Главная / Старшие классы / Музыка

Экспериментальная образовательная (рабочая) программа основы дирижирования для учащихся 5-8 классов вокально-хорового отделения ДШИ и ДМШ

Скачать
194.5 КБ, 701111.doc Автор: Сопина Лариса Анатольевна, 31 Мар 2015

Пояснительная записка

Согласно концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, образование является стержневой и основополагающей частью системы художественного образования, направлено на подготовку профессиональных творческих и педагогических кадров, что обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России, а также на развитие и формирование целостной личности, её духовности, творческой интеллектуальности и эмоционального богатства.

Данная программа разработана на основе традиционной методики и специфического опыта педагогов (хоровых дирижеров), имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для учреждений дополнительного образования детей.

Новизна: Рабочая программа «основы дирижирования» носит экспериментальный характер, предполагает более детальное изучение предмета и апробируется в школе искусств впервые, а также может послужить основой для разработки программы по предмету «основы дирижирования» восьмилетнего обучения.

Актуальность:От учащихся требуется особая культура мышления, высокий уровень коммуникативности, (в соответствии с концепцией развития образования в сфере культуры и искусства РФ). Именно те качества личности, позволяющие активно включаться в творческий процесс познания окружающей действительности. Таким образом в центре внимания оказываются проблемы с развитием творческого, активного мышления, выявление художественно-одаренных детей и молодежи и их подготовке к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также воспитания эстетически-заинтересованной аудитории слушателей и приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. В связи с этим образовательные программы, разработанные в данном ключе, являются актуальными и востребованными.

Педагогическая целесообразность:Познавательные способности, как и первоначальные навыки дирижирования целесообразнее развивать и формировать в школьном возрасте, чтобы в последствии обучения в учреждениях среднего звена профессионального образования поступали уже технически подготовленные абитуриенты, что обеспечит их дальнейшее обучение на более качественном и высоком уровне.

Цель:Научить хоровым навыкам, основам дирижирования учащихся для поступления в СУЗ или ВУЗ на дирижёрско-хоровое отделение, а также воспитать эстетически-заинтересованную аудиторию слушателей и любителей хоровой музыки.

Задачи:

  • Воспитать творческую личность, способную к саморазвитию, обладающую коммуникативными свойствами характера, социально- адаптированную;
  • Воспитать в учащихся любовь к хоровому искусству;
  • Ознакомить учащихся с шедеврами классической хоровой музыки, выдающимися дирижерами, композиторами и деятелями хорового искусства;
  • Дать знание по технике дирижирования хором;
  • Отличительные особенности программы:

    Программы по основам дирижирования для ДШИ и ДМШ государственного образца не существует, поэтому данная программа является экспериментальной.

    Возраст детей:

    В программе участвуют дети, обучающиеся на вокально-хоровом отделении ДШИ 10 - 16 лет.

    Сроки реализации образовательной программы:

    Данная образовательная программа рассчитана на 4 года обучения, начиная с пятого класса ДШИ.

    Форма и режим занятий:

    Форма занятий – индивидуальная. Первый и второй год обучения – 1 час в неделю, третий и четвертый год обучения – 2 часа в неделю: теоретический (разбор партитур, постановка дирижерского аппарата) и практический (игра и дирижирование партитуры с концертмейстером).

    Форма контроля:

  • Первый год обучения:
  • -первое полугодие – контрольный урок;

    -второе полугодие – академический концерт. На концерт выносится 1-2х голосное произведение а’capellaв конце учебного года (ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

  • Второй год обучения:
  • -первое полугодие – академический концерт. На концерт выносится одно-двухголосное произведение a’capellа (ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

    - второе полугодие – академический концерт. На концерт выноситься двух -трёхголосное произведении a’capella(ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

  • Третий год обучения:
  • - первое полугодие – академический концерт. Ученик должен сыграть два произведения: одно - a’capellaна память и второе с сопровождением по нотам (2х, 3х-голосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора;

    - второе полугодие – академический концерт. Ученик должен сыграть два произведения: одно - a’capellaна память и второе с сопровождением по нотам (3х, 4х-голосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора;

  • Четвертый год обучения:
  • В четвертый год идет подготовка к выпускному экзамену. На экзамен выносятся два произведения: а капелла и с сопровождением.

    - первое полугодие – прослушивание выпускной программы. Ученик должен дирижировать, играть и петь выпускную программу и отвечать на вопросы комиссии по партитуре.

    - второе полугодие – прослушивание выпускной программы (март-апрель) и выпускной экзамен.

    При подготовке выпускного экзамена добавляется практическая часть – работа с хором. Сам выпускной экзамен проводится в два этапа: теоретическая и практическая части.

    Ожидаемые результаты:

    Выпускник должен быть целеустремленной творческой личностью, способной к саморазвитию, обладающей коммуникативными свойствами характера, социально- адаптированной. Выпускник должен знать музыкальную литературу по дирижированию, выдающихся исполнителей-дирижеров, знать наиболее часто встречающиеся термины в партитурах. А также выпускник должен обладать навыками дирижерской техники, культурой исполнения, свободой движений, наличием тенденций развития.

    Учебно-методический план.

    Первый год обучения:

    Виды учебной деятельности

    Теоретич.час.

    Практич.час.

    1.

    Постановка дирижерского аппарата

    1

    7

    2.

    Освоение дирижерской техники

    4

    4

    3.

    Работа над партитурой

    3

    5

    4.

    Дирижирование с концертмейстером

    2

    5

    5.

    Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов

    1

    3

    Итого:

    35 часов

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.
  • Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 3 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;
  • Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;
  • Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру с концертмейстером;
  • Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.
  • Содержание обучения.

    В первый год обучения ведется работа над следующими элементами дирижерской техники:

    - постановка дирижерского аппарата: руки (работа над позицией кистей рук, которые следует держать на уровне груди), корпус (держать корпус нужно свободно, естественно, спокойно, плечи развернуты, грудь расправлена);

    - изучение двух- и трехдольной сетки дирижирования, понятие ауфтакта в дирижировании;

    - прием вступления: момент внимания, момент дыхания, жест вступления с первой доли в размере ¾;

    - вступление и снятие на всех долях такта.

    На данном этапе ученик обучается мыслить фразами и петь голоса партитуры, что является началом анализа хорового произведения.

    Ученик должен уметь показывать ауфтакты и снятия окончаний фраз на все доли такта.

    В качестве учебного материала следует использовать произведения с простым ритмическим рисунком, в 3х-дольном размере, в форме периода.

    На экзамен выносится 1-2х-голосное произведение а’capellaв конце учебного года. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

    Примерный репертуар:

    1. Озолинь, А. Броделе «Лес раскинулся дремучий»

    2. Греческая народная песня «Где ты, колечко»

    3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»

    4. Словацкая народная песня «Певчая птичка»

    5. Литовская народная песня «Пион»

    6. Украинская народная песня «Пiшов милий»

    7. Польская народная песня «Висла»

    8. Польская народная песня «Речка»

    9. Х. Кальюсте, К. Корзен «Все на качели»

    10. М. Ипполитов-Иванов «В разлуке с Родиной»

    11. Р. Шуман «Привет весне»

    12. Болгарская народная песня «Путь в горах»

    13. Русская народная песня «Ах ты, степь широкая»

    14. П. Чайковского «Пойду ль, выйду ль я» (хор из оперы «Чародейка»)

    Учебно-методический план.

    Второй год обучения:

    Виды учебной деятельности

    Теоретич.час.

    Практич.час.

    1.

    Постановка дирижерского аппарата

    1

    7

    2.

    Освоение дирижерской техники

    4

    4

    3.

    Работа над партитурой

    3

    5

    4.

    Дирижирование с концертмейстером

    2

    5

    5.

    Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов

    1

    3

    Итого:

    35 часов

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 4 дольной схемы дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;
  • Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;
  • Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру с концертмейстером;
  • Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.
  • Содержание обучения.

    Во второй год обучения продолжается работа над постановкой корпуса и рук, а так же над вступлением и окончанием фраз.

    Ученик должен овладеть навыком дирижирования:

    - 4х-дольной сетки,

    -показом вступления и снятия на разные доли такта,

    -освоить приём звуковедения legato.

    Учащийся должен знать: авторов музыки и слов, произведений;музыкальные термины, используемые в изучаемых произведениях.

    Должен уметь: определять тональность и играть партитуру на память.

    В конце первого и второго полугодия на экзамен выноситься одно-двух или трёхголосное произведении a’capella. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

    Примерный репертуар:

    1. А. Свешников, Б. Белоусов «Гаснет вечер»

    2. Ю. Чичков, Л. Васильева «Луч солнца»

    3. Финская народная песня «Серая птичка»

    4. Б. Сметова, Й. Сладек «Моя звезда»

    5. Ц. Кюи, И. Белоусов «Гроза»

    6. С. Стемпниевский, Э. Михайлов «У истока речка чистая»

    7. А. Алябьев, П. Ершов «Песня о молодом кузнеце»

    8. Смоленский напев «И ходит Ванька»

    9. М. Ипполитов-Иванов, М. Лермонтов «Сосна»

    10. Немецкая народная песня «Липы снова цветут»

    11. Шведская народная песня «Веселый путешественник»

    12. Русская народная песня «Повянули-повянули»

    13. Белорусская народная песня «Неман»

    14. Русская народная песня «Ничто в плюшке не колышется»

    15. Русская народная песня «Стояла береза»

    16. Р. Шуман «Домик у моря»

    17. А. Флярковский, В. Татаринов «Осинка-грустинка»

    Учебно-методический план.

    Третий год обучения:

    Виды учебной деятельности

    Теоретич.час.

    Практич.час.

    1.

    Постановка дирижерского аппарата

    2

    14

    2.

    Освоение дирижерской техники

    8

    8

    3.

    Работа над партитурой

    6

    10

    4.

    Дирижирование с концертмейстером

    4

    10

    5.

    Просмотр и прослушивание аудио- и видео- материалов

    2

    6

    Итого:

    70 часов

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.
  • Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 2 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;
  • Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;
  • Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру с концертмейстером;
  • Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.
  • Содержание обучения.

    В третий год обучения продолжается работа над постановкой дирижерского аппарата и техникой:

    - внимание учащегося обращается на оркестровую и хоровую зоны;

    - штрихи legato, staccato.

    Учащийся должен уметь: самостоятельно разбирать 2-3-4х-голосные произведения;анализировать произведение (автор музыки, слов, темп, для какого хора написано, тональность, ритмический рисунок, фразы, общая кульминация); совмещать оркестровую и хоровую партию;играть партитуру с поочередным пением голосов.

    В конце 1-го и 2-го полугодия ученик должен сыграть два произведения: a’capellaна память и второе с сопровождением по нотам (2-х, 3-х, 4-хголосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора.

    Примерный репертуар:

    1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

    2. Ц. Кюи, И. Белоусов «Весеннее утро»

    3. В. Соколов, М. Садовский «Веселый сапожник»

    4. С. Стемпниевского, М. Садовский «Ночная сказка»

    5. Далматинская народная песня «Ядран лазурный»

    5. Ушкарев, Ладонщиков «Отшумела вьюга»

    6. Парцхаладзе, Татаринов «Мотылек»

    7. М. Анцев «Овсень»

    8. Русская народная песня «В сыром бору тропина»

    9. Л. Бетховен, К. Алемасов «Гимн ночи»

    10. Русская народная песня «Долина-долинушка»

    11. Русская народная песня «Во кузнице»

    12. Шуберт, Павлова «Встречайте день мая»

    13. Мендельсон, Павлова «Зима и лето»

    14. Ц. Кюи, А. Плещеев «Осень»

    15. Л. Ревуцкий, сл. Народные «Засвистали козаченьки»

    16. Римский-Корсаков «Хор корабельщиков из оперы «Садко»

    Учебно-методический план.

    Четвертый год обучения:

    Виды учебной деятельности

    Теоретич.час.

    Практич.час.

    1.

    Постановка дирижерского аппарата

    2

    14

    2.

    Освоение дирижерской техники

    8

    8

    3.

    Работа над партитурой

    6

    10

    4.

    Дирижирование с концертмейстером

    4

    10

    5.

    Просмотр и прослушивание аудио- и видео- материалов

    2

    6

    Итого:

    70 часов

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.
  • Освоение дирижерской техники:

  • Повторение 2, 3 и 4 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;
  • Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;
  • Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру с концертмейстером;
  • Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.
  • Содержание обучения.

    В четвертый год идет подготовка к выпускному экзамену.

    Все навыки и умения, приобретенные за время обучения данного предмета учащийся должен уметь применить для подготовки выпускной программы.

    Выпускной экзамен делится на два части: теоретическая и практическая.

    На экзамен выносятся два произведения: a’capellaи с сопровождением.

    В течение четвертого года обучения выпускник учит произведения с хором по голосам с учетом всех дирижерских знаний.

    За год проходят два прослушивания:

    -в конце 1-го полугодия, где ученик должен дирижировать, играть и петь выпускную программу, отвечать на вопросы комиссии по партитуре;

    -во втором полугодии прослушивание проходит с участием хора.

    Примерный репертуар к программе выпускного экзамена:

    1. Архангельский А. «К Богородице прилежно…»;

    2. Гершвин Дж. «Как тут усидеть?»;

    3. Львов А. «Вечери Твоея…»;

    4. Манчини Г. «Лунная река»;

    5. Перголези Дж. «StabatMater» № 11;

    6. РНП Обр. А. Попова «А снег тает»;

    7. РНП «Фабричные ребята»;

    8. Уоррен Г. «Чаттануга»;

    9. Чайковский П.И. «Молитва Господня»

    10. Стариный напев «Не имамы иныя помощи»

    11. Старинный напев «Молитву пролию»

    12. Украинская народная песня «Добрый вечiр тобi»

    13. Цветков «Весенние сны»

    14. Гершвин «Радость-ритм»

    15. Старинная народная песня «Gaudeamus»

    16. Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь»

    17. А.Пахмутова, Добронравов «Беловежская пуща»

    Содержание программы.

    Среди музыкальных специальностей профессия дирижера – одна из самых сложных и многогранных. Каждый дирижер имеет дело с коллективом, он постоянно должен проявлять себя не только как дирижер-исполнитель, но и как педагог, организатор. Для того чтобы иметь право руководить людьми, направлять их, дирижер должен быть примером аккуратности и дисциплинированности, очень много знать и уметь.

    Дирижеру необходимо иметь хороший слух (вокально-хоровой), чувство ритма и музыкальную память, знать основные законы вокального искусства, владеть голосом, дирижерским жестом, хорошо играть на фортепиано, уметь хорошо читать с листа, прекрасно знать музыку разных стилей и жанров.

    Помимо музыкальных данных, дирижер должен обладать сильной волей, организаторскими способностями, быть энтузиастом своего дела.

    Воспитание дирижера хора с детского возраста позволит выявить и развить те качества, которые так необходимы в данной профессии. В то же время, дети, не обладающие особыми способностями в этом виде музыкальной деятельности, в дальнейшем будут представителями аудитории любителей музыки. К данной цели может привести хорошо продуманная и спланированная работа педагога, на основе данной рабочей образовательной программы.

    Предмет «основы дирижирования» проходят учащиеся знакомые с хоровым пением и вокальной работой, знающие музыкальную грамоту и обучающиеся игре на фортепиано. Поэтому изучение данного предмета, начинающееся с пятого класса ДШИ, возможно на уровне начинающего профессионала.

    Требования, предъявляемые к обучающимся, не должны превосходить их способность восприятия предмета согласно возрастной психологии.

    Изучение дирижерского аппарата начинается с постановки корпуса. Правильная постановка, практически обоснованная и целесообразная, облегчает работу дирижера, обеспечивая полную свободу действий за пультом. Помимо этого, постановка корпуса находит свое непосредственное отражение и во внешнем облике дирижера, что в свою очередь влияет на создание общего положительного или отрицательного впечатления от исполнения. Весь облик дирижера должен быть эстетичным, приятным для глаз исполнителей и слушателей, а поведение за пультом – создавать одновременное впечатление подтянутости и непринужденности. Для достижения этого уже в первый год обучения необходимо научить учащегося держать корпус свободно, естественно, спокойно, так чтобы плечи были развернуты, грудь расправлена.

    Руки – ведущая часть дирижерского аппарата, главное средство общения с хором. Посредством рук дирижер передает свое толкование музыкального произведения, раскрывает его внутреннее содержание, воздействует на исполнителей. Рука должна быть обязательно свободна во всех частях и, в то же время, представлять собой единое целое.

    Основные требования при постановке руки – полная мышечная свобода, удобство, естественность, подвижность каждой части и ощущение их единства. Кисть – наиболее выразительная часть руки – самая независимая и подвижная часть руки. Вся работа по дирижерской технике должна прежде всего иметь в виду развитие подвижности и выразительности кисти, ее гибкость и эластичности.

    В основной дирижерской позиции кисть занимает горизонтальное положение на уровне середины груди. По форме кисть должна быть округлой, как бы готовой захватить шар или мяч: ладони открыты и «смотрят» вниз. Пальцы руки в основной позиции кисти мягко согнуты, плавно закруглены, пальцевые косточки обозначены ясно. Правильная постановка руки – дело трудное и требует большого терпения как педагога, так и от учащегося. При этом одинаково вредны торопливость, привычка полагаться на время, на то, что недостатки пропадут сами по себе. Первоначальные навыки дирижирования укрепляются прочно, и приобретенные недостатки с трудом исправляются в дальнейшем.

    На самом начальном этапе изучения предмета необходимо научить учащегося руки держать на уровне груди. В дальнейшем, на протяжении всего курса, работа над постановкой дирижерского жеста становится более дифференцированной.

    После того как с учащимся разобраны все компоненты дирижерского аппарата и основная позиция дирижера, можно переходить к тактированию, к изучению движения руки в тактовых схемах. Перед этим нужно объяснить разницу между тактированием (метрическое тактирование) и дирижированием. Метрическое тактирование – это еще не дирижирование, так как оно лишено элементов художественности, но это та основа, на которую опирается дирижирование. Основные задачи метрического тактирования сводятся к организации ритмичности исполнения, передаче ясного рисунка тактовых схем, к показу сильного и слабого времени в такте.

    Обучение метрономированию следует начать с анализа дирижерской доли, дирижерского взмаха. Из анализа дирижерской доли видно, что она слагается из замаха, долевого движения, точки удара и момента отражения от точки. Замах, или ауфтакт, - это преддействие, он представляет собой простое неподготовленное движение, так как рука на него идет всегда с исходной точки сразу. Основная функция замаха – предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия. Понятие ауфтакта гораздо шире, нежели подготовка доли, оно включает в себя предварение очень многих моментов исполнения. В дирижировании посредством ауфтакта предваряются моменты дыхания, вступления, снятия, наступление новой динамики, темпа, штрихи. Ауфтакты бывают весьма разнообразными, так как длительность и сила их всецело зависят от характера исполняемой музыки. Главное требование, предъявляемое к ауфтактам, - четкость.

    Начиная обучать дирижированию, педагог должен особенно внимательно и детально объяснить понятие ауфтакта. В хоровом исполнении наряду с приемом вступления не менее ответственным является момент окончания звучания. В жесте окончания очень важна «точка» снятия. Именно в момент «точки» прекращается звучание, поэтому она должна быть отчетливой, ясно видимой. На первых порах обучения нужно показать наиболее простые приемы снятия.

    Уже к концу первого года обучения ученик должен уметь показывать ауфтакт к первой доле и снятия окончания фраз на последнюю долю.

    В качестве учебного материала следует использовать произведения с простым ритмическим рисунком, в 2х и 3х-дольном размерах, в форме периода.

    Приступив с учащимся к изучению тактовых схем, нельзя ограничиваться только сухим метрономированием, тактированием. Техника – не самоцель, а лишь средство для выражения музыкального образа в исполнительской практике. Начинающему дирижеру необходимо кропотливо работать в первую очередь над усвоением различных манер звуковедения.

    Во второй год обучения ученик должен овладеть навыком дирижирования 4х-дольной сетки, показом вступления и снятия на разные доли такта, а также освоить приём звуковедения legato. Прием legatoв дирижировании характеризуется связностью всех движений. Отличительными чертами legatoявляются плавные движения и мягкие «точки». Исполняя legato, рука движется по рисунку схемы очень ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей почти стираются, даются легкими касаниями руки. Технически прием legatoвыполняется всегда мягкой, освобожденной, «певучей» рукой.

    Отрабатывать с учащимися прием legatoнужно сначала в произведениях умеренного темпа без большой насыщенности звучания.

    1 год.

    На экзамен выносится 1-2хголосное произведение а’capellaв конце учебного года. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

    2 год.

    Во второй год обучения учащийся должен знать авторов музыки и слов, произведений, а так же музыкальные термины, используемые в изучаемых произведениях. Определять тональность, уметь играть партитуру на память. В конце первого и второго полугодия на экзамен выноситься одно - двух или трёхголосное произведении acapella. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

    3 год.

    В третий год обучения учащийся должен самостоятельно разбирать 2-3-4хголосные произведения, уметь анализировать его (автор музыки, слов, темп, для какого хора написано, тональность, ритмический рисунок, фразы, общая кульминация), уметь совместить оркестровую и хоровую партию, знать оркестровую и хоровую зоны, уметь играть партитуру с поочередным пением голосов, знать штрихи легато и стаккато. В конце 1-го и 2-го полугодия ученик должен сыграть два произведения: 1- а капелла на память и 2- с сопровождением по нотам (2-х, 3-х, 4-хголосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора

    4 год.

    В четвертый год идет подготовка к выпускному экзамену. Все навыки и умения, приобретенные за время обучения данного предмета учащийся должен уметь применить для подготовки выпускной программы. Выпускной экзамен делится на два части: теоретическая и практическая. На экзамен выносятся два произведения: а капелла и с сопровождением. В течение четвертого года обучения выпускник учит произведения с хором по голосам с учетом всех дирижерских знаний. За год проходят два прослушивания: в конце 1-го полугодия ученик должен дирижировать, играть и петь выпускную программу и отвечать на вопросы комиссии по партитуре. Во втором полугодии добавляется практическая часть – работа с хором.

    Методическое обеспечение кабинета:

    1. Музыкальный центр;

    2. Схемы, таблицы;

    3. Аудио, видеоматериалы;

    4. Фортепиано;

    5. Метроном;

    6. Пюпитр.

    Методические сообщения:

  • Февраль 2003г.
  • Волевые качества музыканта.

  • Апрель 2004г.
  • Дыхание.

  • Декабрь 2005г.
  • Этические нормы на уроке.

  • Февраль 2006г.
  • Дирижёрский жест.

  • Январь 2007г.
  • Особенности работы с детским голосом.

    6. Январь 2008г. Ансамбль хоровой звучности.

  • Ноябрь 2009г.
  • Начальный период обучения в хоре. Урок-практика.

    Педагогическая технология: Февраль 2008г. Личностно-ориентированное обучение

    Методико-психологическая литература:

  • Ананьев Б.Г. «Формирование одаренности» в книге «Склонности и способности» Ленинград 1962г.
  • Бочкарев Л.Л. «Психологические аспекты формирования готовности музыкантов исполнителей к публичному выступлению» Кандидатская диссертация М., 1975г.
  • Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе М. – Л. 1965г.
  • Воспитание, обучение и психологическое развитие. Ч1. Тезисы докладов психологов СССР. М., 1977г.
  • Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М., 1968г.
  • Выгодский Л.С. «Умственное развитие детей в процессе обучения» Изд. АПН РСФСР, М., 1958г.
  • Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 1968г.
  • Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и дренаж» С-Петербург изд. «Лань» 1997г.
  • Ительсон Л.Б. «Лекции по современным проблемам. Психология обучения» Владимир, 1972г.
  • Медушевский В.В. «О закономерностях и средствах художественного воздей
    Автор: Сопина Лариса Анатольевна
  • Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    документ Экспериментальная образовательная (рабочая) программа основы дирижирования для учащихся 5-8 классов вокально-хорового отделения ДШИ и ДМШ Сопина Лариса Анатольевна 31 Мар 2015
    документ Психофизические особенности учащихся вокального, хорового отделения ДМШ и ДШИ Калекина Елена Ивановна 20 Мар 2015
    документ Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Фасхиева Люция Муратовна 30 Мар 2015
    документ Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ. Тропникова Жанна Станиславовна 21 Мар 2015
    документ Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ Иванова Тамара Васильевна 21 Мар 2015
    документ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ДМШ и ДШИ по предмету «Ударные инструменты" (Срок реализации 5-7 лет) Кулиев Альберт Эюбович 20 Мар 2015
    документ Образовательная (рабочая) программа для учащихся 2-7 классов ДШИ (8-15 лет) по предмету «Ансамбль» Талмазан Виолетта Викторовна 14 Мар 2016
    документ Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии Борзенкова Оксана Валериевна 20 Мар 2015
    документ Анкета для учащихся 1 классов ДШИ и ДМШ «Музыка и Я» Кузьменко Ольга Николаевна 20 Мар 2015
    документ Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано Солощева Ольга Николаевна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4 Павлова Татьяна Николаевна 23 Сен 2015
    документ Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет. Иргалин Рамазан Абдрахманович 21 Мар 2015
    разное Программа ФГТ по сольфеджио для учащихся отделения "Музыкальный фольклор" ДШИ Нестерова Наталия Петровна 6 Апр 2015
    разное Программа ФГТ по сольфеджио для учащихся отделения "Музыкальный фольклор" ДШИ Нестерова Наталия Петровна 6 Апр 2015
    документ Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х классов Чистяков Игорь Евгеньевич 20 Мар 2015
    разное Образовательная программа для Дошкольного отделения ДМШ "Сольфеджио для малышей" Деркач Леся Александровна 31 Мар 2015
    документ Ансамбли для средних и старших классов ДШИ и ДМШ - "Ясный день" Коломиец Ирина Валерьевна 21 Мар 2015
    документ Учебная программа по ритмике для вокально-зстрадного отделения ДШИ. Белышева Валентина Петровна 21 Мар 2015
    документ ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ Тынкова Вера Анатольевна 5 Апр 2015
    документ Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка» Талмазан Виолетта Викторовна 14 Мар 2016
    документ Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов) Антощук Лариса георгиевна 21 Мар 2015
    документ серия классных часов для учащихся ДМШ и ДШИ "С музыкой играя..." Талапина Екатерина Игоревна 20 Мар 2015
    документ серия классных часов для учащихся ДМШ и ДШИ "Смузыкой играя..." Талапина Екатерина Игоревна 20 Мар 2015
    документ Применение комплексной методики музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова для развития музыкальных возможностей учащихся ДМШ и ДШИ. Горбунова Ольга Владимировна. 21 Мар 2015
    Программа для 1-3 классов ДШИ "Основы изобразительной грамоты и рисование" Егоркина Марина Вениаминовна 20 Янв 2017
    документ Психофизические особенности учащихся вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ Калекина Елена Ивановна 20 Мар 2015
    документ Открытый урок "Взаимодействие преподавателя и концертмейстера по предмету "Основы хорового дирижирования" Охрименко Анастасия Николаевна 21 Мар 2015
    документ РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ФГТ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И НОТНАЯ ГРАМОТА" для учащихся хореографического отделения ДШИ Нестерова Наталия Петровна 20 Мар 2015
    документ РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ФГТ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И НОТНАЯ ГРАМОТА" для учащихся театрального отделения ДШИ Нестерова Наталия Петровна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов Мурашкин Юрий Анатольевич 20 Мар 2015
    разное Рабочая программа факультативного курса для учащихся 8-11 классов "Основы программируемой электроники" Саенко Сергей Петрович 9 Дек 2015
    документ Рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент-фортепиано" для вокального отделения ДШИ. Ятманова Ирина Васильевна 31 Мар 2015
    документ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА Рабочая образовательная программа для театральных отделений ДШИ 5 лет обучения Аредакова А.В. Нестерова Наталия Петровна 20 Мар 2015
    документ Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" Бакушева Наталья Александровна 21 Апр 2015
    документ Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" Бакушева Наталья Александровна 21 Мар 2015
    документ "Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся" Борисова Анна Владимировна 21 Мар 2015
    документ Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся ДМШ и ДШИ. Близнюк Елена Владимировна 21 Мар 2015
    документ Рекомендации при выборе пианино (фортепиано) для учащихся ДШИ или ДМШ. Бабушкина Ольга Владимировна 31 Мар 2015
    документ Адаптированная (модифицированная) программа по предмету «Музыкальная литература» для учащихся 4-7 классов ДМШ Морозова Елена Николаевна 21 Мар 2015
    документ Рабочая программа для 5 и 8 классов по Дорофееву Казанова Любовь Яковлевна 1 Апр 2015