Главная / Старшие классы / Информатика и ИКТ

«Растровая и векторная графика»

Тема урока: «Растровая и векторная графика»

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Вид урока: теоретическая и практическая самостоятельная работа

Метод обучения: частично-поисковый, эвристический

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Цели урока:

Образовательные:

ü Учащиеся должны овладеть новыми знаниями о возможностях растровой и векторной компьютерной графики, понять различия растрового и векторного способов представления графической информации.

ü организовать деятельность учащихся для закрепления знаний по теме «Растровые изображения на экране монитора. Палитра цветов»; помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы, объяснить значимость данной темы, показать возможности ее практического применения.

Обучающие:

ü Способствовать формированию представлений о растровой графике, растровых редакторах и форматах; векторной графики.

ü Показать различные виды кодирования.

ü Выявить преимущества двоичного кодирования информации.

Развивающие:

ü Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

ü Способствовать развитию логического мышления, создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию, выделять главное.

Воспитательные:

ü Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.

ü Воспитывать интерес к предмету, воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам, аккуратность и дисциплинированность.

ü Продолжить воспитание у учащихся доброжелательного отношения друг к другу.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Оборудование урока:

    ü компьютеры с ОС MS Windows;

    ü графический редактор Paint;

    ü проектор;

    ü экран (интерактивная доска);

    ü презентация «Компьютерная графика»

    ü учебник – Информатика.

    ü карточки с тестами

    Основные понятия:

    ü растр;

    ü растровая графика;

    ü пиксель;

    ü палитра цветов;

    ü векторная графика;

    ü графические примитивы;

    ü графический редактор.

    ü цифровая камера

    План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление нового материала.
  • Первичный контроль результатов учебной деятельности.
  • Задание на дом.
  • Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • 1. Организационный момент.

    Приветствие, сообщить тему и цели урока, а также порядок проведения урока

    2. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

    Знаний по теме, полученных уч-ся на предыдущих уроках:

    1) Что такое растр?

    2) Что такое пиксел?

    3) Как кодируются цвета с помощью цифровых шкал?

    С давних времен люди стремились передать свое восприятие мира в виде рисунка, картины. Первая графика это наскальные рисунки, это умение рисовать. Первое умение, приобретенное человеком в своей жизни –. Люди с раннего детства рисуют на бумаге, на асфальте во дворе, на доске в школе, на холсте. Но компьютеры изменили мир и возможности человека, и в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Изображения, созданные на компьютере, показываются в динамике или в статике. Преимущество компьютерной графики – возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.

    Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково?

    Существуют два типа компьютерной графики, но в каких случаях целесообразнее пользоваться одним, а в каких другим – непонятно. Сегодня нам и предстоит это выяснить.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя видами графических изображений: растровое и векторное. Также на уроке будем учиться создавать и редактировать растровое графическое изображение. Итак, ребята открываем тетради, записываем число и тему урока: «Растровая и векторная графика»

    3. Изучение нового материала.

    В компьютерной графике существуют два различных подхода к представлению графической информации. Они называются соответственно растровым и векторным.

    С растровым подходом вы уже знакомы. Суть его в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек разного цвета.

    Векторный подход рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линии, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами.

    Положение и форма графических примитивов задаются в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана.

    Сетка пикселей совпадает с координатной сеткой. Горизонтальная ось X направлена слева направо; вертикальная ось Y — сверху вниз.

    Отрезок прямой линии однозначно определяется указанием координат его концов; окружность — координатами центра и радиусом; многоугольник — координатами его вершин; закрашенная область — граничной линией и цветом закраски и пр.

    Для примера возьмем «маленький монитор» с растровой сеткой размером 10×10 и черно-белым изображением. Одна клетка соответствует пикселю.

    Рассмотрим изображение буквы «К». Для кодирования изображения в растровой форме на таком экране требуется 100 битов. Тогда растровый код будет представлен в виде битовой матрицы, где «1» обозначает закрашенный пиксель, а «0» — незакрашенный.

    В векторном представлении буква «К» — это три линии. Всякая линия описывается указанием координат ее концов.

    Для цветного изображения кроме координат указывается еще один параметр — цвет линии.

    Для создания рисунков на компьютере используются графические редакторы. Графические редакторы бывают растровыми и векторными.

    Графическая информация о рисунках, созданных с помощью редактора, сохраняется в файлах на диске. Существуют разнообразные форматы графических файлов. Их также можно разделить на растровые и векторные форматы.

    Растровые графические файлы хранят информацию о цвете каждого пикселя изображения на экране.

    В графических файлах векторного формата содержатся описания графических примитивов, составляющих рисунок.

    Растровые графические редакторы называют программами «картинного стиля», поскольку в них есть инструменты, которые используют художники при рисовании картин: «кисти», «краски», «ластики» и др. При создании растрового изображения пользователь словно водит кистью по «электронному полотну», закрашивая каждый пиксель рисунка, или стирает закраску пикселей, используя «ластик».

    При вводе изображений с помощью сканера (фотографий, рисунков, документов) также формируются графические файлы растрового формата.

    Основное достоинство растровой графики состоит в том, что при высокой разрешающей способности монитора растровое изображение может иметь фотографическое качество.

    Основной недостаток — большой размер графических файлов. Простые растровые картинки занимают несколько десятков или сотен килобайтов. Реалистические изображения, полученные с помощью сканеров с высокой разрешающей способностью, могут занимать несколько мегабайтов.

    Еще одним недостатком растровых изображений является их искажение, возникающее при изменении размеров, вращении и других преобразованиях. Картинка, которая прекрасно выглядела при одном размере, после масштабирования или вращения может потерять свою привлекательность.

    Для создания растровых изображений используют следующие программы: MS Paint, Adobe Photoshop и др.

    Векторные изображения получаются с помощью графических редакторов векторного типа (их еще называют пакетами иллюстративной графики).

    Эти пакеты предоставляют в распоряжение пользователя набор инструментов и команд, с помощью которых создаются рисунки. Прямые линии, окружности, эллипсы и дуги являются основными компонентами векторных изображений.

    Одновременно с процессом рисования специальное программное обеспечение формирует описания графических примитивов, из которых строится рисунок. Эти описания сохраняются в графическом файле.

    Достоинством векторной графики является малый объем файла. Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов. Аналогичный растровый рисунок требует в 10 – 1000 раз большую память.

    Векторные изображения легко масштабируются без потери качества.

    Недостатки: нет фотографического изображения, могут искажаться при печати.

    Для создания векторных изображений используют следующие программы: CorelDRAW, Adobe Illustrator и др.

    4. Физкультминутка.

    Глазки вверх мы поднимаем, а теперь их опускаем влево, вправо мы ведем и по кругу вновь пойдем. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работу продолжаем.

    5.Самостоятельная работа. Учащиеся изучают материал презентации

    Рабочий стол® Компьютерная графика® КГ.ppt, карточки с

    практическими заданиями, самостоятельно

    знакомятся с материалом и выполняют задания в парах (24 минуты вместе с

    заполнение таблицы)

    Содержимое карточки №1

    Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.

    Подготовительный этап: С Рабочего стола уберите обои.

    1. Поместить в буфер обмена Windows копию экрана в тот момент, когда загружен Рабочий стол, для этого нажать клавишу Print Screen.

    2. Запустить редактор Paint (Пуск-Программы-Стандартные-Paint). Как только он загрузился, нужно вставить в него изображение Рабочего стола, скопированное в буфер обмена (меню Правка-Вставить). В окне редактора появится изображение Рабочего стола, содержащее значки и ярлыки.

    3. Воспользоваться панелями инструментов и выделить ярлык Мой компьютер. Перетащить выделенный прямоугольный фрагмент вправо.

    4. Закрасить оставшийся на месте перемещенного фрагмента белый прямоугольник цветом фона. Для этого выбрать инструмент Пипетка, установить его в любой точку фона и щелкнуть мышью. Цвет фона стал значением основного цвета. Далее выбрать инструмент Заливка (ведро с краской) и щелкнуть в поле белого прямоугольника.

    5. Воспользоваться кнопкой Выделение произвольной области (Звездочка) для выделения значка Internet Explorer. Перетащить выделенный фрагмент вправо и поставить рядом со значком Мой компьютер.

    6. Закрасить оставшуюся на месте перемещенного фрагмента белую область с помощью инструмента Распылитель.

    7. Создать прямоугольный контур красного цвета вокруг значка Корзина. Воспользоваться для этого рисованием объекта Прямоугольник не закрашенный, в палитре выбрать красный цвет как основной.

    8. Заслонить значок Мои документы красным эллипсом с белым фоном. Воспользоваться для этого рисованием объекта Эллипс закрашенный, предварительно установив требуемые значения основного цвета и цвета фона.

    9. Перечеркнуть значок любой другой папки. Установить белый цвет фона, выбрать инструмент Ластик и переместить его с нажатой левой клавишей мыши по значку папки. Аналогичный результат может быть достигнут применением инструмента Кисть и установкой белого цвета как основного.

    10. Создать в центре рисунка надпись "Рабочий стол", выбрать инструмент Надпись, с помощью мыши создать область надписи и ввести текст. Форматирование текста можно провести, вызвав Панель атрибутов текста с помощью команды (Вид-Панель атрибутов текста) или контекстным меню.

    Содержимое карточки №2

    Создание векторного изображения

    1. Запустить текстовый процессор Microsoft Word. Вывести панель инструментов Рисование на экран.

    2. В контекстном меню панели Рисование выбрать пункт Настройка. Сформировать панель, выбрав перечень необходимых для работы команд и тематически сгруппировав их.

    3. В группе Автофигуры выбрать пункт Блок-схема, содержащий различные элементы блок-схем. Для построения блок-схемы линейного алгоритма сначала дважды выбрать Блок-схема: знак завершения, а потом блок-схема: процесс.

    4. Нарисовать элементы блок-схемы, расположить их в нужном порядке и соединить стрелочками.

    5. В контекстном меню каждого из элементов блок-схемы выбрать пункт Добавить текст и ввести текст.

    6. группировать все элементы блок-схемы в один объект через контекстное меню, предварительно выделив их.

    7. В результате получим единый графический объект, который можно с помощью пункта меню Действие изменять различными способами: изменять размер, поворачивать, сдвигать и так далее.

    6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Что нового вы узнали?

    Что вам понравилось и какие трудности вы испытали в работе с графическим редактором?

    Где вы можете применить полученные знания?

    Достигли ли мы поставленных целей?

    Те учащиеся, у которых имеется 10-12 совпадений по графам получают оценку "5"

    Те учащиеся, у которых имеется 7-9 совпадений по графам получают оценку "4"

    Те учащиеся, у которых имеется менее 7 совпадений по графам не получают оценку.

    7. Домашнее задание


    Автор: Эскиев Бувайсар Вахаевич
    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    разное «Растровая и векторная графика» Эскиев Бувайсар Вахаевич 17 Мая 2015
    презентация, документ Урок в 10 классе на тему: «Растровая и векторная графика» Касимова Ольга Алексеевна 21 Мар 2015
    документ Урок информатики в 9 классе на тему: «Растровая и векторная графика» Евстифеева Анна Владимировна 15 Окт 2015
    презентация Растровая и векторная графика, презентация, 10 класс Феклистов Андрей Владимирович 21 Мар 2015
    документ Растровая и векторная графика Гордон Глеб Владимирович 21 Мар 2015
    презентация Растровая и векторная графика Ерегина Оксана Вячеславовна 21 Мар 2015
    разное растровая и векторная графика Ибатуллина Алия 21 Мар 2015
    презентация, таблица тест "Растровая и векторная графика" Морина Евгения Владимировна 21 Мар 2015
    разное Флипчарт "Растровая и векторная графика" Федченко Ирина Васильевна 21 Мар 2015
    презентация Растровая и векторная графика Зверева Наталья Дмитриевна 21 Мар 2015
    разное Растровая и векторная графика 7 класс Михайлов Александр Васильевич 31 Мар 2015
    презентация Растровая и векторная графика Новичихина Ольга Анатольевна 9 Апр 2015
    презентация Векторная и растровая графика. Пискунова Елизавета Сергеевна 17 Апр 2015
    документ Растровая и векторная графика Сермягина Ольга Александровна 9 Мар 2016
    разное Растровая и векторная графика Галкина Инна Владимировна 20 Мар 2015
    документ, таблица Открытый урок информатики и ИКТ в 8-м классе по теме "Растровая и векторная графика" Кобелева Елена Александровна 21 Мар 2015
    документ Тема урока: Растровая и векторная графика. Представление графической информации в компьютере. Тучкова Елена Ивановна 21 Мар 2015
    презентация Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика" Абрамова Светлана Васильевна 21 Мар 2015
    презентация, документ Открытый урок по теме "Растровая и векторная графика" Кириченко Ирина Александровна 21 Мар 2015
    разное Разработка урока "Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов" 9 класс Беляева Зоя Викторовна 21 Мар 2015
    презентация, документ План-конспект урока "Растровая и векторная графика" Морозова Валерия Анатольевна 31 Мар 2015
    презентация Презентация к уроку "Растровая и векторная графика" Сафарова Наталья Николаевна 22 Мая 2015
    документ Разработка урока по теме "Растровая и векторная графика" 7 класс Косенко Елена Викторовна 31 Мар 2015
    презентация Презентация на тему: "Растровая и векторная графика" Кондратьева Ирина Сергеевна 20 Окт 2015
    документ Тест по теме "Растровая и векторная графика" для 9 класса по предмету "Информатика" Тарабина Ирина Геннадьевна 24 Дек 2015
    презентация Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика" по предмету "Информатика" для 9 класса Тарабина Ирина Геннадьевна 24 Дек 2015
    разное Векторная графика Сергей Степанов 21 Мар 2015
    документ Авторский урок по информатике для 9-го класса из элективного курса на тему: «Векторная графика. Векторный редактор Corel Draw» Лиманская Марина Петровна 21 Мар 2015
    презентация Презентация "Растровая и векторная анимация" Новичихина Ольга Анатольевна 21 Мар 2015
    документ Растровая и векторная анимация Гордон Глеб Владимирович 31 Мар 2015
    документ «Векторная анимация» Гордеева Татьяна Ивановна 21 Мар 2015
    документ Векторная графика на занятиях в коллективе «Издательский центр» Хламова Ольга Васильевна 21 Мар 2015
    документ Векторная графика. Создание векторных изображений Адвин Софья Александровна 21 Мар 2015
    документ Материалы к уроку "Векторная графика" Иванова Наталья Николаевна 21 Мар 2015
    документ Векторная графика Киселева Юлия Владимировна 21 Мар 2015
    документ Векторная графика в WORD Алас Наталия Станиславовна 21 Мар 2015
    разное Разработка урока информатики "Векторная графика" Калимуллина Ризида Вакиловна 21 Мар 2015
    документ Векторная графика - практическая работа Крюкова Юлия Евгеньевна 21 Мар 2015
    документ Векторная графика Куликова Марина Петровна 16 Фев 2016
    документ ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА Колосов Андрей Юрьевич 24 Янв 2016