потому, что она эмоционально окрашена и ребенок видит, как прекрасен мир сказки, сказки А.С.Пушкина.
Знакомство со сказками А. С. Пушкина способствовало и развитию руки ребенка. Мы соединили воедино музыкальный, литературный и изобразительный ряд. Создавая женские сказочные образы в лепке, рисунке, аппликации дети анализировали портреты, репродукции картин, иллюстрации художников иллюстраторов (М.Врубеля «Царевна Лебедь», Б.Кустодиева «Красавица», «Купчиха с зеркальцем», А.Матисса «Лебедь»; иллюстрации Конашевича, Мавриной, Белибина, Дехтерева ). Стихи А.Барто «Лебединое горе», К.Бальмонта «Лебедь», Н. Заболоцкого - дополнили представления детей о сказочном образе.
«Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка -
Высокая лебедь плывет»
Н. Заболоцкий
Благодаря этому, изображения персонажей стало более выразительными. Дети рисовали прекрасных волшебных птиц с длинными шеями и трепещущими крыльями; венец-кокошник царевны-Лебедь выполняли в изумрудно-голубых тонах, дети передали тонкость девичьих рук, воздушность фаты. Почувствовалось индивидуальность каждого образа: царевны и злой царицы, старухи и чернавки, царевны-Лебедь и Шамаханской царицы. Мужские образы: царя Салтана и князя Гвидона, королевича Елисея, дядьки морского, звездочета и Додона, раскрыли через портреты
Ильи Глазунова (серия Куликово .поле), работы В.Васнецова «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», деревянные статуэтки, стихи С. Есенина:
«На соборах Кремля колокола заплакали,
Собирались стрельцы, из дальних слобод:
Кони ржали, сабли звякали...
Пошли стрельцы, запылили по полю:
Берегись ты теперь, грозный Новгород!
Пики тенькали, кони топали, -
Никто не пожалел и не вернулся назад.
(«Марфа Посадница»)
Анализируя портреты, репродукции, иллюстрации, мы с детьми пробовали определить характер, настроение героев. На лужайку перед домом выплывает нарядная «барыня сударыня дворянка», дети отметили и изобразили ее лицо: злющее, жадное, а походку глуповатой, повариха у всех получилась злой, толстой и готовой наброситься на каждого. Царица нежно склонилась к своему ребенку, а Шамаханская девица на всех рисунках выглядела очень красивой, гибкой и грациозной в своем танце. Дети со вниманием слушали, что образ героя может быть в музыке, танце. В этом нам помогла книга к 200-летию Большого театра. Дети увидели изображения танца в исполнении великой Анны Павловой, Галины Улановой, Майи Плисецкой, Мариуса Лиепы, Владимира Васильева.
Художник, писатель, танцор, композитор создали сказочные образы героев по-своему, своими средствами. Это нашло подтверждение в музыке П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», Сен-Санса «Лебедь» (пьеса для виолончели), Б.Астафьева «Бахчисарайский фонтан».
Мужские образы открылись через произведения Н, Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», П.И. Чайковского «Воевода», М.П. Мусоргсокого «Борис Годунов», А.Глиэра «Медный всадник»
Дети сделали вывод, что композиторы, не используя не единого слова, сумели музыкой передать характер героя. И ожил герой в рисунке, в лепке, в аппликации. Царь Салтан неуклюжий, толстый, вышел гулять в короне и подслушивать девичий разговор. Балда высокий, крепкий в расписной рубахе и шапке на макушке, а Елисей статный, красивый в костюме русского богатыря. Детям удалось передать сочетания цвета костюмов с фоном рисунка.
Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю. Кроме традиционных способов изображения, дети часто прибегали к нестандартным:
• На мокрой бумаге изображали бурю на море, зимний вечер;
• Ученого кота, белочку, золотую рыбку - объемной
аппликацией и технической «оригами»;
• Трех сестер с помощью открыток и дорисовок;
• Схемой сказку о рыбаке и рыбке;
• Восковой свечой, краской - царевну- лебедь и коршуна;
• Техникой коллаж «выстроили» остров Буян, дворец князя
Гвидона.
Детям самим захотелось нарисовать море, ведь оно встречалось и в «Сказке о рыбаке и рыбке», и в «Сказке о царе Салтане».
Мы это приветствовали. Для развития творческого порыва рассмотрели картины И.Айвазовского, репродукции картин К.Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво в обоих случаях. Обратили внимание, что не только скалы отражаются в море, но и море в скалах. Рассмотрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники. Музыка Н.Римского-Корсакова аккомпанировала их творчеству. Ребята сами вспоминали строчки из «Сказки о рыбаке и рыбке» :
«Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют...» Отрывок из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях:
«Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой».
Данными видами искусства мы старались активизировать художественно-речевую деятельность как результат воздействия прекрасных сказок Пушкина. Наши дети выполняли работы не только по изобразительной деятельности, но составляли букеты из сухоцветов для своих любимых героев, поделки из природного материала. Вместе с музыкальным руководителем Дробышевой З.В. и заведующей Казаковой Н.В. дети подготовительной группы сделали коллаж «У Лукоморья» Использовали солому и ткань разной фактуры. Получилось сказочно! Ожили герои Лукоморья и кот, и баба Яга, и русалка, и леший! Нас поразила фантазия, смелость изображения, живость цвета. Дети проявили полную свободу творчества, их воодушевили образы и сюжет.
Ребенок начинает рассказывать, глядя на свой «шедевр»:
«Как долго искал царевич Елисей царевну, как он ее любил. Все спрашивал всех: «Где она, где она?» Обращался к красну солнышку, могучему ветру, месяцу:
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок».
Я рад, что у них все хорошо получилось, они обвенчались:
«И никто с начала мира
Не видал такого пира:
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».
(Леня К)
«Моя белочка волшебная «песенки поет да орешки все грызет». Орешки грызет не простые, а золотые, вынимает изумруды и собирает в мешочек. Так как белка живет в хрустальном доме, ее стерегут слуги, а она поет песенки с присвисточкой:
«При честном, при всем народе:
Во саду ли, в огороде»
(Володя С)
«Старуха нарядилась в богатую дворянку, и увидел бедный старик ее в собольей душегрейке, в жемчугах на шее, а
«На ногах красные сапожки.
Перед ней усердные слуги».
Хоть она нарядная, но все равно я ее нарисовала злой и некрасивой»,
(Вика Л)
Такие рассказы формировали у детей умение строить связное монологическое высказывание, дети включали в свою речь выразительные средства художественного текста сказки, делились своими мыслями, чувствами, знаниями о любимой сказке. В рассказе, обязательно, отражали что-то интересное, поразившее и взволновавшее их. Дети выражали свои восторги, желания, мечты, фантазии, знания, суждения:
«Старик 30 лет и 3 года прожил со своей старухой, а не разглядел, какая она жадная и злая. Сама не знает, чего хочет: то вздумалось ей быть столбовой дворянкой, то вольной царицей, то владычицей морскою. А жадность -раз! И сгубила ее!» (Ксюша К.)
«Я очень переживал за царицу и ее сына. Их посадили в бочку, которую выбросили в море. Очень жестокие люди, хорошо, что пленники обратились к волне, волна их послушала и вынесла на берег легонько, а то бы они погибли». (Павлик В)
«Молодец Балда, наказал попа. Наказал за дело. Поп был ленивым и жадным, а бесенок глупый был, и Балда его перехитрил. Бесенок испугался, побежал к деду, рассказать про победу Балды. А что, делать нечего, собрали и отдали полный оброк». ( Люся Б.)
Мы всячески поощряли такие высказывания, так как их отличала искренность, эмоциональность переживаний в творчестве, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов.
Все приобретенные знания и умения дети воплотили в игре. Игра способствовала активному развитию воображения, творчества и фантазии. Игра развивала у ребят смекалку, творческое восприятие, а также формировала важные качества личности: наблюдательность, находчивость, коммуникабельность. Игр по сказкам Пушкина множество и в каждой ребенок старался проявить свое творчество. Все дети были активны и одухотворены в игре.
В сюжетно-ролевой игре «Волшебство сказочного терема» ребята использовали маски, элементы костюмов, ими сконструированные. Ребята показывали чудеса, которые для них открыл Александр Сергеевич Пушкин. Своей целью мы ставили развитие у детей навыка творческого рассказывания, умение придерживаться сюжетной линии, овладение навыками диалогического общения.
Спортивные блоки превратились в терем, дети украсили его предметами русского быта: полотенцами, народной игрушкой, крынками, чугунками...
Первое «чудо» показали Ваня, Юля, Даша, Кристина. Они выбирали «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» Ваня нарядился царевичем Елисеем на голове шлем, который он смастерил с папой, плащ из гофрированной бумаги, пластмассовый меч. Юля -солнце, Даша - месяц, Кристина - ветер. Юля и Даша смастерили себе маски, которые разукрасили краской. Кристина изображала ветер голубыми атласными лентами.
Ваня: Я ищу по свету невесту. Но кого ни спрошу, никто не знает,
Где она, все смеются и отворачиваются. Красное солнышко, помоги мне!
Юля: Я очень рада помочь тебе, но я царевны не видела, может
месяц, мой сосед, видел. Не расстраивайся и спроси у него, Ваня: Спасибо тебе, доброе солнышко. Месяц, месяц, позолоченный
рожок, помоги мне найти свою невесту!
Даша: Я готов тебе помочь, но не видел никого, может ветер знает,
где она!
Ваня: Ветер, ветер! Ты все знаешь, скажи, где моя невеста?
Кристина: Я знаю, где она! За речкой есть высокая гора, в ней нора: в
той норе, во тьме печальной и ищи ее!
Второе «Чудо»: Вика выбрала роль царицы, из бумаги она вырезала
корону и вместе с девочками украсила аппликацией, Аня надела на
голову кокошник в виде рамки зеркала. Его ей помогали сделать
мальчики.
Вика: Я - самая красивая, самая стройная, высокая, где еще такую
найдете? Скажи, мое зеркальце, правда ли это?
Аня: Да, ты самая красивая, румяная, лицо у тебя белое! Вика: Как я рада это слышать, говори так всегда!
(Вика смотрит на Аню и любуется собой) Скажи мне еще,
какая я красивая!
Аня: Ты красива, спору нет, но царевна милее тебя и красивее! Вика: Ах ты, гадкое стекло! Все врешь мне! Я тебя разобью и
выброшу!
Дети показывали в волшебном тереме еще много сказочных чудес:
В игре - поиск «Найди героя по описанию» мы старались направить действия детей на развитие познавательного аспекта восприятия, на обогащение и активизацию словаря, на проявление творчества при описании.
В первом варианте дети описывали внешность героя любимой сказки. Саша: Она не молодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое
(царица)
Володя: Молодая, румяная, чернобровая, белолицая (царевна)
Леня: Старый, седой, морщинистый, (старик)
Юля: Высокий, крепкий, молодой, сильный (Балда)
Во втором варианте описывали характер героя без единого намека на
его внешность:
Даша: Гордая, ломливая, своенравная, капризная, ревнивая, (царица)
Сережа: Жадный, обманщик, трусливый (поп)
Аня: Кроткая, добрая, трудолюбивая, тихая ( царевна)
Ваня: Ловкий, смекалистый, разумный, трудолюбивый(Балда)
В игре «Опиши шедевры» детям очень нравилось воспроизводить знакомые картины. Но не по наглядному образцу, а по памяти. Здесь главное, чтобы ребенок проявил смекалку, воображение в подборе антуража. Дети показывали картины из «Сказки о золотом петушке» (сбор войска, бой, окончание боя). Изображая всадников, брали стулья, конями были гимнастические палки, воротами города - дуги. Море из «Сказки о рыбаке и рыбке» изображали с помощью лент, султанчиков, шарфов. Крупный строительный материал превращался в корабль для корабельщиков («Сказка о царе Салтане), в терема и дворцы («Сказка о рыбаке и рыбке»). Строя по представлению дети проявили фантазию, конструктивное воображение и мышление. Игра «Путешествие в Лукоморье» помогла детям в нахождении аналогии между героями А.С. Пушкина и героями своих любимых сказок, позволила нам развить в ребенке артистизм, коммуникативные способы общения. Вот некоторые высказывания: «Молодая царевна похожа на спящую красавицу» - Лера
«Василиса - прекрасная похожа на царевну-Лебедь» - Кристина «Коршун очень похож на Змея Горыныча» - Саша
«Царевич Елисей похож на Ивана Царевича» - Люся
«Сестры похожи на жен братьев из сказки «Царевна Лягушка»- Леня
«Старуха похожа на мачеху из сказки «Золушка» - Сережа
Воспитывая интерес к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, любовь к его сказкам, мы развили в наших детях воображение, творчество, фантазию и, конечно, речь.
Создавали атмосферу радости, праздника и открытий. Пусть никогда не покидает Вас желание творить и побуждать к творчеству детей. Пусть через сказки Пушкина красота и доброта входит в детские сердца.
Автор: Афанасьева Елена Александровна
Тип | Название материала | Автор | Опубликован |
---|