Главная / По типу материала / К аттестации

методическое пособие "Воспитание патриотизма и гражданственности у суворовцев Ульяновского ГСВУ" ВВЕДЕНИЕ.        Всего несколько лет назад чувство патриотизма было таким же естественным для каждого, как уважение и

Актуальность исследуемой автором проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего развития действенной системы патриотического и гражданского воспитания будущих офицеров, особенно в период осознания и формирования собственной гражданской позиции. Представлен интересный практический материал об использовании воинских ритуалов и традиций в гражданско-патриотическом воспитании суворовцев

Представленная работа опирается на государственную концепцию патриотического воспитания, ее основные идеи и принципы, во многом помогает решать практические задачи воспитателями военных училищ.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства Обороны Российской Федерации»

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СУВОРОВЦЕВ УЛЬЯНОВСКОГО ГСВУ»

Методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

Введение

3

Глава I. Патриотизм - духовная основа национальной безопасности России

4-7

Глава II. Особенности российского патриотизма.

2.1.Патриотизм – нравственная основа жизнеспособности общества.

8-20

2.2. Гражданственность

20-25

2.3. О соотношении понятий: гражданственность и патриотизм.

25-31

2.4. Патриотизм, как важнейшее условие развития общества

31-32

Глава III. Воспитание патриотизма и гражданственности

у воспитанников суворовских военных училищ.

3.1. Система патриотического воспитания военнослужащих

32-33

3.2. Возможности развития патриотического воспитания в системе

суворовских училищ и кадетских корпусов.

33-38

3.3.Формирование и развитие у суворовцев патриотических качеств

– как основная задача воспитательной работы.

38-41

IV. Основные направления, формы и методы патриотического воспитания суворовцев, применяемые в Ульяновском ГСВУ.

41-54

Заключение.

54-57

ВВЕДЕНИЕ. Всего несколько лет назад чувство патриотизма было таким же естественным для каждого, как уважение и любовь к матери. В середине 90-х годов вслед за перестройкой последовали слепое восхищение западом, ирония и порой издевательство над исконно русскими духовными ценностями. Появились поколения, не знающие родной истории и не понимающие истоков народной культуры.

Советский Союз, народы СССР во многом определили ход мировой истории двадцатого столетия, и граждане этой великой державы по праву гордились и любили свою родину, свою культуру, были истинными патриотами своего Отечества не раз доказали это в тяжелейших испытаниях.

Еще двадцать лет назад мы не могли даже предполагать, что воспитание патриотизма у подрастающего поколения может стать проблемой государственного уровня, и что вырастет целое поколение, которое не знает своей родины и ее богатейшей истории, традиций и обычаев.

Кто-то решил, что западный уровень жизни, приближение к которому потребовало коренной ломки способов общественного производства, одновременно потребует разрушения нравственных и моральных устоев, исторического беспамятства, отказа от исторического опыта целых поколений.

Мы все хотим видеть свое Отечество процветающим, с мощной промышленностью, наукой мирового уровня, высокоэффективным аграрным комплексом. Хотим, чтобы не нефть, газ или руда были источниками социальной защищенности, а высокая производительность труда в наукоемких производствах служила источником благополучия и процветания российских граждан.

Этого нельзя добиться только экономическим путем.

Без гражданина – патриота, без осмысления своей роли в истории государства, своего личного вклада в развитие Отечества мы обречены на духовные и нравственные скитания, борьбу интересов и толкований, потерю целых поколений.

На первый план выходит патриотическая идея, как единое условие сохранения целостности и развития нашего государства.

I.Патриотизм - духовная основа национальной безопасности России.

Проблема воспитания патриота является одной из ключевых в деле воспитания гражданина сохранения Российского государства. События последних лет явились серьезным уроком для общества. Полный разрыв с прошлым, отказ от опыта предшествующих поколений, очернение собственной истории превратило значительную часть молодежи в «Иванов, не помнящих родства ». Недавно в средствах массовой информации прошла сообщение, что Россия вышла на первое место в мире по числу желающих покинуть родину. Лишая себя истории, мы лишаем себя исторической подпитки, энергии предшествующих поколений. Социологические исследования показали, что почти треть нашего населения не знают имен своих прадедов, у 16% населения не сохранилось ничего: ни писем. Ни фотографий, ни наград. Примерно половина либо вообще не знают, либо знают приблизительно время основания населенного пункта, в котором живут. По данным Генерального штаба Министерства Обороны Российской Федерации на апрель 2011 года от службы в Вооруженных Силах РФ уклоняется почти 200 тысяч человек.

Одной из печальных страниц отношения к нашему прошлому стала дегероизация истории Великой Отечественной войны, да и вообще истории, что особенно ярко проявилось в период подготовки и празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Можно заглянуть в ряд современных учебников истории и ужаснуться, как извращенно подается вся героическая наша история.

Продолжается отвратительная компания искажения подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев Краснодона. Уравнивание Советского Союза с фашистской Германией. Ветеранов войны уже называли «красно-коричневыми». И как следствие сообщение прессы: «Молодые люди травят собакой ветерана в парке, заявляя: «Если бы вы не выиграли войну, то мы бы уже пили немецкое пиво». Герой Советского Союза А.Потехин обратился в мэрию небольшого города с просьбой снять его имя с названия школы и улицы. Как он выяснил – ни один школьник не знал, почему их школа носит его имя. И как вершина глумления, издания книжки с загадками: «На «з» называется, на веревочке болтается», «Эх, мать –перемать, опять гололед, - подумал А.Матросов, падая на амбразуру». Даже в материалах подготовки к ЕГЭ по истории ряд вопросов сформулирован не просто некорректно, а практически аморально, отметил Президент Российской Федерации Д.Медведев.

Отношение к прошлому, которое уже нельзя отменить, то хотя бы по достоинству оценить и понять, есть важное условие нашего движения вперед. Нельзя отменить историческую память миллионов людей. Вместе с тем абсолютная истина в оценке прошлого никому не принадлежит и не может принадлежать целиком. Историческая объективность не означает единомыслия. И то, что сегодня оценивается со знаком «+» завтра может получить негативную оценку и наоборот.

Только что россияне стали свидетелям феномена: опросы общественного мнения показали, что почти половина россиян положительно оценивают роль Сталина.

Перед Днем Победы шла даже оживленная полемика: стоит ли развешивать плакаты, где Сталин назван одним из полководцев нашей страны. Этого просто никто не мог представить еще несколько лет назад.

А каково в таких условиях делать выбор молодому поколению, к тому же получившему за образец абсолютно другие ценности?

Сегодня в активную фазу жизни вступает поколение, которое было свидетелем ломки советских идей, морали, нравственных ориентиров. Оно взрослело в период циничного передела собственности, беспрецедентного обогащения одних и обнищания других. Глядя на то, в каких условиях живут люди старшего поколения, они ставят их жизни «неуд». Идеалы «героических поколений» перестают быть для молодых людей преемственно привлекательными. В период их становления главным мерилом счастья становятся деньги.

Крайне негативно влияет на молодежь и имеющий место формализм при организации и проведении мероприятий патриотической работы. Перед

большими праздниками или датами вдруг вспоминаются заслуги ветеранов, вывешивается наглядная агитация, плакаты, но в период будней проблемы воспитания патриотизма порой уходят на задний план.

Возьмите программу телевидения за 23 февраля 2011 года.

По российским каналам транслируются фильмы и передачи:

«В зоне особого внимания», «Офицеры», «Грозовые ворота», «Приступить к ликвидации», «Чечня. На безымянной высоте», «Государственная граница», «Солдат Иван Бровкин», праздничный концерт и еще другие. Всего 34 передачи. Однако уже 24 февраля 2011 года ни одного фильма или программы патриотического содержания, кроме довольно спорного фильма «Солдаты 4».

Лишь канал «Звезда »верен выбранной тематике, но принимается и транслируется он не везде.

Практика «разового» патриотизма может сделать из молодого человека, скорее циника, чем убежденного защитника интересов страны. Иногда реальная помощь тому, кто страдает не от отсутствия патриотического духа, а от каждодневных житейских неурядиц, человеку, своей жизнью и трудом доказавшему верность государству и Отечеству, может оказаться гораздо весомей и ценнее, чем разговоры об ее необходимости и подарок к празднику.

Проблема девальвации духовных ценностей, растворения национальной идеи приобрела масштабы государственной. Но все больше и больше россиян проникается необходимостью возврата к историческим ценностям, проявляет интерес и желание понять сложные проблемы и процессы установления истины, хотят гордиться и по праву горды подвигами и свершениями своего народа.

По данным независимых экспресс-опросов 85% россиян уверены в необходимости усиления патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России, 33% выступают за возрождение в школах системы начальной военной подготовки, 45% уверены в необходимости принятия срочных мер против фальсификации событий нашей истории.

По данным Интернет-опроса газеты «Аргументы и факты» в конце 2010 года событиями, вызывающие прилив патриотизма у россиян являются:

- празднование Дня Победы (30%);

- блестящие выступления российских спортсменов на крупных международных соревнованиях (24 %);

- успешные силовые акции России за границей ( Южная Осетия в 2008 году, захват сомалийских пиратов и т.д.) (21%);

- международные успехи российских ученых (16%);

- покупка российским олигархом самой дорогой яхты/виллы/футбольного клуба ( 7%);

- победы россиянок в международных конкурсах красоты (2 %).

Отметьте, что для 91 % опрошенных российских граждан важными являются события, поднимающие самоуважение, гордость за свое Отечество, а День Победы для нас событие, не имеющее себе равных по сплочению нации, воспитания гордости за свой народ, переломивший хребет фашистской угрозе всему человечеству.

Сегодня отрадно отметить, что государство активно возвращается на поле патриотического и гражданского воспитания своих граждан.

В июле 2005 года принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 гг.», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации. В Министерстве Обороны РФ на эти же годы была утверждена ведомственная программа патриотического воспитания военнослужащих, утвержденная приказом Министра Обороны РФ

№ 28. Работают Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях России)». В самом разгаре программа обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны и офицеров Вооруженных Сил РФ долгожданным жильем.

На организацию патриотической работы планируется освоить до 2015 года около 1млрд. рублей.

Вспомнили хорошо забытые, отработанные формы патриотического воспитания.

Хочется надеяться, что это не будет очередной кампанией. Реабилитируется само понятие «патриотизм», которое еще недавно вызывало у некоторых усмешку.

Активно включились в работу представители Президиума Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», от имени 70-и региональных общественных объединений,

включающих почти 100 тысяч выпускников суворовских училищ.

В своем обращении к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву в 2008 году они внесли целый ряд предложений по формированию новой федеральной программы патриотического и военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2010-2020 и дальнейшие годы. В частности в нем содержится серьезная критика имеющихся ныне проблем и упущений, серьезный анализ состояния дел.

По мнению членов Содружества:

Недостатки всех федеральных и региональных программ военно-патриотического воспитания в России заключаются в следующем:

- программы не являются частью национальной стратегии развития России и не имеют цельного комплексного содержания;

- программы не нацелены на формирование общего нравственного, патриотического и благожелательного морального климата в стране;

- все они не достаточно конкретны, так как не привязаны к конкретным датам, мероприятиям и проектам, а их имеющийся перечень скуп и не полон;

- программы не обязательны для исполнения, так как не определен порядок их реализации и отчета по ним;

- программы недостаточно финансируются и не содержатся в канве региональных и местных бюджетов, за их исполнение органы власти ответственности не несут;

- финансирование программ и проектов патриотического характера не находит широкой поддержки российского бизнеса и даже государственных корпораций, для которых эта сфера необязательна, не престижна, и так далее;

- программы не направлены на создание новых произведений искусства по тематике патриотического воспитания и не содержат положений имеющих обязательный характер;

- программы не направлены на интенсивную и качественную работу их непосредственных исполнителей на местах, то есть не создают необходимых условий для работы ветеранов государственной и военной службы и их общественных объединений, экономическое положение которых ведет только к свертыванию патриотической работы на местах;

- программы не связаны с Государственными образовательными стандартами, в которых воспитание как таковое не имеет обязательного и четко очерченного характера;

- программы носят выраженный мемориальный характер и не включают вопросы специального информационного сопровождения, обобщения и распространения опыта работы региональных общественных объединений, создания доступного учебного лекционного фонда, ведения постоянных семинаров и чтений в качестве элементов программ и процесса патриотического воспитания граждан страны;

- в своей работе по патриотическому воспитанию граждан России на местах органы государственной и региональной власти в основном опираются на штатные органы и центры патриотического воспитания, которые просто не могут охватить весь спектр воспитательной работы, и недостаточно полно используют потенциал общественных ветеранских и патриотических объединений, а бюджеты регионов даже не имеют с необходимых для этой работы бюджетных и правовых основ.

Чувствуется желание людей, прошедших суровую школу возмужания и становления в стенах военно-учебных заведений, поднять престиж и влияние суворовской школы на молодежь России, продолжить настоящее дело.

В обществе медленно и с трудом начинает формироваться новое историческое сознание на основе органической включенности человека в связь времен, разорванных в 1917 г. И начале 90-х годов. И сегодня это является

объективной потребностью истерзанного противостоянием социальным проблемам общества. Все больше людей убеждается, что выход не в разрыве с «белыми» или «красными», а в осмыслении проблемы, понимании, обеспечении преемственности российской досоветской и постсоветской истории, конвертации исторического знания в новое историческое сознание.

II. Особенности российского патриотизма.

2.1.Патриотизм – нравственная основа жизнеспособности общества.

Российский патриотизм – явление уникальное и своеобразное. Его по праву можно назвать патриотизмом высочайшим, настолько велика, глубока и бескорыстна в нем любовь к Отечеству. Ее лаконично выразил поэт: «Если кликнет рать святая - « Кинь ты Русь, живи в раю», я скажу – «Не надо рая, дайте Родину мою». Чем же объяснить столь пронзительную любовь русских к своей Отчизне?

Истоки глубоких чувств россиян к своей Родине попытаемся искать в особенностях природно –климатических условий, в которых проходило становление русского этноса. Суровые зимы, постоянная борьба за существование отразились не только на особенностях производства, способах и приемах труда, но и на организации всей социальной жизни, духовном облике, характере народа. Экстремальные условия существования выработали в общественном сознании идеологию коллективного спасения, идею человеческой солидарности. В русском национальном характере сформировалось такое качество, которое принципиально отличает его от западного человека – коллективизм, общинность, соборность (в азные исторические периоды это качество, имея одно ценностно-смысловое содержание, называлось пo-разному). Этим Российская цивилизация коренным образом отличается от западноевропейской, вся история которой, от Античности и до современности, нанизывается на стержень индивидуализма.

Общинные традиции, уходящие в глубокую древность и пронизывающие весь уклад жизни русского народа – труд, быт, досуг – это самобытное явление не только русского характера как такового, но и всей русской национальной культуры. Понять это – значит, «расшифровать» исторический код нашей культуры.

Общинный уклад жизни русских – это объективный и оправданный результат многовекового культурно-исторического развития России. Общинная форма землевладения и в целом жизнеустройства – это необходимая форма борьбы за существование народа, которая обусловливалась как минимум тремя обстоятельствами: трудными природно-климатическими условиями, освоением огромных территорий, постоянными и многочисленными нападениями соседних народов. По словам известного в XIX веке геолога, социолога и публициста Л.И.Мечникова (1838-1888), «смерть или солидарность, других путей у русского народа не было, чтобы не погибнуть, - он должен был прибегнуть к солидарности и общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды».

Но вряд ли справедливо рассматривать общинный уклад русского народа лишь как вынужденное приспособление к жизни под напором внешних обстоятельств. Известный современный российский философ и социолог А.С.Ахиезер справедливо, по нашему мнению, замечает: «Славянская родовая община превратилась в крестьянскую поземельную общину, которая сохранилась на протяжении всей русской истории. Это была не просто организация, но элемент массового менталитета. Она формировалась и тогда, когда не было никакой внешней силы, которая её к этому побуждала, когда крестьяне были свободны в выборе форм отношений».

Именно на общинной основе зародился, вырос и стал самостоятельным явлением культурный архетип русского народа. Община создала традиции и формы самоуправления, бытовой непосредственной демократии (сельские сходы, решение всех проблем «миром», выборная и «артельная» начало и др.), определила формы хозяйствования, место и роль в нём работника, его миропонимание. Славянофил А.С.Хомяков считал, что для русского крестьянина «мир» есть олицетворение его общественной совести, перед которой он выпрямляется духом. Да и сама Россия «в глазах простолюдина…не государство и не нация, а скорее семья. Этот патриархальный взгляд столь же древен, кажется, как и сама Россия, он… лишь распространился и упрочился».

Община сыграла главенствующую роль в жизни русского народа. Община для русских – это их сила, но и слабость одновременно. Общинная форма хозяйственной и социальной жизни дала возможность русскому человеку освоить самые обширные и самые тяжёлые пространства планеты.

Она вырабатывала коллективизм, «соборность», дававшие людям чувство защищённости, уверенности в жизни, снимавшие крайний индивидуализм, эгоцентризм, этническую исключительность. Но в общине коллективистско-патриархальному братству приносилась в жертву личная свобода, развитие индивидуальности. Уравнительные тенденции, принижение роли индивида, личности явственно прослеживается в ней. Не случайно А.И.Герцен отмечал, что в общине мало движения, а М.А.Бакунин говорил о рождении в общине тупоумной неподвижности, непроходимой родной грязи.

Таким образом, в ходе тысячелетнего освоения безграничных пространств, невероятно тяжёлого мирного и ратного труда и совместного сотрудничества у русского народа в его национальном характере выработались и закрепились основополагающие черты – общинность, коллективизм, взаимовыручка, а вместе с ними – доброта, открытость и душевность в отношениях друг с другом и с другими народами, любовь к своему Отечеству.. Немецкий философ Вальтер Шубарт (1897-1941) почти сто лет тому назад писал, что «русский обладает…теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. …Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе».

Многие исследователи проявление «доброты» относили к числу первичных, основных свойств характера русского народа. Об этом феномене хорошо писали Ф.М.Достоевский, отмечавший, что «русские люди долго и серьёзно ненавидеть не умеют». А Н.О.Лосский тонко подметил, что у русских (и у всех славян) высоко развито ценностное отношение к людям, впрочем, как и ко всем предметам вообще. Это выражается, в частности, в обилии уменьшительно-ласкательных имён. Уменьшительные имена, выражающие чувства нежности, весьма распространены и разнообразны Особенно велико их число для имен личных: Иван – Ваня, Ванечка, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Манечка, Машенька, Машутка. Что касается эмоционального выражения чувства любви к родине – Родимая сторонушка, Отчий край и др.

Специфическим для русского национального характера является то, что в иерархии духовных ценностей народа никогда не превалировали черты высокомерия, национального превосходства, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха, значительности личности. Любопытное, и, на наш взгляд, очень точное сравнение русского национального характера с характером европейца дано в книге немецкого философа Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока»: «проблема Востока и Запада – это, прежде всего, проблема души», иначе говоря –культуры и созданного ею национального характера. «Россия не стремится ни к завоеванию Запада, ни к обогащению за его счет, …русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности». Европа же «никогда не претендовала на какую-либо миссию по отношению к России. В лучшем случае она жаждала экономических выгод, концессий».

Немецкий философ был далеко не единственным исследователем, кто приходил к подобным выводам. Черту общинности, артельности, коллективизма, ярко выраженную в русском национальном характере, отмечал, например, известный русский философ «серебряного века» Семен Людвигович Франк (1877-1950), бывший марксист, затем идеалист и религиозный мыслитель, редактор журнала «Свобода и культура» (1916г.). «В противоположность западному русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию «Мы»… – писал он. – Для нее последнее основание жизни духа и его сущность образуется «Мы», а не «Я».

Информация к размышлению.

Немецкий философ Вальтер Шубарт о русском национальном характере в книге «Европа и душа Востока»:

Русский человек добр не из чувства долга, а потому, что это присуще, что он иначе не может. Это нравственность не рассудка, а сердца.

Воображение у русского человека – богато, дерзновенно и глубоко. Европеец – техник. Русский –романтик. Европейца тянет к специализации. Русского — к целостному созерцанию. Европеец –расчленяющий аналитик. Русский – всепримиряющий синтетик. Он стремится не побольше знать, а постигнуть связь вещей, уловить сущность.

У европейца – человек человеку волк, всяк за себя, всяк сам себе бог; поэтому все против всех … Русский подходит к своему ближнему непосредственно и тепло. Он сорадуется и сострадает. Он всегда склонен к расположению и доверию. Быстро сближается. Он умеет блюсти свое и чужое достоинство — ив тоже время не ломается, сердечен и быстро приспособляется в друзьям.

Русский человек движим братством людей и жестоко страдает заграницей от грубого эгоизма людей. Достоевский пишет в одном письме: «Мы за границей вот уже почти два года. По моему мнению, это хуже, чем ссылка в Сибирь».

Русский человек может быть и плохой делец, но братский человек. Он мастер давать и помогать — и дает с тактом и нежностью. Он гостеприимнее всех народов Земли. Он чувствует глубоко, умиляется и плачет. Русские люди и называют друг друга не по титулам и званиям, - а просто по имени и отчеству.

…Англичанин хочет превратить мир фабрику, француз – в салон, немец – в казарму, русский – в церковь. Англичанин хочет добычи, француз — славы, немец — власти, русский — жертвы. Англичанин хочет наживаться от ближнего, француз – импонировать ближнему, немец –командовать ближним, а русский ничего от него не хочет. Он не желает превращать ближнего в свое средство.

Это братство русского сердца и русской идеи. Русский всечеловек есть носитель нового солидаризма».

К числу первичных, наиболее фундаментальных и древних свойств русского национального характера относится глубинное чувство независимости, воли, свободы и сочетающееся с ним мужество, стойкость, несгибаемость в самых трудных моментах жизни страны, всего народа. Эта доминантная черта – одна из древнейших в русском национальном самосознании, ее конкретное содержание ярко и мощно проявилось на всех этапах истории Родины. Еще со времени древнерусского государства, отмеченного непрерывными столкновениями с печенегами, половцами, хазарами, и до настоящего времени русские люди демонстрируют всему миру непреклонную силу воли, мужество и стойкость в защите родной земли.

Так, византийские историки, оставившие нам описание древних славян, изображали их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они стойко сносили голод и всякую нужду, питались грубой пищей, любили движение, деятельность, были выносливы и терпеливы. По тем же свидетельствам, славяне воинами были отважными. Храбрые, они особенно искусно бились в ущельях, умело скрывались в траве, изумляли неприятеля мгновенными и хитрыми нападениями. Попадая в плен и подвергаясь пыткам, умирали, молча, без вопля, с мыслью не посрамить свой род.

Эти качества характера русских людей разовьются, окрепнут, станут определяющими на всем историческом пути их бытия. Именно они позволили выстоять в борьбе с многочисленными завоевателями, в том числе сломить монголо-татарское трехсотлетнее иго и отстоять русскую государственность, отбить немецкие, турецкие, польско-литовские, шведские, японские, английские, французские и пр. экспансионистские поползновения, переломить хребет фашизму в Европе. Совсем не случайно на Западе давно родилось выражение: «русские – самый непокорный народ на земле, его не могли сломить ни оружие, ни угрозы физического уничтожения, ни голод, ни холод, ни другие чудовищные испытания. Русских можно убить, уничтожить физически, но завоевать, покорить –никогда…».

Россия – страна особая. В ней не прижились и, видимо, не приживутся западные ценности и ориентиры, так упорно вывязываемые сегодня нашему народу. У нас духовно-нравственные ценности определяют смысл жизни человека. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью.

Российский патриотизм в высшей степени духовен. Российские религиозные философы B.C.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин главным фaктopoм, определяющим pyccкoe национальное самосознание, считают православие. Русская идея – это особое отражение гражданственности и патриотизма россиян. «У русских, - пишет Соловьев, - моральное сознание очень отличается от морального сознания западных людей. Это сознание более христианское. Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не по отношению к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру. Они ищут не столько организованного общества, сколько общности, общения». Религия служит закреплению нравственных чувств. Духовная любовь, в основе которой лежит стремление к совершенству, является источником веры и религиозности.

Такие черты русского национального характера, как религиозность, душевность, святость, отмечает Н.А. Бердяев, также подчеркивая, что русское моральное сознание отличается от морального сознания европейцев: «Душа русского народа никогда не поклонялась золотому тельцу и, верю, никогда ему не поклонится в глубине души своей. … Русский человек будет грабить и наживаться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почитать материальные богатства высшей ценностью».

Философ И.А. Ильин считает, что религиозное сознание и духовность являются основой патриотизма. Именно они оказывают решающее влияние на его формирование. При этом национализм (национальный патриотизм) трактуются им как положительное явление национального духа и национального самосознания: «Любовь к своему народу не есть неизбежно ненависть к другим народам; самоутверждение не есть непременно нападение; отстаивание своего не означает завоевания чужого». Автор уверен, что истинный патриот своей страны «не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения». Патриот будет с уважением относиться к достижениям других наций, уважать национальный характер. Патриотизм истинного христианина – это духовная любовь к родине, единение судьбы отдельного человека с судьбой страны, как в годы процветания, так и в годы опасности.

Следующей особенностью российского патриотизма является державность. Подлинная история русского народа начинается с момента создания государства, и, по сути дела, являет собой воплощение его исторической и культурной воли, таланта, творчества. Русская государственность возникла, развивалась и формировалась в непрерывной борьбе за свое существование и выживание самого народа. Множество раз в истории она стояла на краю гибели. Но для русских гибель государства означала бы и гибель самого народа. Именно поэтому государство и верховная власть всегда воспринимались в России не столько как политическое устройство, сколько как ценность, а, следовательно – воспринимались в сакральном значении. Новгород в народном правлении именовался «государем», а Псков назывался «господином». «Нельзя быть земле Русской без государя, - говорили в старину. – Государь знает, кто ему друг, а кто недруг…»

В русском национальном сознании издревле образ Родины – Русской земли – колыбели народа и его культуры отражался на уровне высшей святости. Отсюда важнейшей характерной особенностью отечественной культуры, составляющей ее национальное своеобразие, выступала тема исторической судьбы Родины и Народа. Этого факта, говоря словами В.О.Ключевского, «не докажешь какой-либо одной цитатой, тем или другим местом исторического памятника; но он (этот бесспорный факт!) сквозит повсюду во всей нашей истории и культуре, в каждом проявлении духа народа и его действий по защите, сбережению, сохранению Русской земли. Поэтому ещё и ещё раз (уже в другом контексте) скажем о проявлении духа народа…»

В 971 году киевский князь Святослав перед заведомо неравным боем с огромным войском византийского императора Иоанна Цимисхия сказал своим воинам: «Да не посрамим земли Русскыя, но ляжем костьми тут, мертвые бо срама не имут. Еже ли побегнем, срам инам». В 1240 – 1242 годах новгородский князь Александр Невский громил со своими дружинами шведских, немецких и датских захватчиков, объединяя Северо-Западную Русь под великим призывом «За Русь!». В 1380 году князь Дмитрий Донской, ведя свои полки на поле Куликовом против полчищ Мамая, говорил: «Не пощадим жизни своей за землю Русскую, за веру христианскую…». В 1612 году земский староста К.З.Минин и воевода Д.М.Пожарский возглавили борьбу русского народа против польских оккупантов, четко сформулировав историческую задачу: «освободить Москву – столицу Русского государства от иноземных захватчиков, изгнать с русского престола иноземцев и ставленников интервентов, создать новое, русское правительство». В 1812 году армия под руководством М.И.Кутузова и весь русский народ были объединены одним патриотическим порывом: «разбить наполеоновские орды и очистить землю Русскую от захватчиков». В 1941-1945 гг. весь многонациональный советский народ был охвачен единым порывом: не сдаться, не сломиться перед фашистскими захватчиками, победить, во что бы то ни стало, а, значит, сохранить себя и свою Родину. Политрук Клочков в 1941 году эту мысль выразил предельно ясно: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!». 27 миллионов сыновей и дочерей России отдали свои жизни в годы Великой Отечественной войны, но не сдались, а погибли за свою Родину.

Отмечая эту важнейшую сторону нашей истории и культуры, следует подчеркнуть, что именно в России потерпели крах все мощные армады – золотоордынская, наполеоновская и гитлеровская. Других подобных мировых угроз и не было. Именно эта роль России в мировой истории и культуре настолько значительна, что все попытки принизить ее просто нелепы. Причем, в данном случае речь никак не идет о каком-то нашем превосходстве (здесь нет даже намека на это!), а о том, что говорить о русской цивилизации и культуре как о чем-то второсортном, уступающем западным «вершинам», немыслимо и недостойно.

Наша любовь к Родине, родной зе
Автор: Скворцов Павел Николаевич

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное методическое пособие "Воспитание патриотизма и гражданственности у суворовцев Ульяновского ГСВУ" ВВЕДЕНИЕ.        Всего несколько лет назад чувство патриотизма было таким же естественным для каждого, как уважение и Скворцов Павел Николаевич 20 Мар 2015
документ Фольклорный праздник "Приходите, в гости к нам"                                       И была у них               & Шадрина Елена Юрьевна 31 Мар 2015
документ Конспект занятия на развитие эмоций для детей 5-7 лет "Моё и наше" В. Дети, послушайте, какой разговор услышал поэт Г.Сапгир                                   Поданёва Марина Валентиновна 4 Июл 2015
документ "Веселый туристический марафон" УТВЕРЖДАЮ                                              Филатова Марина Николаевна 2 Мар 2016
документ Конспект занятия по теме: "Овоши и фрукты"                                                           Герасимова Людмила Васильевна 21 Апр 2015
документ Программа "Мир чувств и эмоций" Пояснительная записка                                                       & Филонова Евгения Вениаминовна 5 Ноя 2015
разное Презентация "Неделя игры и игрушки" Материал (младшая группа) по теме:                               Зулпиева Раисат Омаровна. 1 Апр 2015
документ "Шаг назад, шаг вперед и на месте поворот"                                 НОД №1 «Шаг назад, шаг вперёд и на месте поворот» (Средняя группа). Сердюк Лариса Николаевна 15 Окт 2015
документ Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"                                 Существует тысячи лет…           Кротова Татьяна Ивановна 15 Дек 2015
документ План-конспект урока по теме "Проценты и десятичные дроби№ 7% =  7 :  100 =                                               &nb Татьяна Юрьевна Цветкова 7 Дек 2015
документ "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"                                                   Головлева Ольга Владимировна 9 Мар 2016
документ Праздник "Прощай, 1 класс! Ты лучшим другом был для нас!" И постепенно, понемногу                                             Сценка С Сизова Татьяна Владимировна 31 Мар 2015
документ Программа элективного курса "Основы программирования" QBASIC                                                     &n Рогова Елена Владимировна 21 Мар 2015
документ "Развитие личности в коллективе". Введение Понятие о группах и коллективах.                                       Детский воспитательный коллектив и е Махлина Евгения Ильинична 1 Апр 2015
документ Консультация для родителей "Как воспитать ребенка вежливым"                                  Консультация:           Шипова Елена Валентиновна 4 Июл 2015
документ Консультация для родителей "Как воспитать ребенка вежливым"                                  Консультация:           Шипова Елена Валентиновна 4 Июл 2015
документ Консультация для родителей "Как научить и приучить ребёнка чистить зубы"                    Как научить и приучить ребенка чистить зубы?                 & Озерская Лариса Ивановна 24 Янв 2016
документ Консультация для родителей "Ребенок у экрана."                                                         &n Израйлова Ольга Павловна 31 Мар 2015
документ Социальный проект "ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК" Вопрос о музыкальных вкусах молодежи и их                                                 Алла Викторовна Тихонова 1 Апр 2015
документ Статья на тему: "Формирование у родителей гендерной компетенции"                                                   &nb Бурячек Ирина Владимировна 31 Мар 2015
документ "Здравствуй, лес,лес, полный сказок и чудес!" Интегрированный урок в 5 классе на тему:                                             &nbs Шарипова Эльза Сабаховна 1 Апр 2015
документ Новогоднее развлечение для старшей группы "Как Царь Морской и Дед Мороз встречали Новый год"                           Праздничное развлечение для детей старшей  группы Петрусенко Наталья Васильевна 30 Мар 2015
документ Методическая разработка к уроку обучения грамоте "Звук и буква С" Московский пр., дом. 203                                             Старковская Ксения Николаевна 8 Дек 2015
документ Конкурсно - игровая программа: "День здоровья". День Здоровья. (Конкурсно-игровая программа для детей старших и подготовительных групп.)                               &nb Кутова Анна Анатольевна 31 Мар 2015
презентация Мультимедийная игра для детей подготовительной группы "В гостях у сказки" Мультимедийная игра для детей:                       &n Нуштаева Нина Борисовна 1 Апр 2015
документ Обычаи и традиции адыгского народа. Классный час на тему "Обычаи и традиции адыгского народа."                                           &nb Хакужева Бэлла Схатбиевна 26 Окт 2015
презентация, документ Учебный межпредметный проект "Райне Мария Рильке и Россия"                               Достать пролетку. За шесть гривен               Попова Елена Александровна 20 Ноя 2015
разное Творческая работа "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе."         ВВЕДЕНИЕ               ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мох Галина Сергеевна 21 Мар 2015
документ Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему "Осенние мотивы"                             Здор Татьяна Алексеевна 30 Мар 2015
разное Использования элементов Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.                      &nb Харитонова Татьяна Алексеевна 21 Мар 2015
документ Программа дополнительного образования "Плавание"                 2.  УЧЕБНЫЙ  ПЛАН Евдохин Василий Владимирович 5 Апр 2015
документ Элективный курс по выбору для 9 класса "Основы общей экологии" (17 часов) Статья. Лес и лесные ресурсы ХМАО-Югры и их экологическое состояние                             Бударина Евгения Николаевна 5 Апр 2015
разное Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке на тему "Грибочки для белочки" с детьми средней группы. Ход занятия                  Шайхутдинова Гульнур Талгатовна 11 Июн 2015
документ На тему "География России. Природа и население" 8 класс.                                               Книга I. Природа и насел Поликарпова Ольга Владимировна 21 Мар 2015
документ Тесты для аттестации по педагогике и психологии                                                           &nbs Мясникова Татьяна Александровна 26 Окт 2015
документ Курсовая работа "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"                   Теоретическая часть                         &n Лорви Екатерина Николаевна 21 Мар 2015
документ рабочая программа "Мы и окружающий мир" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Первый  год обучения Тематический план                                         Гончаренко Тамара Викторовна 31 Мар 2015
документ Программа "Традиция"                                                 Примерное планирование внеклассных занятий. № п\п Тема и Бородина Алла Ивановна 1 Апр 2015
документ Дидактическая игра "Загадки" для детей 5 - 6 лет                     ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА                         «ЗАГАДКИ&ra Нечаева Наталья Васильевна 20 Мар 2015
документ проект " Праздник памяти и славы 9 мая"                                   Пояснительная записка Зибарова Разина Айратовна 31 Мар 2015