Тема нашей методической разработки подсказана самой реальностью, точнее работой в общеобразовательной школе, на базе которой и функционирует наш хореографический кружок. Едва ли можно усомниться в том, что школа является местом, где ребенок получает наибольшее количество стрессов, а порой и психологических травм. В то же время давно установлено, что такого рода переживания,равно как и физические негативные ощущения, оставляют на теле человека отпечатки, что свзано с наличием у нас так называемых "запоминающих зон". Если мы обратим внимание на маленьких детей, то увидим с какой грацией и непосредственностью они ведут себя, передавая свои переживания и общаясь с миром посредством движения. Чем старше становится ребенк, тем больше снижается его двигательная активность. В результате переживаний и эмоциональных проблем возникают психологические зажимы на теле. Выражаются они не только в скрытности, робости и замкнутости, но и в сутулости, зажатости, пассивности и малоподвижности. Порой дети даже не могут от души посмеяться. Дети борются с перенапряжением тремя путями: 1) находятся в постоянно сконцентрированном состоянии, что отражается в их походке, в мышечном напряжении; 2) расслабляются настолько, что не слушают учителей, могут ходить во время урока, на переменах снимают агрессию в драках друг с другом; и вместе с тем боятся отвечать на уроках, получить плохую оценку. 3)демонстрируют полное безразличие как к учебе, так и к жизни вообще.Они спокойны, не мешают учителям, не бегают на переменах,, а в их дневниках преобладает оценка "удовлетворительно". Учителей более всего беспокоит агрессивное поведение детей, но хронические стрессы приводят и к вегетативным функциональным расстройствам, и даже к органическим изменениям внутренних органов. Уроки танца, сами по себе способные подарить чувство свободы, радости и раскрепощенности, выстроенные с использованием некоторых специалных техник и упражнений, становятся незаменимым материалом для борьбы с такими психологическими зажимами. В этом случае урок танца начинает выполнять функцию арт-терапии и способен решать следующие задачи: -помощь в тренировке расслабления и концентрации; -развитие креативности внутреннего "Я"; -развитие творческого воображения; -снятие напряженности в отношениях в классе; -тренировка умения слушать и слышать других; -снятие телесных напряжений; -развитие коммуникативности; -интеллектуальное развитие в области таких видов искусств, как танец и музыка; -выявление проблем у отдельно взятого ребенка и у класса в целом; -корректировка проблем отдельно взятого ребенка и класса в целом. В этой связи хотелось бы особо сказать несколько слов относительно классического танца. Дело в том, что существует точка зрения, согласно которой он мешает раскрытию чувств, так как его вытянутые строгие формы требуют заучивания. Однако нам кажется вполне целесообразным применять его в танцевальной терапии, ведь именно этот вид танца заставляет концентрироваться на своем теле, прислушиваться к нему. Не случайно американский терапевт Э. Зигель считал, что техника классического танца ведет к гармонии тела и души. По нашему мнению сочетание на уроках изучаемых элементов классики и импровизации могут стать оптимальной и эффективной формой танцевальной терапии. И здесь основным орудием для нас конечно станет танцевальная игра-импровизация. Объединяя танец и игру, своей основной целью она имеет помочь детям развить и открыть свои тело и душу, переработать напряжение чувств. Задачи танцевальной игры-импровизации: -переработать свою агрессию и страх; -проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя-"Я" и свой внутренний мир; -развить свою креативность, экспериментировать со своим телом и движениями; -развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Иногда ребенок не способен придумать какой-либо танцевальный фрагмент. Однако любой детский опыт необходимо поощрять, понимая, что даже самые простые движения, исполняемые по музыку, помогают, с одной стороны, открыть чувства, о которых дети порой даже не подозревают, а с другой-переработать их. Музыка способна удержать в границах импульсы злобы, которые бывают свойственны детям. Они могут перенести свою агрессию, например, в хлопки руками и топанье ногами. Участвовать в импровизации дети могут как по одному, так и в группах. В рамках одного занятия можно использовать и тот и другой вариант, что поможет ребенку ощутить себя с одной стороны как самостоятельную личность, а с другой - вписать себя в структуру коллектива. Ниже приводятся примеры игр-импровизаций. 1. «Сочини свой танец» (для детей с 6 лет) Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу. 2.«Подари движение» Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу. 3. «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет) Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями. 4.Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет) Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает». 5.Этюд «Строители» (для детей с 5 лет) Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.: тяжелое ведро с цементом; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток. Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов». 6.Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет) Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-реку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!». Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись 7.«Танец морских волн» (для детей с 6 лет) Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже. Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра». 8.Этюд «Потянулись – сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет) Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо». Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять « зажимы ».