Методы при обучении изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте развитие изобразительной деятельности не достигает того уровня зрелости, который характерен для взрослых. Изобразительная деятельность включает в себя: рисование, аппликацию, лепку. Рисование включает в себя: 1. Графику, к изобразительным средствам которых относят линию, контраст, симметрию, пропорции, цветотень; 2. Живопись, в которой изображение формы, пространства, образов, действий достигается с использованием цвета; 3. Народное и декоративно - прикладное искусство, которое было создано на основе коллективного творческого опыта национальных традиций. В процессе развития изобразительной деятельности используются наглядные, словесные, практические методы, ведущее значение имеют наглядные методы, поскольку они соответствуют специфике изобразительной деятельности. Среди наглядных методов приоритет имеют обследование и наблюдение, благодаря обследованию у ребёнка формируется обобщённое представление о предмете, т. е. обследование предполагает целенаправленное рассматривание предмета. Обследование имеет индивидуальную структуру: на 1 этапе происходит целостное эмоциональное восприятие предмета через какой - то выразительный его признак, то есть по сути это эстетическое восприятие. На 2 этапе происходит аналитическое восприятие предмета, то есть последующее выделение изобразительных признаков, частей, свойств предмета. На 3 этапе вновь осуществляется целостное эмоциональное восприятие предмета, которое предполагает интегрирование всех полученных на 2 этапе знаний в единый целостный образ, обобщённое представление о предмете. В зависимости от возраста детей варьируется сложность обследования. В младшем возрасте вычленяется 1 - максимум 2 признака предмета, чаще это форма. При этом взрослый не настаивает на ответе ребёнка самостоятельно описывать предмет. В старшем дошкольном возрасте обследование предполагает выделение как можно большего количества признаков, раскрытие взаимосвязи м/у внешним обликом предмета и его функцией. В структуре обследования используется обследующий жест взрослого и ребёнка, этот жест помогает вычленить форму предмета и часто совпадает с формообразующим движением. При этом обведение пальцем контура фигуры организует процесс зрительного восприятия. Взгляд сначала сопровождает, а затем направляет движение пальцем. Характер жеста подчиняется форме предмета. Если она округлая, то движение пальцем должно быть непрерывным. Если же это прямолинейные фигуры, то оно должно сопровождаться паузами. Сама процедура обследования, её последовательность является общей для различных видов изобразительной деятельности. При этом само обследование лучше проводить после наблюдения за объектом в естественных или искусственно - созданных условиях. Среди наглядных методов помимо обследования и наблюдения выделяют и ряд других: рассматривание картины, образец, показ способов действия. Рассматривание картины не должно использоваться в целях развития прямого подражания. Картины используются в целях рассматривания и уточнения представлений ребёнка об окружающем, развития эстетического восприятия, образного пространственного мышления, речевого развития, формирования чувства цвета, пропорций, перспективы. В дошкольном возрасте исключается копирование картин, поскольку усилия взрослых должны быть направлены на формирование самостоятельности детей в создании и реализации собственного замысла. Образец не рекомендуется использовать в предметном сюжетно - тематическом рисовании, однако он является необходимым при создании аппликаций, в декоративном рисовании, конструировании. В качестве образца взрослый использует показ способов действия. При этом активно привлекается обследующий жест, который совпадает с формообразующим движением, при этом во многих случаях порядок обследования предмета соответствует последовательности и характеру действий по его изготовлению (# при лепке сначала ощупывается наиболее крупная часть предмета, определяется её характерная форма, после чего она лепится из пластилина, затем, таким же образом, изготавливаются остальные детали предмета, после этого деталям придаётся соответствующий рельеф, индивидуальная форма, затем все детали соединяются, а их поверхность заглаживается).