«Значение музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей» Движение под музыку - универсальное средство целостного развития личности ребенка. Значение движение в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок “мыслит” телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движение головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Переживание ритма, а следовательно и восприятие музыки – это активный процесс. Восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда слухо-двигательный процесс. Звучащая музыка вызывает яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движений. Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку музыка. Следует развивать способность ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать метрическую пульсацию и телесно её воплощать. Достигнуть этого можно с помощью игровых приемов, укрупняя движения, связывая их с узнаваемыми образами животных или сказочных героев. Значимым для выработки способности к телесному воплощению музыкального метра является выбор точного характера шагов, подскоков или прыжков, включение в пластическую композицию звучащих жестов- хлопков, щелчков, притопов в такт музыке. Слаженные, ритмические движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического остинато (от итал. ostinato – многократно повторяющийся ритмический или мелодический оборот) – вспомните всемирно известный “Таней маленьких утят”. В традиционной культуре коллективное выстраивание единого темпа и ритма в пении и движении с помощью остинато используется как оптимальная структура для энергообмена всех участвующих в действе. Подобный энергообмен имеет направленный психологический эффект, это либо своеобразная терапия, либо внушение всем присутствующим определенных состояний, соответствующих ситуации. Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительный эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения. Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объемности музыкально звучания само по себе является успокаивающим, терапевтическим средством. Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии. Развитие пластичности, музыкальности движений способствует гармонизации эмоционально состояния ребенка. Здесь также могут помочь игровые приемы. Звуки и музыкальные фразы можно “передавать” друг другу, “отправлять” их по воздуху своим партнерам, как воображаемые воздушные шары, “гладить” звуки руками, “сдувать” их, совершать плавные, широкие, раскачивающие движения и т.д. С помощью широких, потягивающих движений всем телом, равномерных вдохов и выдохов, плавных волнообразных движений руками развивается умение управлять своим телом, расслаблять его, снимать зажимы и напряжение, переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению, что является необходимым для ощущения эмоционального благополучия. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смысле. Большую роль в развитии ребенка играют музыкальные двигательные игры. Это эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Они могут стать настоящей “школой чувств” для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить её в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить её, сделать личностным достижением. В ребенке важно развивать всё лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонность к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. В прогрессивных системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, т.к. музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. С первых лет жизни ребенок, еще не умея говорить, выражает свои чувства и желания движением, а музыка помогает организовать его движения, регулирует их и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психологического развития ребенка. Музыкально-ритмические движения помогают развивать у ребенка внимание, память, координацию, подвижность (лабильность) нервных процессов, гибкость и пластичность, творчески е проявления, эмоциональность и, конечно, музыкальность. Трудно переоценит значение музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей.