Влияние музыки на психику ребёнка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы ( успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает ), вызывает различные эмоциональные состояния ( от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии ). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети. Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека ( и взрослого и ребёнка ) состояния уравновешенности, спокойствия, и даже побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребёнка. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизовать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребёнку успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребёнка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Ещё с древних времён люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Также и вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие, а в другом – причиняют человеку вред. Речь человека является сильнейшим фактором воздействия как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в её интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребёнка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем – либо, произнесённый спокойным, мягким. Сочуствующим голосом помогает ребёнку легче примириться с неудовлетворённостью его желания. Домашний оркестр. Как правили, дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыку проникает в быт семьи. Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Важно помнить, что с самого рождения необходимо как можно больше петь ребёнку. Так ребёнок получает первые музыкальные впечатления, значимость которых трудно переоценить. И так, взрослый, исполняя знакомые несложные для детей песенки, сопровождает их игрой на музыкальном инструменте. А ребёнок – слушает. Играйте в медленном темпе, чтобы ребёнок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребёнок может присоединиться к вам и только потом – пытаться исполнить мелодию самостоятельно. Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребёнка ( музыкальная память, чувство ритма, и т.п. ) не только на музыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования. Обогащайте слуховой опыт ребёнка нежными, ласкающими слух, приятными музыкальными звуками, извлекаемыми при помощи детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек ( колокольчики, бубенчики, деревянные кубики, маракасы, погремушку и др. ). Обращайте внимание на то, как ребёнок реагирует на разные звуки. Радость от прослушивания музыкального произведения выражается не только в эмоциях, но и в элементарных танцевальных движениях. Это один из первых показателей эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку. Можно петь и играть тихо или громко. Можно исполнить песню высоким голосом или низким, ритмично, как марш, или плавно, как вальс. Одна и та же песенка способна быть грустной или весёлой. А правильно подобранный инструмент, сопровождающий пение, усилит интонационную окраску песенки. Легко изготовить звучащие игрушки самостоятельно. Для этого возьмите пустые пластиковые флаконы из – под шампуня или крема, наполните их фасолью, горохом, манной крупой, крупной солью или мелкими камешками. Крышки бутылочек следует завинтить или посадить на безопасный ( нетоксичный ) клей. Получаются интересные и занимательные игрушки, которые обогащают слуховой опыт малыша. Для этих же целей подойдут любые звучащие предметы: крышки от небольших кастрюлек, деревянные и металлические ложки, палочки. Необходимо покупать ребёнку звучащие игрушки, музыкальные мячи, каталки, молоточки и др. При покупке обратите внимание на качество издаваемого игрушкой звука, его мелодику. Он должен не раздражать, а ласкать слух. Как приучить ребёнка к театру. Вы любите театр? Часто ли вы ходите на спектакли? Считаете ли вы театр искусством «не для всех»? Вне зависимости от того, как вы ответили на эти вопросы, советую вам приобщать к волшебному миру своих детей. Причин тому несколько. Во- первых, это отличный вид совместного досуга- вас и вашего ребёнка. Во- вторых, это развивает фантазию и воображение вашего ребёнка, влияет на его словарный запас и эмоциональное восприятие мира. В- третьих, это соответствует интересам самого ребёнка- ведь не все дети любят лицедействовать. Но как привить любовь к этому виду искусства, который действительно многие считают элитарным? С какого возраста начать посещение театра? Психологи ответят вам, что всё индивидуально. Создатель и руководитель московского театра кукол Сергей образцов в своё время говорил, что вести ребёнка в театр раньше пяти лет- совершать против него преступление, но ведь и поколение сейчас другое, и индустрия детских развлечений развивается. И кого из нас не подкупала афиша какого- нибудь спектакля «для самых маленьких»? А если приятели сводили полуторогодовалое дитя на «Концерт в ползунках», тоже хочется сразу купить билеты и начать приобщать своего ребёнка к прекрасному. Начать ходить в театр или прочие культурные учреждения поздно не бывает. А вот начать ходить рано и этим испортить впечатление- бывает часто. Если вы не уверены в исходе культпохода, лучше отложите его «на потом». А театр можно устроить и дома, с импровизированным занавесом и торжественным выключением света. Как и в любом деле, лучше начать с малого, и двигаться постепенно, не форсируя события. Нив коем случае не «кивайте» на других детей и не причитайте, что «Маша уже в четыре годика интересуется балетом, а Петя два часа сидел в театре тихо и совсем не крутился». Помните, что ваш ребёнок- уникальное создание, и путь понимания искусства у него свой. Для первого знакомства с театром выберите что- то простое и обязательно короткое. Идеальный вариант- посмотреть театральное представление в каком- нибудь развлекательном центре или детском клубе. Обычно подобные заведения предлагают разные спектакли для детей с учётом их возраста. Подобные представления вы можете начать посещать уже с двухлетним ребёнком. Но не требуйте дисциплины, в таком возрасте очень сложно долго фиксировать внимание. А то, что он вертится и периодически отвлекается, совсем не значит, что ему не нравится. Хорошо, если ребёнок возьмёт с собой любимую игрушку. Билеты приобретайте на места, откуда хорошо видно сцену. Возьмите с собой бутылочку воды, чтобы не стоять в очереди в буфет ради пары глотков. Очень важно после просмотра спектакля обсудить с ребёнком увиденное. Но не навязывайте ему своё мнение, попробуйте услышать то, что думает он. С трёх лет уже можно попробовать посетить настоящий спектакль. Главные требования к выбору спектакля просты: сюжет должен быть понятен ребёнку, а само представление должно быть коротким. Крайне желательна интерактивность спектакля- иными словами, участие детей в развитии сюжета. Когда актёры обращаются к маленьким зрителям с вопросами или просьбами, кидают в зал мячики или воздушные шары, детей это всегда привлекает. К тому же это отличный способ сбросить энергию, которая наверняка накопилась у ребёнка во время просмотра. А уж если детей просят потопать ногами или шуметь, чтобы, к примеру, прогнать злого волка, то это просто отлично. Ребёнок осознаёт своё участие в представлении, и испытывает особую гордость от того, что «без меня волка бы ни за что не прогнали». Обязательно подготовьте ребёнка к представлению- объясните ему о чём пьеса, кто является её героями. Так малышу будет легче воспринимать спектакль. Постепенно вы можете расширять круг посещаемых театров и пробовать посещать более продолжительные спектакли. В возрасте четырёх- пяти лет вы вполне уже можете обсуждать с ребёнком «театральные планы», спрашивать его мнение. От такого посещения театра, впечатления ребёнка только усилятся- ведь он сам выбрал спектакль! О правилах поведения в театре О правилах поведения в театре мы знаем с детства. Казалось бы, всё просто: в зале нельзя есть конфеты и разговаривать, нужно отключать мобильные телефоны и проходить к своему месту, повернувшись лицом к сидящим. Однако о некоторых нюансах делового этикета в храме искусства многие даже не догадываются. А жаль. Можно ли причёсываться в фойе у зеркала? Извиняться ли за беспокойство, пробираясь к собственному креслу? Всё начинается не с вешалки. Театр — учреждение культуры, поэтому во время его посещения к этикету особенно щепетильное отношение. И всё потому, что нужно создать спокойную атмосферу. Ведь зрители приходят в храм искусства отдыхать. Вот скажите, с чего начинается театр? Само собой разумеется, с вешалки! С покупки билетов! Приобретая их, вы должны обратить внимание на план зала. Для того, чтобы выбрать удобные места. И если вам достались билеты на места, расположенные очень далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль. Поскольку театр — это храм искусства, одежда должна быть особой. Нарядная форма сохраняется, однако существует одно большое «но» . Чаще всего в театр мы с вами идём после работы. Поэтому сама жизнь внесла коррективы — теперь в театр можно идти в обычном деловом костюме спокойных тонов и классического покроя. Одежда не должна быть ни в коем случае вычурной. Потому что люди приходят посмотреть спектакль, на игру актёров, а не на ваш супермодный оригинальный наряд. В театр надо приходить заблаговременно… Раздевшись, нужно подойти к зеркалу и посмотреть, всё ли в порядке с внешним видом. Поправлять одежду, причёску и макияж недопустимо. Для этого существуют туалетные комнаты. Сходите туда и приведите себя в порядок. Общеизвестно, что зайти в зал надо до третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь сесть заранее, не ожидая последнего звонка Если места расположены с краю, то, наоборот, задержитесь, чтобы постоянно не вставать, пропуская других зрителей. Проходить следует лицом к сидящим в ряду зрителям, причём извиняться не надо: вы доставляете им неудобства не потому, что делаете что-то плохое, а потому, что иначе не доберётесь до своих мест .Другое дело, если вы наступили кому-то на ногу или задели кого-то рукой. А вот поблагодарить тех, кто, пропуская вас, встал, нужно. Если ваше место оказалось занято, то вы должны учтиво попросить освободить его, предъявив билеты. Если по ошибке в кассе продали два билета на одно и то же место, обратитесь к служителю театра — он вас посадит на другое. А вот если вы опоздали, то не пробирайтесь к своему месту, выберите любое свободное, а в антракте пересядьте. А вот что недопустимо, так это занимать оба подлокотника кресла. Помните, что рядом сидит другой зритель. Не стоит также опираться руками на спинку переднего кресла, тем более не надо ставить ноги на кромку чужого сиденья. Что ещё не рекомендуется делать? Нельзя разглядывать в театральный бинокль зрителей — некоторые посетители так делают, пытаясь отыскать знакомых. Неприлично класть на барьер балкона сумочки и бинокли. Понятно, что в зрительном зале нельзя ничего есть, шуршать фантиками, разговаривать во время спектакля… Даже если вам что-то не нравится по ходу пьесы, не обсуждайте и не комментируйте. Это раздражает окружающих. Восприятию спектакля способствует тишина в зале — только тогда можно наслаждаться музыкой и игрой актёров. Естественно, что в театре нужно отключить мобильный телефон. Если вдруг забыли это сделать и во время пьесы раздался звонок, скорее нажмите на клавишу. Наиболее грубой ошибкой и серьёзным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождётся той минуты, когда он сможет аплодисментами поблагодарить актёров за игру. Дурной тон — бежать скорее в гардероб, чтобы не стоять потом в очереди. Десять минут вас не спасут, а вот впечатление о себе вы испортите. Приятного Вам отдыха! Берегите детский голос. Уважаемые родители! Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. У ребёнка голосовой аппарат развит ещё слабо, голосовые связки ещё тонкие и короткие. Преобладает головной резонатор, поэтому детский голос не сильный, но звонкий. В работе над пением большое внимание необходимо уделять охране детского голоса и голосовых связок. Человеческий голос – чрезвычайно нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок. Детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, и голосовые связки тоже соответственно развиваются. Вот почему детский голос нуждается в особом, бережном отношении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое не форсированное пение укрепляет здоровье детей. Важно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Для этого взрослые сами не должны громко говорить. Крик, шум портят голос, притупляют слух, отрицательно влияют на нервную систему ребёнка Что такое голос? Как он возникает? У нас в горле есть голосовые связки – складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым. Нарушение голоса – это отсутствие или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата, помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра – отмечаются голосовое утомление различные субъективные ощущения: комок в горле, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Нарушения голоса весьма распространены как у взрослых, так и у детей. Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрастной группе от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечаются напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна одышка. При появлении у ребенка охриплости, продолжающейся несколько дней, необходимо ограничить голосовую нагрузку и исключить все травмирующие ребенка факторы. Стараться, чтобы дети меньше плакали, раздражались. В этот период нельзя петь. В начальной стадии болезни эти меры чаще всего помогают. При большей длительности заболевания необходимо обратиться к врачу – отоларингологу. Для предупреждения голосовых расстройств очень важна охрана голоса детей и соблюдение правил гигиены. Как охранять детский голос, детские голосовые связки? - Нельзя петь на улице в сырую, холодную погоду. В детском саду учим детей говорить и петь спокойны тоном, без крика - что тоже важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же. Следует учить детей уметь правильно сморкаться, делать полоскания горла. Полоскания закаляют горло ребёнка. Каждое утро, почистив зубы, надо набрать глоток воды в рот, и запрокинув назад голову, произнести протяжно следующие звуки: А-а-а, Э-э-э, И-и-и, О-о-о, У-у-у. Звуки нужно произносить поочерёдно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так закаляется горло (это как обливание холодной водой) и прочищаешь его, удаляя остатки пищи. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.) Для профилактики голосовых расстройств необходимо также своевременно проводить санацию патологических очагов. К нарушению голосообразования могут приводить аденоидные разрастания, увеличение носовых раковин при хронических ринитах, заболевания околоносовых пазух, кариозные зубы, нередко способствующие развитию хронических заболеваний миндалин, ларингиты, тонзиллиты. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. У детей голосовой аппарат и голосовая мышца еще не полностью сформированы, слабо развиты дыхательный аппарат и резонаторная функция. Необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное – не форсировать голос ребенка. Необходимо выбирать песни ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей, опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к нарушениям голоса. На состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Крайне отрицательно влияет табачный дым. Обязательно надо следить, что бы в жизни ребенка было достаточно тишины. Использовать радио и ТВ, аудио и видео, компьютер очень разумно, не перегружая ребенка. И было бы не плохо если бы вы собрали небольшую фонотеку –кассеты, диски- записи доступные детям музыкальных произведений, детских песен. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса. Замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества Д. Б. Кабалевский много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыке Он сказал «Не может быть развитого человека, который любил бы «легкую» музыку». К большим серьезным чувствам нас приобщают М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Л. И. Бетховен, Э. Григ - все выдающиеся музыканты. Совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов. Соблюдение описанных профилактических мер позволит детям сохранить здоровье голосообразования. Как может осуществиться помощь родителей в музыкальном развитии детей? Когда ребенок приходит из детского сада, обязательно спросите его, чем он занимался в садике, что делали на музыкальном занятии, что нового он узнал, какие новые песни выучил, попросите его спеть. Когда дети приходят в гости друг к другу, поощряйте исполнение ими стихов, песен, плясок. Пожалуйста, берегите голос вашего ребёнка! Он принесёт Вам много радости!