Главная / Старшие классы / Русский язык

Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этого стиля является то, что в нем могут использоваться любые средства языка, если это нужно для создания художественного образа, для достиже­ния той художественной цели, которую ставит перед собой автор. Так, если научный, официально-деловой, публистический или разго­ворный стили имеют определенный набор средств, которые принад­лежат только им, то в стиле художественной литературы мы можем встретить языковые средства из любого из перечисленных стилей. Только при этом мы должны понимать, с какой целью автор исполь­зовал эти средства, какую роль они выполняют в художественном произведении. Чтобы научиться это понимать, прежде всего нужно уметь различать, узнавать такие средства в художественном произведении.

Слово «выразительность» образовано от прилагательного «вы­разительный», связано со словами «выражать», «выражение».

Что же обозначает термин «выразительность речи»? За этим тер­мином скрывается очень много разнообразных качеств речи. Главное в понятии «выразительность» для художественной речи — это способность художественного произведения (текста) оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы людей, поэтические картины природы и т. п.

Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами: фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими. Степень участия эти средств в создании выразительности речи может быть различной, oднако важно помнить и понимать, что во многих случаях эти средства выступают комплексно. Эта комплексность проявляется и в том, в создании одного и того же художественного образа могут выступать, например, фонетические и лексические или лексические и синтаксические средства выразительности, и в том, что не всегда npocто определить, чего больше в этом средстве выразительности: лексического, морфологического, синтаксического и т. п. (объективный характер трудности такого определения наглядно проявляется в многочисленных, нередко противоречивых, классификациях выразительных средств). Поэтому, определяя круг понятий (терминов), представляющих и характеризующих общее понятие «выразительность речи», авторы исходили из ориентации на слово, в котром, как известно, пересекаются, дополняя друг друга фонетические, морфологические, семантические, собственно лексические, синтаксические и другие характеристики.

Чтобы сделать изображение персонажа, характера, явления, предмета более выразительным, чтобы показать авторское отношение к изображаемому, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик, сформировать у него определенную оценку того, что изображено, автор использует специальные средства, которые обобщенно можно назвать художественными приемами. Различают художественные приемы в области композиции, в области художественных деталей и др.

Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя - вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мысль он выразил с помощью того или иного приема, т.е. от слова идти к смыслу.

Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа» предполагает углубленное изучение как широко известных словесных средств выразительности.

Курс ориентирует учащихся на гуманитарный профиль, способствует обогащению речи. Его основная задача - помочь школьникам 6 класса овладеть знаниями о языке, достаточными для умения отобрать нужные слова, чтобы ярко, выразительно, правильно построить речь.

Основные цели курса:

- Расширить и углубить знания по стилистике русского языка;

- Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании языка;

- Способствовать реализации творческих способностей.

Задачи курса:

- Приобретение новых знаний в области средств художественной выразительности;

- Совершенствование умений и навыков работы с текстами художественного стиля;

- Обучение умению размышлять над прочитанным, извлекая из него не только нравственные, но и языковые уроки.

Методы наблюдения:

- исследовательский,

- анализ текстов разных стилей,

- творческий эксперимент.

Тематическое планирование содержания курса

№ пр

Коли-чество

Термины

Тема

Виды деятельности

1

1

Многообразие средств

Вводное занятие. Многообразие средств художественной изобразительности. Их функции.

Лекция. Тестирование с целью выявления уровня знаний учащихся в этой области

2

1

Фонетика

Аллитерация

Ассонанс

Поэтическая фонетика. Аллитерация и ассонанс

Определение роли ассонанса и аллитерации в поэтических текстах. Словесное рисование образов, которые создаются с помощью ассонанса и аллитерации

3

1

Звукоподражательные слова

Практическое занятие. Звукоподражание в загадках

Поиск в загадках средства поэтической фонетики. Разгадывание загадок, составление загадок

4

1

Словообразования

Практическое занятие. Выразительные средства словообразования в пословицах и поговорках

Знать роль уменьшительно-ласкательных суффиксов и приставок недо-, не-, пере- в пословицах и поговорках. Составление текстов с данными выразительными средствами

5

Гипербола

Литота

Значение гиперболы и литоты в художественном произведении

Анализ текстов древнерусской литературы с целью определения роли гиперболы («Сказание о белгородском киселе», «Сказание о Кожемяке»)

6

Аллегория

Аллегория как художественный прием

Анализ текстов басен И.А. Крылова, И.Хемницера, В.Майкова с целью определения роли аллегории

7

Эпитет

Роль эпитета в художественном произведении

Комплексный анализ поэтического текста К.Бальмонт «Снежинки»

Объяснение учителя. Групповая работа с текстами. Выразительное чтение анализируемых стихотворений. Работа со «Словарем эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. Составление текстов с использованием эпитетов

8

Сравнение

Сравнение и способы его оформления

Составление таблицы способом оформления сравнений. Нахождение в текстах сравнения, определение их роли. Подбор сравнений к поэтическим предметам и явлениям

9

Олицетворение

Олицетворение и его роль в создании картин природы в художественном произведении

Анализ текста (А.Пушкин «Дубровский», стихи Ф.И.Тютчева и А.А. Фета). Создание собственных текстов с использованием олицетворения. Работа с деформированным текстом

10

Метафора

Метафора и ее разновидности

Объяснить значение метафор в данных текстах (А.Пушкин «Дубровский», поэтические тексты), описать образы, созданные метафорами. Создание текстов с использованием метафор

11

1

Перефраз, описательный оборот

Выразительность перефразов в художественном произведении

Составление перефразов

12

1

Диалектизмы, просторечные слова

Лексические средства выразительности. Роль диалектных и просторечных слов в художественном произведении

Анализ стихотворений А.Некрасова. Лингвистические эксперименты

13

1

Историзмы, архаизмы

Цель употребления устаревших слов в поэзии и прозе

Лингвистический эксперимент: замена устаревших слов современными, наблюдение, что изменится в тексте

14

1

Неологизмы

Авторские неологизмы как яркий прием художественной выразительности

Поиск авторских неологизмов в произведениях В.Маяковского, создание авторских неологизмов

15

1

Омонимы

Омонимы как средство создания комического в художественном тексте

Игра со словом

16

17

1

фразеологизмы

Роль фразеологизмов в художественном произведении, их происхождение

Создание текста с использованием фразеологизма

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРАЛЫ

К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОЗДАНИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА»

СРАВНЕНИЕ

Слово «сравнение» образовано от глагола «сравнить» («сравни­вать»).

Ключевые слова и словосочетания: сравнивать, сходный, по­хожий, образ, перенос, сопоставление, скрытая метафора, скрытая метонимия.

Сравнение, -я, ср. — троп, при котором характеристика одноги предмета (качества, лица) дается через сопоставление его с другин предметом (веществом, лицом).

Сравнение — троп, состоящий в сопоставлении, сближеных предметов по их сходству, которое может быть явным или отдален­ным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощи слов как, будто, точно, словно, похоже и т. п. Могут быть срав­нения в форме творительного падежа:

Раненым медведем

Мороз дерет.

(И. Асеев)

Особый вид сравнения составляют т. н. отрицательные сравнения

То не конский топ,

Не людская молвь...

(А.С. Пушкин)

Упражнение. Найдите в текстах сравнения.

1. Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

(А.А. Фет)

2. А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят...

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

(И.С. Тургенев)

3. Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьется огонек.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылек.

(А.А. Фет)

4. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли точно в клетке золотистой.

(А.Н. Майков)

Проверьте себя

В первом примере луна сравнивается с молодым лебедем, плывущим по озеру: отражение луны скользит по водной глади так же плавно, как лебедь.

Во втором примере в сравнении сосны гнутся, как живые под­черкивается то, что сосны гибкие, молодые, высокие, находятся в по­стоянном движении под порывами ветра. Порыв ветра сравнивается с тем шумом, который вызывает большая стая птиц, когда она вне­запно срывается с места, и затем еще какое-то время слышится по­степенно затихающий шелест их крыльев.

В третьем примере огонек в тускнеющих углях сравнивается с трепетанием мотылька на багряном маке.

В четвертом примере блестящие под лучами солнца струи дождя сравниваются с золотистой клеткой, окружающей стоящих под дождем людей.

Упражнение 1. Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.

1. Надо мной

Между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной.

(И.М. Рубцов)

2. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комна­ту, и в ней суетятся золотинки

(И.С. Шмелев).

3. Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший —

Не видать в пыли!

(А.А. Фет)

4. Что россов та была падения причина —

Была пучком завязана лучина;

Колико руки не томить,

Нельзя пучка переломить,

Как россы, так она рассыпалась подобно,

И стало изломать лучину всю удобно.

(А.П. Сумароков)

5. Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка...

На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег

(А.П.. Чехов).

6. Воздух там чист, как молитва ребенка;

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.

(М.Ю. Лермонтов)

7. Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

(Н.А. Некрасов)

8. Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился.

(М.Ю. Лермонтов)

9. Нос, загнутый, словно клюв совы (М. Горький).

10. Молодой месяц — точно золотой серп (А.В. Кольцов).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ПЕРСОНИФИКАЦИЯ)

Слово «олицетворение» образовано от глагола «олицетворять», что означает «выразить, представить в образе живого существа», то есть лица.

Ключевые слова и словосочетания: олицетворять, олицетво­рить/метафора, присвоить, эмоциональная выразительность.

Олицетворение, -я, ср. — разновидность метафоры, присвое­ние предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям приро­ды как к живым и сознательным существам.

Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.

Упражнение 2. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1. Ветер спит, и все немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

(А.А. Фет)

2. Тропами потаенными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат — осенней ночи ждут.

(И.А. Бунин)

3. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда раз­горятся — начинают гудеть и петь (И.С. Шмелев).

В первом примере выражения ветер спит, все немеет, воздух робеет создают картину тишины, умиротворения, покоя. Во втором — образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает тем­нота. Леса молчат — осенней ночи ждут — это выражение со­здает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда лис­тья уже опали и в лесах наступила тишина.

В третьем примере выражения дрова трещат, начинают гу­деть и петь создают веселую картину тепла на фоне зимней стужи.

Во всех примерах использованы слова в переносном значении, признаки или действия неживой природы наделяются свойствами одушевленных существ на основе их сходства, то есть происходит ме­тафорический перенос наименования.

Упражнение 3. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употреб­ление и выразительную роль.

1. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

(С. А. Есенин)

2. Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

(А.С. Пушкин)

3. Вешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листы...

И роняют тихо слезы

Ароматные цветы.

(А.А. Фет)

4. Светило солнце ласково,

Дышало утро раннее

Прохладой, ароматами

Косимых всюду трав...

(Н.А. Некрасов)

5. На родину тянется туча,

Чтоб только поплакать над ней.

(А.А. Фет)

6. Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... Выжженн солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, ноу не зеленеть ей...

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то св ими верхушками или ждет чего-то (А.П. Чехов).

МЕТАФОРА

Слово «метафора» по-гречески означает «перенос». Имеется в виду перенос наименования с одного предмета на другой. Чтобы та­кой перенос смог произойти, у этих предметов должно быть какое-нибудь сходство, они должны быть чем-то похожи.

Ключевые слова и словосочетания: значение слова, прямое значение, переносное значение, сходство, метафорический образ, художественный образ, художественное сходство, по­хожий.

Метафора, -ы, ж. -— это слово или выражение, которое упо­требляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате такого переноса создается художественный образ. Метафора — одно из ярких средств выразительности в поэтической, художественной речи.

При всей важности метафор их отсутствие не означает отсутствия выразительности художественного произведения. Классический пример — стихотворение «Я вас любил...» А.С. Пушкина.

Метафоры сохраняют внутреннюю форму, они мотивированы и занимают основное место среди средств лексической выразительно­сти. Подобно сравнению, метафора может быть простой и развер­нутой.

По отношению к обозначаемому предмету различают два вида ме­тафор. Для метафор первого типа это отношение понимается одно­значно {«-...утро года...», А.С. Пушкин). На основе таких метафор строятся аллегории.

Метафоры второго типа допускают разные толкования, иногда их вообще трудно соотнести с конкретным предметом {«Проскакал на розовом коне...», «Синий плат небес...», С.А. Есенин; «Ель рука­вом мне тропинку завесила...», АА. Фет). Такие метафоры приближаются к символу, так как в метафоре содержится скрытое cpaвнение.

«Иносказательные слова и обороты характеризуются тем, что каждом из них одно слово заменяется другим по принципу сходен (смежности, контраста) обозначаемых ими явлений жизни. Так строятся обычные одночленные метафоры. Иное отношение представлений и выражаемых ими слов в метафорическом обороте звезды глаз. Лучистые по своему взгляду глаза по сходству отождествляйся со звездами, но звезды не одно из свойств глаз, а сами глаза в цельности. Здесь иносказательное обозначение явления не замени прямого. Это двучленная метафора в грамматической форме родительного падежа. В.П. Григорьев называет их сравнения-метафоры (огромных башен лес, горьких душ)». (Т.Н. Поспелов.)

Однако в отличие от двучленного сравнения, в котором содержится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора включает в себя только второе, что создает компактность и образность употребления слов.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний писал передает индивидуальность, неповторимость предметов, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта (ср.: «Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта». — Аристотель. «Поэтика»),

Вместе с тем в творчестве поэтов, принадлежащих к одному литературному направлению (ср. метафоры романтиков, имажинист» др.), формируются определенные типы метафор и других образ! средств. Со временем они утрачивают свою художественную ценность, теряется свежесть их восприятия, после чего такие метафоры как правило, не воспроизводятся.

Для поэтических текстов В.А. Жуковского характерны метафоры; с отвлеченным значением, определить которое трудно, часто не« можно. Неясный, туманный смысл метафор Жуковского обусловлен прежде всего задачами литературного направления, к которому принадлежал: выразить в поэзии субъективное чувство автора, его надежды, «высокомерные мечтанья»:

Цвет жизни был сорван, увяла душа;

В ней скука сменила надежду.

(«Теон и Эсхил»)

Не унывай же, ободрись

Еще ты в цвете лет.

(«Утешенье в слезах»)

В произведениях Е.А. Баратынского и А.С. Пушкина метафоры имеют более конкретное содержание по сравнению с языком поэтов-романтиков.

У поэтов и писателей 2-й половины XIX в. степень отрыва перенос­ного значения слова от нормативного в метафорах, как правило, еще меньшая, чем у их предшественников. Авторские метафоры Н.А. Не­красова, А.В. Кольцова, А.А. Фета глубоко мотивированы: они сохра­няют внутреннюю форму. И вместе с тем у этих поэтов метафоры об­ладают индивидуальностью, неповторимостью.

В поэзии XX века возрождается употребление развернутых ме­тафор, а характер простых метафор существенно меняется. С раз­витием русской советской поэзии связано увеличение семантическо­го разнообразия метафор и контактирующих с ними метафорических эпитетов, что в совокупности передает цельное образное впечатление, подобно тому, которое остается от восприя­тия картины художника.

Скрытая метафора содержится в названиях многих произведе­ний: «Осень» Е.А. Баратынского, «Дым», «Новь» И.С. Тургенева, «Обрыв» И.А. Гончарова и др.1

Упражнение 4. Найдите в текстах имена существительные, употреблен­ные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

1. Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

(А.А. Фет)

2. Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща.

(Саша Черный)

3. Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнили тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боки Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо га летели тысячи маленьких холодных пуль (В.М. Шукшин).

Проверь себя

Толпа туч — метафора подчеркивает большое количество, беспорядочность, суетливое движение, свойственное людской толпе.

Лунный серп — образ растущей луны, формой похожей! крестьянский серп.

Щетина хвоща — в основе метафоры внешнее сходство растен! и щетины и сходство ощущений при прикосновении к тому и другом),

Тысячи маленьких холодных пуль — метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.

Упражнение5. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

1. Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу

Возвел плотину, как не ты?

(В.Я. Брюсов)

2. «Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем...

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

(А.И. Майков)

3. Топи да болота, синий плат небес.

(С.А. Есенин)

4. Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающе лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр (В.М. Шукшин).

5. Ель рукавом мне тропинку завесила.

(А.А. Фет)

Упражнение 6. Расскажите, используя ключевые слова и словосочетания, что вы узнали о метафоре.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Прилагательное «риторический» образовано от слова «риторика» — наука о красноречии, ораторском искусстве (греческое rhetoreke — ораторское искусство), ритор — оратор, то eсть человек, обладающий даром красноречия, искусством выразительной речи. Риторический — относящийся к риторике. Вопрос — словесное обращение, требующее ответа.

Ключевые слова и словосочетания: риторика, риторический вопрос, вопросительное предложение, вопросительным утверждение, эмоциональность, выразительность, выразительная интонация.

Риторический вопрос — фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.

Риторический вопрос — предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложи общение о чем-то. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения).

Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений.

Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. Поэтому для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность - отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.

В качестве риторического вопроса могут употребляться предло­жения любой вопросительной структуры: с местоименным вопроси­тельным словом, с вопросительной частицей, без специальных во­просительных слов.

Риторический вопрос не требует ответа. Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению.

После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда — восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.

Упражнение 7. Сравните предложения в части I и части II. Выделите предложения, в которых содержится вопрос. Что в них общего?

1а. Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М.В. Ломоносов)

1б. Видали вы литовские цветные пояса?

Как будто вдоль овса —

Средь маков васильковая струится полоса.

(Саша Черный)

II а. Богатство хорошо иметь;

Но должно ль им кому гордиться сметь?

В собольей дурака я шубе видел,

Который всех людей, гордяся, ненавидел.

В ком много гордости, известно то, что тот,

Конечно, скот.

(А.П. Сумароков)

II б

«Помилуй ты меня, — сказал он с удивленьем, —

Чем любоваться тут? Твой хор

Горланит вздор!»

(И.А. Крылов)

Проверь себя

Общее — все эти предложения произносятся с вопроси­тельной интонацией, в конце каждого стоит вопросительный знак. Эти предложения различаются тем, что в первых автор спрашивает, чтобы получить ответ на свой вопрос, а во вторых он заранее знает этот ответ. Убедимся в этом, если попробуем ответить на заданные в текстах вопросы. Ответов на первый вопрос может быть очень много. На второй вопрос можно дать противоположные ответы. (Да. Нет.) Ответ на третий вопрос автор знает: богатством гордиться нельзя. Это подтверждает последующий текст. Таков же ответ на четвертый вопрос: любоваться тут нечем, и это тоже под­тверждают последующие строки.

Первое и второе предложения содержат простой вопрос, а третье и четвертое — риторический вопрос. Риторический вопрос не требу­ет ответа, он сам утверждает то, о чем спрашивает. Можно сказать, что третье и четвертое предложения под видом вопроса содержат ут­верждение. Зачем же в таком случае используется вопросительное предложение?

Попробуем выразить те же мысли в форме повествовательного предложения: «Никто не должен сметь гордиться богатством. Любо­ваться тут нечем». Что изменилось? Смысл предложений остался прежним, но исчезла эмоциональность и выразительность, которые вносило вопросительное построение предложений или риторический вопрос.

Упражнение 8. Найдите в следующих текстах риторические вопросы. Объясните, что они утверждают и для чего используются.

1. Что так теснит боязнь мой дух?

Хладнеют жилы, сердце ноет!

Что бьет за странный шум в мой слух?

Пустыня, лес и воздух ноет!

(М.В. Ломоносов)

2. Душою — там, я сердцем — здесь.

А сердце как смирить?

Я узел должен видеть весь,

Но как распутать нить?

(К.Д. Бальмонт)

3. На что бы походило,

Когда б в правлении, в каком бы то ни было,

Не с высших степеней, а с высших начинать

Порядок наблюдать?

(И.И. Хемницер)

4. О смертные, на что вы смертию спешите?

Что прежде времени вы друг друга губите?

Или ко гробу нет кроме войны путей?

Везде вас тянет рок насильством!

(М.В. Ломоносов)

Упражнение 9. Расскажите, что вы узнали о риторическом вопросе, используя ключевые слова и словосочетания и примерный план ответа.

План

1. Происхождение термина

2. Значение слов, входящих в терминологическое словосочетание.

3. Значение термина.

4. Особенности фигуры, обозначенной термином.

5. Выразительная роль фигуры, обозначенной термином.

6. Примеры использования фигуры в речи.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

Существительное «восклицание» образовано от глагола «вос­клицать» и обозначает «возглас, выражающий сильное чувство».

Ключевые слова и словосочетания: риторический, воскли­цать, восклицание, восклицательное предложение, восклица­тельный знак, восклицательная интонация, утверждение, эмоциональность, эмоциональная окраска, воодушевление, приподнятость, торжественность.

Риторическое восклицание — фигура, в которой в форме вос­клицания содержится утверждение. Риторическое восклицание от­личается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления вырази­тельности речи.

Упражнение 10. Расскажите о происхождении слова «риторический». (Для справки обратитесь к теме «Риторический вопрос».)

Упражнение 11. Сравните предложения в части I и части II. Выделите предложения, в которых только выражается сильное чувство.

1а. Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М.Ю. Лермонтов)

16. То было в утро наших лет — О счастие!о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы!

(А.К. Толстой)

II а. Орлам случается и ниже кур спускаться: Но курам никогда до облак не подняться!

(И.А. Крылов)

III б. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез!

(Н.А. Некрасов)

Проверь себя

Увы! — выражает сильное сожаление, горечь от того, что говорится в следующем предложении. В примере 16 слы­шится восторг с оттенком грусти, вызванный воспоминаниями о юности. В предложениях Па и Пб, кроме эмоциональной окраски, со­держится утверждение: «Но курам никогда до облак не поднять­ся!» и «Сколько тут было кудрявых берез!»

Что общего у всех выражений? Все они имеют эмоциональную окраску, то есть передают воодушевление, приподнятость, торжест­венность и другие оттенки, все они заканчиваются восклицательным знаком и произносятся с восклицательной интонацией, являются восклицательными предложениями. Но в первых эмоциональная ок­раска является главным, а во вторых в эмоциональной форме передается утверждение. Первые являются простым восклицанием (как правило, в такой роли выступают междометия и обращения), вторые являются риторическим восклицанием.

Упражнение 12. Найдите в следующих текстах риторические восклицания, объясните, что они утверждают, какие эмоции передают, какую эмоциональную окраску придают речи.

1. Как много ручейков текут так смирно, гладко И как журчат для сердца сладко,

Лишь только оттого, что мало в них воды!

(И.А. Крылов)

2. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне.

(А.Н. Майков)

3. Какое странное, манящее, и несущее, и чудесное в слове: доро­га! и как чудна она сама, эта дорога (Н.В. Гоголь).

4. А весна хороша, хороша! Охватила всю душу сиренями. Поднимай же, скворешню, душа, Над твоими садами весенними.'

(Н.А. Заболоцкий)

5. Сядем здесь, у этой ивы, Что за чудные извивы На коре вокруг дупла!

А под этой ивой как красивы Золотые переливы Струй дрожащего стекла!

(А.А. Фет)

Упражнение 13. Расскажите, что вы узнали о риторическом восклицании, используя ключевые слова и словосочетания.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Существительное «обращение» образовано от глагола «обра­щаться», «обращать» и обозначает слово или группу слов, которы­ми называют того, к кому обращаются с речью.

Ключевые слова и словосочетания: риторический, обраще­ние, интонация, выразительность, патетичность, эмоцио­нальное состояние, оттенки настроения, торжествен­ность.

Риторическое обращение — фигура, в которой в форме обра­щения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т. п. вы­ражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, пере­дается торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения.

Изучив риторические обращения, М.В. Ломоносов отметил: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожа­леть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жало­ваться, просить, толковать, поздравлять и проч., к кому слово... об­ращается».

Упражнение 14. Сравните предложения в I и II части.

1а. Друзья мои! Прекрасен наш союз.

Он, как душа, неразделим и вечен.

(А.С. Пушкин)

16. Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

(С.А. Есенин)

II а. Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

(А.К. Толстой)

II 6. Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

(А.С. Пушкин)

Проверь себя

Найдите обращения в I части. К кому они относятся? «Друзья мои» — обращается А.С. Пушкин к своим лицейским друзьям. «Моя терпеливая мать» — обращение С.А. Есенина к матери. Оба обращения относятся к конкретным людям, они использутся, чтобы привлечь внимание собеседника (адресата речи). Это просые обращения.

В части II обращения относятся к неодушевленным предметам — там, деревьям, полям, отвлеченным понятиям и т.п. Эти предметны могут быть собеседниками автора, не могут ответить на его обращение. Зачем же автор к ним обращается?

Такие обращения придают речи торжественность, патетичность, выразительность, показывают эмоциональное состояние автора. Эти обращения называются риторическими.

Упражнение 15. Най
Автор: Якунчева Лидия Николаевна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа» Якунчева Лидия Николаевна 20 Мар 2015
документ Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа Имайкина Нина Николаевна 20 Мар 2015
документ Роль выразительных средств в создании музыкального образа Шнайдер Любовь Викторовна 21 Мар 2015
документ «Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/ Бурцева Елена Валерьевна 21 Апр 2015
документ Роль наречий в создании художественного образа (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ А.А. ЛИХАНОВА «МОЙ ГЕНЕРАЛ») Гжельская Валентина Викторовна 31 Мар 2015
презентация Роль изобразительно-выразительных средств в лирике русских поэтов Х1Х века. Куляшова Лилия Владимировна 20 Мар 2015
документ Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора Гоголева Валентина Петровна 15 Апр 2015
документ Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии» Сергеева Ирина Юрьевна 20 Мар 2015
документ Открытый урок Тема: «Работа над звукоизвлечением и штрихами, как основными компонентами при создании художественного образа в пьесах кантиленного характера» Куракова Юлия Дорофеевна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс) Бажан Светлана Михайловна 20 Мар 2015
документ Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа) Чуйкина Ирина Борисовна 5 Апр 2015
документ РОЛЬ АККОМПАНЕМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СКРИПИЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Боковина Галина Николаевна 19 Апр 2015
документ Методическая разработка "Роль цвета в создании художественного образа" Ирина Анатольевна Крючкова 30 Мар 2015
документ Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык) Карпенко Наталья Григорьевна 1 Апр 2015
разное Роль техники и технических способностей учащихся в создании художественного образа исполняемого произведения Микова Зульфия Миннуровна 7 Июн 2015
документ Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» Сергеева Ирина Юрьевна 20 Мар 2015
документ Программа элективного курса по химии «Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма» Архипова Т.Н. 23 Ноя 2015
документ Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира» Бабаева Жанна Михайловна 22 Апр 2015
разное Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач». Качанова Елена Викторовна 20 Мар 2015
разное Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач». Качанова Елена Викторовна 20 Мар 2015
документ Программа элективного курса «Введение в политологию». Ирина Борисовна Гвоздева 20 Мар 2015
документ Программа элективного курса «Математика в тестовых задачах» Кормачева Елена Владимировна 21 Мар 2015
документ Программа элективного курса «Я в мире экономики» Елена Рифовна Воротникова 14 Мая 2015
документ Программа элективного курса «Стереометрические задачи в ЕГЭ» Владимирова Ольга Ивановна 11 Апр 2016
документ Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы" Матутина Лидия Кимовна 20 Мар 2015
документ Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы" Матутина Лидия Кимовна 20 Мар 2015
документ Задания по определению и использованию изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях Урясьева Ирина Валериевна 6 Июн 2015
разное Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольников Крылова Татьяна Владимировна 5 Апр 2015
документ Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ» Тематический план элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ» Думченко Оксана Юрьевна 16 Дек 2015
документ Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ» Тематический план элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ» Думченко Оксана Юрьевна 16 Дек 2015
документ Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8) Огородникова Людмила Николаевна 20 Ноя 2015
документ Программа элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Терезова Татьяна Васильевна 15 Апр 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектно - исследовательская деятельность в изучении курса физики. 8 класс» Богомолова Наталья Вениаминовна 21 Мар 2015
документ Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи» Мясникова Татьяна Владимировна 20 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право» Настоящая рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право» для обучающихся  9  класса составлена на основе: Федерального компон Григоришена Анна Петровна 21 Мар 2015
документ ПРОГРАММА элективного курса по математике для 10 класса «Встречи с модулем» (34 часа в год ,1 час в неделю). Самохотина Ирина Вячеславовна 21 Мар 2015
документ Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем » Кибальникова Любовь Петровна 21 Мар 2015
документ Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении». Соболькова Наталья Владимировна 1 Апр 2015
документ Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?» Печказова Светлана Петровна 18 Мая 2015
документ Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве» Тиунова Ольга Николаевна 20 Мар 2015