Речевые игры и упражнения в историко-краеведческой работе с детьми старшего дошкольного возраста Чтобы пробудить у детей дошкольного возраста интерес к истории родного города, необходимо выбрать правильные, доступные, разнообразные формы работы. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра становится основным видом деятельности и в краеведческой работе. Роль речевых игр и упражнений огромна. Предлагаемые речевые игры и упражнения решают художественно-эстетические, эмоционально-нравственные, этические, познавательные задачи и основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Каждая игра направлена на решение разных задач, проводится в соответствии с тематикой краеведения. Игры увлекательны, с их помощью дети легко усваивают исторический материал. Вредные и полезные советы Цель: Закреплять знания о правилах поведения в музее. Упражнять в умении грамматически правильно строить предложения. Формировать умения правильно оценивать свои и чужие поступки. Ход игры: В гости к ребятам приходит Незнайка и даёт разные вредные советы о поведении в музее. Дети оценивают советы Незнайки, а ему дают правильные. Примерные советы: - Сегодня мы пойдём в музей. Не забудьте взять с собой конфеты. Будем есть конфеты, а фантиками украшать экспонаты. - Возьмите фотоаппарат, я залезу на скульптуру, а вы меня сфотографируете. - В музее я видел огромную кровать. Я сегодня не выспался, лягу, посплю. - В музее очень красивые и гладкие полы, можно покататься. - При входе в музей продают сувениры. Когда я пойду с мамой в музей, буду хныкать и просить «Купи! Купи!» Узнай по описанию Цель: Упражнять в составлении описательных загадок – рассказов о старинных предметах по образцу. Ход игры: Ребёнок выбирает картинку, иллюстрацию или предмет, составляет загадку - описание, а остальные дети отгадывают. Например: - Это старинная мебель. На неё садились цари и царицы, принимали важных гостей. Она красивая, большая, покрыта тканью, а подлокотники, ножки и спинка покрыты золотом. Лавка древностей Цель: Упражнять в составлении описательных рассказов по предложенному плану или схеме. Ход игры: Объяснить детям, что в давние времена магазин называли лавкой. Ведущим зазывалой в лавку становится воспитатель или подготовленный ребёнок. Зазывала использует тексты обрядовой поэзии для привлечения покупателей. Например: - Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, по дешёвке покупайте! - Давай, давай, давай, да по дешёвке выбирай! Небывалого случая три года ждут. – Ну что за товар. И тот хорош, и другой хорош, выбирай который хошь! - Ай да кукла! Ай да Малаша! Неслыханное чудо, невиданное диво: не ревёт, не плачет, а по полу скачет. - Есть ниточки, есть катушечки, подходите покупать, девки-душечки! Зазывала объясняет детям, что приобрести товар смогут только те, кто составит о нём небольшой рассказ по плану: форма товара, размер, цвет, материал, назначение, начиная со слов: - Будьте так добры, любезный… - Покажите, продайте, пожалуйста… - Я бы хотел увидеть, посмотреть, купить… Продавцом выбирается ребёнок. Товар в лавке может быть самый разнообразный. Чудеса и превращения Цель: Расширять знания детей о разнообразных старинных предметах, их внешнем виде и назначении. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь. Ход игры: Дети превращаются в музейные экспонаты ( по желанию или по предложению воспитателя). После какого-то сигнала ( бой часов или колокола, звон ключей, скрип закрывающихся дверей) экспонаты-дети «оживают». Составляют небольшой рассказ о себе, объясняя и доказывая, почему они попали в музей, хвалят себя. Например: «Выставка древнегреческой скульптуры» - Я самый лучший экспонат. Я скульптура Геракла. Меня знают все люди. Я самый смелый, сильный, совершил 12 подвигов. Посмотрите, какие у меня мускулы, у Вас таких нет. – А зачем мне такие мускулы. Я – Гермес, посланник богов. Я могу летать, а ты нет. Для этого у меня есть шлем с крылышками и крылатые сандалии. Все люди хотят их увидеть. – Я могучий и сильный, бог воды, морского царства, Посейдон. Посмотрите, какое у меня оружие – трезубец. Им я разгоняю волны, а могу так стукнуть о землю, что она начнёт дрожать. – Хватить спорить. Всё равно я лучше всех. Я богиня цветов – Флора. Посмотрите, какая я красивая. Я очень люблю цветы. В руке у меня букет цветов, а на голове венок из цветов. – Я храбрый Персей. Я победил страшную Медузу Горгону. В руке у меня её голова, которую я отрубил золотым мечом, а ногами я топчу её туловище. – А я прекрасная царица морей Амфитрита. Посмотрите, какая необычная у меня корона – ракушка. А приплыла я к вам на дельфине. Это правда или нет? Цель игры: Внимательно слушать, рассуждать, исправлять, обосновывать своё согласие или несогласие. Закреплять знания детей об истории разнообразных вещей, достопримечательностей;о жизни известных людей. Ход игры: Воспитатель задаёт детям вопросы, а отвечать на эти вопросы дети должны словами: «да» или «нет». Примерные вопросы: Первый музей в России открылся в Санкт-Петербурге. (да) Первые железнодорожные билеты надо было возвращать кондуктору. (да) Первая железная дорога была построена в России. (нет) В давние времена существовали перчатки, которыми пользовались во время еды вместо вилок, ножей и ложек. (да) В сундуки складывали одежду. (да) Конторка - это мебель, в которую складывали одежду. (нет) Первый Екатерининский дворец был построен по проекту архитектора Ч. Камерона. (нет) На месте Екатерининского дворца в давние времена стоял охотничий домик. (нет) Царица носила военное платье. (да) Царь Пётр носил туфли. (да) Медузу Горгону победил Геракл. (нет) Минотавр жил в подземном лабиринте. (да) Амфитрита - богиня любви и красоты. (нет) Геракл свой первый подвиг совершил маленьким. (да) Пигмалион был скульптором. (да) Смотритель музея проводит экскурсии. (нет) Археологом может стать каждый. (да) Избы строили без единого гвоздя. (да) Сказки А.С. Пушкина похожи на сказки его няни. (да) Памятник А.С. Пушкину у Египетских ворот простоял всю войну и не пострадал. (нет) На месте Лицейского сада была берёзовая роща. (да) А.С. Пушкин написал « Сказку о Царе Салтане», когда учился в Лицее. (нет) За годы, проведённые в Лицее, Саша Пушкин сочинил 120 стихотворений. (да) За правильный ответ дети получают очко. Чего не стало? Цель : Развивать зрительную память. Упражнять в запоминании названий и внешнего вида старинных предметов. Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, предлагает детям назвать, что изображено, запомнить. Когда дети закроют глаза, воспитатель убирает какую-нибудь картинку. Открыв глаза, дети отгадывают исчезнувшую картинку. Кто что делает? Цель: Упражнять в подборе глаголов, в согласовании существительных с глаголами. Закреплять знания о труде музейных работников. Реставратор - ремонтирует, реставрирует, восстанавливает, сохраняет, применяет, устраняет… Садовник - сажает, поливает, ухаживает, обрезает, очищает, подстригает, пропалывает, подкармливает… Резчик по дереву - вырезает, украшает, придумывает, выпиливает… Резчик по камню (камнерез) – вырезает, высекает, отбивает, создаёт, делает, разрезает, обрабатывает… Археолог – ищет, находит, достаёт, отправляется, изучает, раскапывает, откапывает, зарисовывает, фотографирует, расчищает, очищает, промывает, высушивает, измеряет… Экскурсовод – показывает, рассказывает, предлагает, проводит, беседует, организовывает… Музейный смотритель – следит, наблюдает, смотрит… Архитектор – придумывает, чертит, рисует, создаёт, руководит, проектирует… Продавец сувениров – расставляет, показывает, предлагает, рассказывает, продаёт… Составь предложение Цель: Упражнять в составлении предложений по опорным словам. Ход игры: Воспитатель предлагает детям набор слов, а дети расставляют слова так, чтобы получилось грамматически правильное предложение. Продавать кассир билеты. Хранить вещи музей старинные. Комната восстанавливать реставратор. Смотритель наблюдать посетитель за. Янтарь геолог находить. Придумывать галерея архитектор. Камнерез ваза вырезать. Липа обрезать садовник. Узор золото покрывать. Находить археолог монеты. В каком музее я был? Цель: Развивать память, закреплять знания о существовании разнообразных музеев. Упражнять в классификации предметов. Ход игры: Дети или воспитатель предлагают отгадать в каком музее были, называя экспонаты. Например: Я видел: - камзол, кафтан, тулуп, сарафан, мундир… - карету, кабриолет, дилижанс, фаэтон, сани… - бюро, кровать, конторку, лавку, сундук… - пейзаж, натюрморт, портрет, марина… - самовар, котелок, миску, горшок, чугунок… - янтарь, мрамор, малахит, лазурит, яшму… - печь, кочергу, ухват, красный угол, лучину… Конкурс модниц Цель: Показать детям как одевались модницы прошлых веков, упражнять в составлении описательных рассказов. Ход игры: Дети превращаются в модельеров, выбирают бумажную куклу в старинном наряде или рисуют наряд для куклы в старинном стиле, выводят её на подиум и рассказывают другим детям о придуманной ими модели одежды. Например: - Посмотрите на красивое, голубое платье, украшенное лентами и кружевами, у платья огромная юбка, узкие рукава с манжетами. Разложи одежду в сундуки Цель: Закреплять знания детей о предметах старинной одежды (название одежды и её деталей, назначение). Упражнять в умении слышать и выделять звуки. Ход игры: Воспитатель показывает детям сундучки (коробочки или конверты), с написанной на них буквой, и раздаточные картинки, изображающие старинную одежду. Воспитатель называет звук. Дети находят сундучок с буквой, изображающей данный звук. Ребёнок берёт картинку, называет предмет одежды, обуви или головной убор; определяет, есть ли в названии нужный звук, в какой части слова; кладёт картинку в сундучок. Б - бриджи, брюки, юбка, рубаха, бабочка, башмаки, берет, ботинки, боты, ботфорты, жабо… В – воротник, вуаль, венец, валенки, ливрея… Г - галстук, галифе, гамаши, сапоги… Д – душегрейка, декольте, мундир, дублёнка… Ж – жабо, жакет, жилет, манжеты, пиджак… З - зипун, ферязь, камзол, картуз К - рукав, капюшон, каблук, кафтан, кокошник, колпак, косоворотка, костюм. Косынка, котелок, куртка. кушак, капор, корсет. фрак… Л – лампас, лапти, лосины, ливрея, лямка, платье, цилиндр, платок… М – мундир, манжета, мурмолка, комзол, муфта, лямка… П - чепец, помочи, сапоги, панталоны, пиджак, лапти, пряжки, зипун, пальто, передник, порты, пояс, плащ… Р – порты, сарафан, треуголка, рукав, корсет, фрак, рукавицы, рубаха, пряжка, сюртук, мундир, рейтузы, воротник, шорты, шнурок, рюш.. С - сюртук, корсет, сарафан, пояс, сапоги, сандалии… Т - треуголка, порты, тулуп, туфли, панталоны, треух, телогрея, турнюр… Ш – шапка, шляпа, шлейф, шуба, шнурок, кушак, шаль, кокошник, шапокляк, шинель, шлем, шорты, шушун, штаны, шарф… Ч - чепец, чулки, онучи…