Главная / Старшие классы / Музыка

Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.

Разработка открытого урока.

Тема: Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.

Исполнители: ученик 1-го класса отделения музыкального инструмента и ученица 2-го класса отделения специального фортепиано.

Цели урока:

Воспитательная - формирование творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.

Образовательная – посвящение в историю появления фортепиано; изучение инструмента, как средства музыкальной выразительности: особенности звукоизвлечения.

Развивающая – расширение понятия «фортепиано» для учащегося, развитие слуха и координации движений участников исполнительского процесса, а так же эмоционально- образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.

Задачи урока: в интересной для ребёнка форме посвятить его в историю создания фортепиано; дать и закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально- образный тон произведения, а так же особенностей инструмента для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения игре.

Оформление класса.

Музыкальные инструменты: а) 2 пианино,

Наглядные пособия: изображения кларнета, лютни;

альбомы с репродукциями И.Шишкина - «Тутовый лес», И. Левитана - «Цветущее вишнёвое дерево», П.Синьяка - «Сосна», В.Васнецова - «Алёнушка».

Технические средства: магнитофон.

Ход урока.

1. Вступление: Что такое образ? Музыкальный образ. Исполнение учеником 1-го класса польской народной песни «Висла». - 8мин.

2. Фортепиано: а). Что есть фортепиано? б). Изобразительные возможности инструмента (С.Прокофьев «Петя и Волк» - фрагмент, исполняет ансамбль учеников 1-го и 2-го классов). в). Средства музыкальной выразительности.

- 10мин.

3. Узнаём и сравниваем: а). Изобретение фортепиано. б). Образ – основа художественного произведения (от лютни к фортепиано - от живописи к музыке). в). Возможности фортепиано (клавесин и фортепиано). – 10мин.

4.Заключительная часть: а). «Сказка о рояле, который хотел быть клавесином» Л.Кирилиной. – 11мин.

б). Индивидуальный анализ-вывод. в). Домашнее задание. – 6мин.

1.Вступление.

Тема нашего сегодняшнего урока широка и многогранна. Но «сердцем» её стал музыкальный образ. Что означает этот термин? Если мы заглянем в словарь, то прочтём, что «образ - это вид, облик». Можно добавить: обобщённый тип или характер. Например, героический образ или образ победителя – рыцарь; образ злой силы – Кощей Бессмертный.

Обращение- задание: Дети, назовите знакомые вам образы.

Предполагаемые ответы: образы: простака-хитреца – Алдар Косе; в русских народных сказках – лиса; простофили – Емеля; мудреца – Василиса Премудрая.

Вопрос: Где можно встретить перечисленные образы?

Предполагаемый ответ: В сказках, мультфильмах, живописи, в жизни и т. д.

Вопрос: Как вы понимаете слова «музыкальный образ»?

Предполагаемый ответ: образ, создаваемый музыкой.

Учитель Оксана , сыграет пьесу, которая называется Висла.

Вопрос: Скажи, какой характер у пьесы?

Ответ: Грустный, спокойный.

Вопрос: Что ты себе представляешь или что хочешь передать своим исполнением?

Ответ: Я представляю речку, которая спокойно течёт себе и вспоминает о чём-то грустном.

Далее следует исполнение пьесы.

Учитель: Оксана , посмотри на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Как ты думаешь, какая сказка подсказала художнику этот образ?

Предполагаемый ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Учитель: Сказочники для создания образа пользуются словом, художники – красками, а музыканты?

Предполагаемый ответ: Музыкальными звуками.

Учитель: Этому делу служит целая «армия» музыкальных инструментов. Но сейчас речь пойдёт о фортепиано.

2.Фортепиано.

А).

Вопрос: Что есть фортепиано?

Предполагаемые ответы:1). Это инструмент. 2). Слово состоит из названия 2-х динамических оттенков: форте и пиано.

Учитель: Этот инструмент может очень много. В его репертуар входят не только фортепианные произведения, но и переложения вокальных, инструментальных, оркестровых, хоровых сочинений.

Произведение, которое сейчас исполнит наш ансамбль, называется Симфоническая сказка «Петя и Волк». Написал его советский, русский композитор Сергей Прокофьев. И предназначено оно для симфонического оркестра, где каждому герою соответствует свой музыкальный инструмент. Номер, который сейчас прозвучит, называется «Кошка», её образ в оркестре исполняет кларне.

Б).

Учитель: А мы играем и показываем, как фортепиано может изобразить кошку.

Ученица 2-го класса(1-я партия) и ученик 1-го (2-я партия) исполняют ансамбль, отрывок из Симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», Кошка.

Учитель: Послушайте, как кошку исполнит кларнет – деревянный духовой инструмент, который входит в состав любого симфонического оркестра (учитель ставит на пюпитр изображение кларнета). А ещё внимательно слушайте каждый свою партию, ведь вторая партия ансамбля принадлежит оркестру, но обе партии звучат, как одно целое.

Звучит кларнет.

Вопрос: Образ, который вы только что услышали, какой он?

Предполагаемый ответ: Образ кошки - осторожный, крадущийся.

Вопрос: Похожа ли ваша Кошка на Кошку кларнета? Если нет, то чем они отличаются?

Предполагаемый ответ: Нет, не похожа. Отличаются звучанием.

Вопрос к исполнительнице 1-ой партии: Как надо играть, что бы образ получился?

Предполагаемый ответ: Играть надо тихо и аккуратно, как бы всё время, прислушиваясь.

Вопрос к исполнителю второй партии: Чью партию ты исполняешь?

Предполагаемый ответ: Партию оркестра.

Вопрос: Как звучит оркестр: громко или тихо?

Предполагаемый ответ: Он звучит тихо и настороженно.

Учитель: Не забывай об этом, когда будешь играть.

В).

А вот послушайте, как я сейчас сыграю ту же пьесу и скажите, что изменилось в ней?

Учитель играет « Кошку» в высоком регистре на стаккато.

Предполагаемый ответ: Сменился регистр.

Вопрос: Со сменой регистра изменился ли сам образ?

Предполагаемый ответ: Да. Осторожная кошка превратилась в птичку, или кузнечика.

Учитель: Со сменой регистра поменялся и характер образа, и сам образ. Следовательно, регистр есть средство выразительности, которое помогает создавать музыкальные образы и понимать (на пюпитр ставится слово «регистр»).

Учитель исполняет пьесу в «родном» регистре, но на портаменто.

Вопрос: Что изменилось?

Предполагаемый ответ: Поменялся исполнительский приём – штрих.

Учитель: Образ сменился или нет?

Предполагаемый ответ: Да. Он стал тяжёлым, неповоротливым, не похожим на настоящую Кошку.

Учитель: Следовательно, штрихи тоже есть средство музыкальной выразительности (на пюпитр ставится слово «штрихи»).

А если сыграть пьесу на форте с самого начала, останется ли образ Кошки осторожным? Послушайте.

Учитель играет пьесу на форте.

Предполагаемый ответ: Нет. Осторожность исчезла. Получился марш.

Учитель: Я играла громко – на форте, вместо того, чтобы играть тихо – на пиано. А что такое форте и пиано?

Предполагаемый ответ: Динамические оттенки.

Учитель: Теперь попробуем поменять темп и ритм (играет пьесу быстрее, в пунктирном ритме). Что произошло с характером и образом пьесы?

Предполагаемый ответ: Он изменился - стал смешным.

Учитель: Из всего услышанного можно сделать вывод – музыкальный образ помогают создавать регистр, штрихи, динамические оттенки, ритмический рисунок, темп и многие другие средства музыкальной выразительности.

Учитель: А теперь попробуйте сыграть на фортепиано так, как кларнет под аккомпанемент оркестра. Но слушайте себя очень внимательно, звук должен быть максимально приближен к звучанию инструментов, которые только что прозвучали. Вы должны слушать и чувствовать друг друга – быть одним инструментом, одним образом.

Дети снова исполняют свою пьесу.

Учитель: Теперь Кошка звучит, как у кларнета и оркестра. Вы показали своей игрой, что фортепиано по силам изобразить звучание другого инструмента. Следовательно, фортепиано тоже есть средство выразительности, помогающее раскрыть художественный образ музыкального произведения. А вот кларнет не сможет повторить звучание фортепиано, но это ни в коей мере не умаляет его особенностей, ведь вы слышали какая у него Кошка! Он помог нам лучше узнать возможности нашего инструмента.

3.Узнаём и сравниваем.

А).

Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Он работал хранителем (тот, кто хранит) и реставратором (тот, кто восстанавливает, чинит) музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Как вы понимаете, фортепиано и было тем сюрпризом. Звучание инструмента не понравилось гостям, которые привыкли к изысканному звуку клавикорда и клавесина. Оно показалась им грубым, и врядли кто из них понимал, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее.

Со временем фортепиано изменялось и совершенствовалось. Послушайте, как звучит произведение И.С.Баха на этом замечательном инструменте.

Б).

Учитель исполняет Маленькую прелюдию c-moll на фортепиано.

Учитель: А теперь, это же произведение исполнит другой инструмент – лютня. Обратите внимание на музыкальный образ: изменился ли его характер?

Звучит Маленькая прелюдия до минор И.С.Баха на лютне.

Учитель: Каждый для себя, наверное, определил характер, тип, настроение? Как один и тот же образ звучит у разных инструментов?

Предполагаемый ответ: В исполнении фортепиано, характер беспокойный, тревожный, стремительный; у лютни образ более выдержанный.

Вопрос: Отличаются ли услышанные вами инструменты?

Ответ: Да.

Вопрос: Чем?

Предполагаемый ответ: Звуком. Учитель: Отличие в тембрах.

Вопрос: Влияет ли это на характер произведения?

Предполагаемый ответ: Нет (затруднительно).

Учитель: Посмотрите на эти репродукции. Они с картин разных художников, которые пользовались разными приёмами письма. Определите настроение, отражённое в них. Предлагает вниманию учеников три репродукции: Шишкин И. «Тутовый лес», Левитан И. «Цветущее вишнёвое дерево», Синьяк П. «Сосна».

Предполагаемый ответ: Настроение светлое, солнечное, праздничное.

Учитель: То есть, разные приёмы отражают похожие настроения, а помогают нам его понять краски и талант художника.

Так и в музыке: образ, заложенный самим композитором, есть основа произведения, а инструменты раскрывают его каждый по-своему, исходя из своих особенностей и возможностей.

Для фортепиано переложение с другого инструмента означает, что на образ влияет и тембральная окраска. Выразить глубину чувств, мысли, передать настроение, краски и интонационный колорит – вот то чему служит наш инструмент и то, о чём мы должны помнить, играя на нём.

В). Помните, когда я рассказывала о неудавшемся сюрпризе Бартоломео Кристофори, то упомянула о клавесине. Фортепианную пьесу С.М.Майкапара «Мотылёк» мы сейчас попробуем сыграть на клавесине.

Ученица играет пьесу С.Майкопара «Мотылёк».

Учитель: Понравился тебе клавесин?

Предполагаемый ответ: Да.

Учитель: Как ты считаешь, помог ли тебе инструмент раскрыть образ произведения? Каким он тебе представляется?

Предполагаемый ответ: Играть эту на клавесине легко. Звук этого инструмента подходит для «Мотылька». Образ мотылька очень хрупкий, нежный, но с ним происходит небольшое приключение, которое для мотылька заканчивается удачно. И он улетает.

Учитель: Самуил Моисеевич Майкапар, композитор, написавший эту пьесу, родился в конце XIX века и умер в 1938 году. Это советский композитор, родившийся на Украине, но всю свою жизнь он провёл в Петербурге – Ленинграде. Думаю, ему был знаком клавесин, но он посвятил себя и своё творчество фортепиано. «Мотылёк» - фортепианная пьеса, но образ, заложенный в ней, как будто написан для клавесина. Единственный недостаток, как мне кажется, это негибкая динамика инструмента. У фортепиано, инструмента современного и усовершенствованного, больше выразительных возможностей.

Мы с вами проделали хорошую работу:

  • послушали разные инструменты;
  • выяснили, что такое образ и что помогает музыканту «рисовать» образы;
  • узнали о возможностях фортепиано и его особенностях.
  • 4. Сейчас настало время сказки.

    Одна писательница – Л.Кирилина сочинила историю, которая называется «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином». Задание: Слушайте, а после скажите мне: прав был рояль, или нет и почему.

    Далее следует сказка (11 мин).

    Смотри приложение.

    Вопрос: Прав был рояль, когда захотел отказаться от своего неповторимого звука?

    Предполагаемые ответы: Да, нет…

    Учитель: Думаю, что пора подвести итог нашего урока.

    Вывод: Основа музыкального произведения – художественный образ или образ мысли, который композитор излагает музыкальными звуками. Что же помогает нам понять, представить и изобразить его?

    Ответ: Средства музыкальной выразительности.

    Учитель: Перечислите их.

    Ученики: Штрихи, динамические оттенки, регистр, темп, ритм, лад, музыкальные инструменты.

    Учитель: Какие инструменты помогли нам на уроке разобраться в образах?

    Ученики: Кларнет, лютня, клавесин и фортепиано.

    Учитель: Все эти инструменты отличны друг от друга, каждый обладает характерным для него тембром, то есть окраской.

    Вопрос: А что можно сказать о фортепиано?

    Предполагаемый ответ: Что фортепиано может изобразить любой музыкальный инструмент.

    Учитель: Иначе говоря, можно назвать фортепиано многотембровым инструментом, с большими изобразительными и выразительными возможностям.

    И это - его главная особенность и основное свойство.

    Домашнее задание: 1.-Придумайте для сказки свой финал, иначе – конец;

    2- подумайте, как можно изобразить на фортепиано

    медведя, дождик, пение кукушки;

    3-нарисуйте два рисунка любого понравившегося вам

    музыкального образа, о которых сегодня мы говорили,

    в звучании различных инструментов.

    4- попробуйте поиграть одну из своих пьес разными

    штрихами: стаккато, легато, нон легато, маркато.

    Список литературы.

  • С.Газарян. В мире музыкальных инструментов, Москва «Просвещение»,1989год.
  • Журнал «В мире музыки». Москва «Музыка», 1996год.
  • Л.Е.Фейнберг, Ю.И.Гренберг. «Секреты живописи старых мастеров». Москва «Изобразительное искусство».
  • А.Фёдоров-Давыдов. «Исаак Левитан». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1988год.
  • А.Савинов, А.Фёдоров-Давыдов. «Иван Шишкин». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1986год.
  • Л.И.Иовлева. В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи. Москва «Изобразительное искусство», 1984год.

  • Автор: Лукоянова Наталья Николаевна
    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    разное Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа. Лукоянова Наталья Николаевна 20 Мар 2015
    «Приёмы звукоизвлечения как средство выразительности для раскрытия художественного образа в произведениях». Легких Марина Валентиновна 13 Июн 2017
    разное Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе как средство активизации и формирования выразительности речи. Стеклова Мария Анатольевна 30 Мар 2015
    разное Музыкальное пространство как средство эмоциональной и музыкальной выразительности дошкольников на занятии хореографии Рябыкина Наталья Николаевна 23 Фев 2016
    документ Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы" Федотова Мария Леонидовна 20 Мар 2015
    разное "Игра как средство выразительности" Крысова Наталья Юрьевна 31 Мар 2015
    разное "Игра как средство выразительности" Крысова Наталья Юрьевна 31 Мар 2015
    документ Игра в ансамбле как средство раскрытия и развития коммуникативных качеств и способностей у учащихся класса фортепиано Мартемьянова Ирина Александровна 20 Мар 2015
    документ Урок по теме Метафора как средство выразительности речи Матвеева Татьяна Михайловна 20 Мар 2015
    документ Жесты как важное средство выразительности Паутова Екатерина Сергеевна 30 Мар 2015
    документ статья "Цвет -как средство выразительности детского рисунка" Морева Маргарита Васильевна 30 Мар 2015
    документ "Композиция как средство выразительности в искусстве Чаврина Мария Алиевна 21 Мар 2015
    документ Линия горизонта, как средство выразительности композиции Покшишевская Марианна Владимировна 21 Мар 2015
    документ Театрализованные занятия как средство формирования интонационной выразительности речи Прудникова Галина Владимировна 6 Апр 2015
    разное Роль дидактических игр в восприятии цвета, как средство выразительности в детской деятельности Евдокимова Ольга Юрьевна 31 Мар 2015
    разное Роль дидактических игр в восприятии цвета, как средство выразительности в детской деятельности Евдокимова Ольга Юрьевна 4 Апр 2015
    документ Цвет как средство выразительности детского рисунка. Бурмистрова Наталия Геннадьевна 16 Апр 2015
    документ Метафора как средство выразительности Умарова Лариса Алексеевна 15 Апр 2015
    разное Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей детей. Дробышева Виктория Николаевна 20 Мар 2015
    разное Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано Куликова Светлана Яковлевна 20 Мар 2015
    разное Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано Куликова Светлана Яковлевна 20 Мар 2015
    разное Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано Куликова Светлана Яковлевна 20 Мар 2015
    разное Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано Куликова Светлана Яковлевна 20 Мар 2015
    презентация, документ Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке" Гуляева Татьяна Викторовна 20 Мар 2015
    документ Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы» Хабибуллина Чулпан Шамиловна 1 Апр 2015
    документ Массовый спорт, как эффективное средство формирования осознанного выбора учениками здорового образа жизни Скорченко Татьяна Анатольевна 21 Мар 2015
    документ Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте Сабиров Рамиль Габделфартович 21 Мар 2015
    документ ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССА Мухина Галина Васильевна 21 Мар 2015
    документ Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа" Дарбинян Шогик Шаликоевна 30 Мар 2015
    документ Внеклассное мероприятие с использованием интерактивной доски «Велосипед как средство здорового образа жизни» для 3-5 классов. Герасимова Елена Юрьевна 20 Ноя 2015
    документ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА. Куртасова Галина Аркальевна 30 Мар 2015
    документ Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха Шаповалова Елена Викторовна 20 Мар 2015
    презентация Ритмика, как вид совместной деятельности и средство музыкального развития дошкольников. Усынина Анна Валерьевна 31 Мар 2015
    документ Презентация на тему: " Конкурс семейных талантов, как средство взаимодействия музыкального руководителя и родителей" Толкачева Светлана Николаевна 7 Апр 2016
    документ «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС» Гатальская Марина Валентиновна 30 Мар 2015
    документ Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" "Специальность и чтение с листа" Позднякова Наталья Витальевна 20 Мар 2015
    документ Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления» Ульева Ирина Николаевна 21 Мар 2015
    документ Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" по предмету "Специальность и чтение с листа". Зинченко Эмилия Михайловна 15 Окт 2015
    документ Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы» Петрова Ольга Александровна 4 Ноя 2015
    документ Проект "Графика". Линия как средство выразительности графики. Терехова Ирина Анатольевна 20 Мар 2015