Главная / Старшие классы / Мировая художественная литература

Учебник по искусству 8-9 класс И.Э.Кашекова

Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская

Искусство

8—9классы


Учебник для общеобразовательных учреждении

Москва «Просвещение» 2009


Сергеева Г. П.

С 32 Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреж­дений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 000 с.: ил. — ISBN

Учебник предназначен для учащихся 8—9 классов общеобразо­вательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство. 8—9 классы» тех же авторов.

Издание представляет собой учебник интегрированного типа. Он поможет приобщить учащихся к художественно-творческой де­ятельности на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные яв­ления искусства.

Учебник является основной частью учебно-методического комп­лекта, в который входят фонохрестоматия музыкального материала и пособие для учителей с примерными поурочными разработками.

ISBN

Учебник даст возможность вести уроки учителям изобразитель­ного искусства или музыки в зависимости от их профессиональной подготовки и возможностей школы.

© Издательство«Просвещение», 2009

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2009

Все права защищены


8 класс

Искусство в жизни современного человека 3

Искусство открывает новые грани мира 8

Искусство как универсальный способ общения 20

Красота в искусстве и в жизни 35

Прекрасное пробуждает доброе 43

Исследовательский проект 44

Искусство в современного жизни человека

Искусство вокруг нас

Искусство— часть духовной куль­туры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновид­ности человеческой деятельности, объ­единяемые художественно-образными формами воспроизведения действи­тельности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она со­вершается умело, мастерски, искусно.

  • Произведения каких видов искусства вы видите на этих страницах?
  • Какие еще виды искусства вы знаете?
  • Подберите репродукции для выставки, на которой будут представлены шедевры изобрази­тельного искусства.
  • Какие виды искусства вам ближе? Запишите в творческую тетрадь свои впечатления от по­любившихся вам художественных произведений.
  • Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представле­ния, верования людей — все это пе­редается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство — это своеобразный учебник жизни.

    «Искусство есть извечный радост­ный и благой символ стремления че­ловека к добру, к радости и совершенс­тву», — писал известный немецкий пи­сатель Т. Манн.

    Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.

    Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания. Не случайно бытует мнение, что архитектура — это застыв­шая музыка, что та или иная линия в картине музыкальна, что эпический роман подобен симфонии. А когда говорят о любом виде художественной деятельности, в том числе и об исполнительском мастерстве (творчестве), нередко использу­ют такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность — общие в прямом или в переносном смысле для разных искусств. Но в любом произ­ведении искусства всегда присутствует поэтическое начало, то, что составляет его главную сущность, его пафос и при­дает ему необычайную силу воздействия. Без возвышенного поэтического чувства, без одухотворенности любое произве­дение мертво.

  • Послушайте фрагменты музыкальных сочинений. Старинная эта музыка или современная? Соотнесите характер звучащей музыки с образным строением архитектурных памятников, особенностями одежды разных эпох и народов.
  • К какой культуре - западной, восточной, русской – относятся произведения различных видов искусства? Объясните почему.
  • Художественный образ - стиль – язык

    У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египет­ские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем были­ны и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше вре­мя, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скуль­птуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощает­ся наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

    Художник и скульптор, компози­тор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в кон­такте со зрителем, слушателем, чита­телем, которые соучаствуют в твор­ческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, вой­ти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких ка­тегорий, как художественный образ, стиль, язык.

    Художественный образ— этообобщенное представление о дейс­твительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окру­жающему миру. Раскрывая свой внут­ренний мир, художник всегда настро­ен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувс­твует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание ху­дожественного образа эпохи.

    Стиль(от греч. stylos— буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, при­емов, способов, особенностей твор­чества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конк­ретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архи­тектуре, говорят, что «стиль — это эпо­ха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это че­ловек».

    Языклюбого искусства помогает услышать в произведении живой го­лос художника, многовековую муд­рость народа. Выразительность, эмо­циональность, образность языка жи­вописи и графики, музыки и скуль­птуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.

    При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — зву­ком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — сло­вом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, вы­деляют самое существенное. Это поз­воляет им передавать зрителям, слуша­телям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

    Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художествен­ного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

  • Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
  • Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоцио­нальный отклик вызвало у вас то или иное произведение.
  • К каком стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?
  • Какие из этих произведений созданы современными авторами?
  • В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особен­ности языка помогают понять и почувствовать эти образы?
  • Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?
  • Наука и искусство

    Наука и искусство— это две области деятельности, кото­рые сопровождают развитие человечества на всем протяже­нии его существования.

    Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в рав­ной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и ху­дожник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объеди­няют мысль и творчество как историческая память челове­ка. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отноше­ние человека к миру, к другим людям, к самому себе.

    Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из де­вяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

    Клиопрошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, РадуетТалия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтойЭвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в рукеЭрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранитКаллиопа, Звезды небес изучаетУрания, неба вращенье, Жестами все выражая,Полигимния славит героев.

    Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

    И в Древнем мире, и в Средние века искусст­во было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвящен­ным». Художников и поэтов Китая потомки назы­вали «мудрецами древности».

    В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других ви­дов человеческой деятельности.

  • О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?
  • О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?
  • Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?
  • Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам му­зыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.
  • Знание научное и знание художественное

    Многогранная личностьЛеонардо да Винчи (1452—1519) — основопо­ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечест­во. Этот итальянский художник (жи­вописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инжене­ром, изобретателем и анатомом.

    Его гениальные догадки как учено­го, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воз­душной перспективы, высказал науч­ные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рас­сматривал как универсальный язык, способный воплотить все многооб­разные проявления разумного начала в природе.

    На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и ху­дожественное творчество.

    Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симмет­рию, Божественную пропорцию чело­веческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил ка­нонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составле­на шкала пропорций, которая повлия­ла на образные решения современной архитектуры.

    Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровожда­ет свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачи­вается тот, кто устремлен к звезде».

    Басня. Случилось так, что комочек сне­га очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять:

    — Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти мес­то, соответствующее моей значимости.

    И вот ринулся он вниз и стал спускать­ся, катясь с высоких откосов поверх друго­го снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.

    Сказано для тех, кто смиренен: те и воз­несены будут.

    Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных ду­хом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый зна­менитый портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза». Он произвел ошелом­ляющее впечатление на современни­ков художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять вся­кому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать при­роде...»

    В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женст венности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, таю­щий в холодной дымке.

    Взгляд Моны Лизы исполнен муд­рости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира, которые заставляют ее сми­риться с заточением в телесной обо­лочке.

    Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизме­римое богатство его души.

  • Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Какие особенности портрета и му­зыки раскрывают глубину и противоречивость их образов?
  • Прочитайте интерпретацию музыки Моцарта в исследовании Г. Чичерина. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.
  • Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы все­мирного тяготения существуют как данность. В науке каж­дое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся пред­ставления о тех или иных явлениях. Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровер­жения представлений человечества о том, что Земля плоская. До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля (геоцентрическая система). После открытия Коперника чело­вечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

    В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий масте­ров древности. Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художест­венных произведениях разных эпох различно. И нас не сму­щают схематичность или нарушение пропорций в изображе­ниях прошлого.

    Все искусства рассказывают нам о человеке своего време­ни. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представление о человеке.

  • «Вы. находитесь от нее на таком расстоянии, что не знаете, что она изображает, и все-таки вы пленены ее магическим аккордом; это и есть музыка картины». Подтверждают ли эти слова, сказанные о средневековой живописи, идею, что новое в искусстве не отменяет старого?
  • Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.
  • Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мас­теров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?
  • Вспомните русские народные песни и инструментальные наигрыши, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций. Какие образцы народного творчества значимы для совре­менных слушателей и исполнителей?
  • Искусство открывает новые грани мира

    Пейзаж(франц. paysage— вид, изоб­ражение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению при­роды. В европейском искусстве в ка­честве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

    Искусство рассказывает о красоте Земли

    А. Пушкин называл искусство «ма­гическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружаю­щие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

    Во все времена живописцы, ком­позиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явле­ния природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые воз­никают у них при восприятии вели­чественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плав­ного изгиба реки, они передают свое видение мира.

    Благодаря произведениям искусст­ва — литературным, музыкальным, жи­вописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грус­тной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тон­чайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красо­те родной природы, увидеть необыч­ное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к род­ному краю, к отчему дому.

  • Рассмотрите репродукции пейзажей на этом развороте учебника. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими? Определите средства художественной вырази­тельности, с помощью которых созданы эти образы природы.
  • Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого глав­ного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»
  • Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от ка­кого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.
  • Подберите музыкальные произведения созвучные картинам русских художников. Какие ху­дожественные ассоциации возникают в вашем воображении?
  • Литературные страницы

  • Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в XXв.
  • Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

    Все в тающей дымке

    Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью

    Наполнилось сердце.

    Здесь мало услышать,

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Нахлынули дружно.

    Чтоб вдруг отразили

    Прозрачные воды

    Всю прелесть застенчивой

    Русской природы.

    Н. Рыленков

    Неведомомудругу

    Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неиз­веданный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости чер­ной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<...> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

    Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на до­рожку <...>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой не­ведомый друг.

    И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, переда­вая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

    И опять расширится душа: елки, березки, — и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от мо­лодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хо­рошо!

    М.Пришвин

  • Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.
  • Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами? Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.
  • Художественно-творческие задания

  • Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений.
  • Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, ко­торыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.
  • Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись

    Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

    Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Леви­тан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной зем­ли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные ве­сенним соком, оживающие березы; услышали весе­лый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывает­ся, какая она русская природа — нежная, задумчи­вая, трогательная! Именно благодаря картинеАлек­сея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувство­вали пейзажность русской народной песни.

    В XX в. в зарубежном изобразитель­ном искусстве возникло направление, которое получило название «импрес­сионизм» (от франц. impression— впе­чатление). Художники-импрессионис­ты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

    Поучительная и даже забавная ис­тория произошла с живописной ра­ботой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессио­нистаКлода Моне (1840—1926).

    Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возму­щены, когда на выставке увидели кар­тину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую раз­личную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно ху­дожник.

  • Рассмотрите живописные пейзажи. Объя­сните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные об­разы природы, запечатленные на этих полотнах.
  • Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?
  • Нет, не пейзаж влечет меня,

    Не краски жадный взор подметит,

    А то, что в этих красках светит:

    Любовь и радость бытия.

  • Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.
  • Посмотрите фильм — экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж? Художественно-творческое задание

    ► Напишите этюды (литературные или живо­писные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

    Зримая музыка

    Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной класси­ки — «Времена года» — цикл концер­тов итальянского композитора XVIII в.Антонио Вивальди (1678—1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в.Петра Ильича Чайковского (1840—1893). Оба сочи­нения относятся к программной му­зыке: имеют названия и сопровожда­ются поэтическими строками — со­нетами самого композитора в кон­цертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

    В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музы­кальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души челове­ка к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зари­совок природы.

    Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

    Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, кото­рые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливают­ся с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырывают­ся отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

    Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

    П. Чайковский

  • Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?
  • Что привлекает композиторов и художников в русской природе?
  • Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
  • Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?
  • Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.
  • Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?
  • Художественно-творческое задание

    ► Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рас­сказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные литературные примеры.

    Человек в зеркале искусства: жанр портрет

    Портрет(франц. portrait) — изображе­ние определенного человека или груп­пы людей. Жанр портрета получил рас­пространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и гра­фике. Различаютпарадный икамерный портреты. Бывают портретыпарные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхва­ления определенных персон, и для со­хранения памяти о людях, объединен­ных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляетавтопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету- биографии.

    Искусство помогает познать челове­ка. Не только увидеть его внешний об­лик, но и понять его сущность, харак­тер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно за­дачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живопис­ное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а мо­жет быть, даже открыть что-то новое в себе.

    Зрителю невольно передается отно­шение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

    Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его вре­мени, т. е. стремимся понять неизвес­тное через известное.

    Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к пе­редаче портретного сходства в скуль­птурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археоло­ги открыли всему миру замечатель­ное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этотобраз поражает плавностью ли­ний профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими пере­ходами неправильных, но прелестных черт женского лица.

    В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеали­зированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

    В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую оче­редь передать ощущение движения при устой­чивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

    Особой нежностью и теплотой веет от ста­туи Афродиты, богини любви и красоты, изва­янной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображе­нии нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

    Римский портрет связан с культом пред­ков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реа­листического портрета. Его отличают индиви­дуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

    В Средние века чувственно-плас­тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

    Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его непов­торимым физическим обликом, духов­ным миром, индивидуальными черта­ми характера и темперамента.

    В «Автопортрете»Альбрехта Дюрера (1471-1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гени­ев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти — олицетворяют иде­ального человека того времени.

    В XVIIв. главным критерием ху­дожественности становится матери­альный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительнос­ти заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических про­явлений человека, его многообраз­ных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающе­го жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

    Среди известных портретных шедев­ров того времени «Лютнист»Микеланджело да Караваджо (1573—1610), в кото­ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

    На закате XVIстолетия в творчес­тве испанского художникаЭль Греко (1541 —1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не­обычная внутренняя сосредоточен­ность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

    Портреты великого голландца Рембрандта (1606—1669) не без ос­нования считаются вершиной пор­третного искусства. Они по праву получили название портретов-био­графий. Рембрандта называли поэ­том страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забы­тые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни­женным и оскорбленным». По харак­теру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био­графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых лю­дей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.

    Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающую­ся от предшественников. Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон­ченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно- рассеянными образами. Рисунок портретов художниковАнтуана Ватто (1684—1721),Франсуа Буше (1703—1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных пере­ливов, для него характерно сочетание изысканных по­лутонов.

    Поиски героического, значительного, монументаль­ного в искусстве связаны в XVIIIв. со временем рево­люционных перемен. Одним из гениальных скульптур­ных портретов мирового искусства является памятник Петру Iфранцузского скульптораЭтьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. Он задуман как образ гения и созида­теля. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель­ным движением коня и всадника, выражается во влас­тном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

    XIXв. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия кра­соты. Новаторские искания в живописи обращены те­перь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.

    В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос вы­ступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтикаЭжена Делакруа (1798—1863). Перед нами настоящий психологический портрет, пе­редающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу­ры Шопена, напряженным колоритом картины, контрас
    Автор: Корякина Наталья Анатольевна

    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    разное Учебник по искусству 8-9 класс И.Э.Кашекова Корякина Наталья Анатольевна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс. (И.Э.Кашекова, А.Л.Кашеков) Батраева Фяридя Абдулнягимовна 30 Мар 2015
    документ Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010. Белова Алла Владимировна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010. Белова Алла Владимировна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по искусству 8-9 класс Крушина Марина Юрьевна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по искусству 8-9 класс Елена Николаевна Егораева 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по искусству 8-9 класс Елена Николаевна Егораева 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по ИСКУССТВУ 8-9 класс Широнина Елена Леонидовна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по искусству 8-9 класс Рыжикова Ольга Михайловна 7 Дек 2015
    разное Рабочие программы по искусству 8-9 класс Захаренко Наталья Анатольевна 1 Апр 2015
    документ Календарно - тематическое планирование по Искусству 8 класс Туроверова Любовь Александровна 9 Апр 2015
    документ Рабочая программа по Искусству 8 класс Туроверова Любовь Александровна 9 Апр 2015
    документ Календарно - тематическое планирование по Искусству 8 класс Туроверова Любовь Александровна 9 Апр 2015
    разное решебник по английскому языку 8 класс афанасьева михеева учебник tronarukeh1980 11 Мая 2015
    документ Календарно - тематическое планирование, «Искусство» 9 класс, авт. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, Мартынова Сюзанна Кареновна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс Какурина Ирина Арнольдовна 30 Мар 2015
    документ Тематическое планирование уроков музыки в 9 классе по программе Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская. Максимова Ирина Геннадьевна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень) Максимова Ирина Николаевна 20 Мар 2015
    документ Рабочая программа по искусству 8-9 класс, Г.П.Сергеева, И.Э Кашекова. Ларина Наталия Петровна 20 Мар 2015
    документ Викторина по изобразительному искусству "Искусство вокруг нас" 8-9 класс Колчина Елена Ивановна 31 Мар 2015
    документ Рабочая программа по "Искусству" 8-9 класс Колчина Елена Ивановна 7 Апр 2015
    документ Программа с тематическим планированием по искусству ( 8 - 9 класс) Елена Евгеньевна Бешта 6 Апр 2015
    документ Аналитические материалы УМК по информатике 8-9 класс Н. В. Макарова, Е. Г. Кочурова, Г. С. Николайчук, Ю. Н. Нилова, Ю. Ф. Титова Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс/Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. Собянина Светлана Леонидовна 21 Мар 2015
    разное Программа "Информатики и ИКТ 8-9 класс", учебник Семакина Шуткова Светлана Александровна 21 Мар 2015
    разное Программа "Информатики и ИКТ 8-9 класс", учебник Семакина Шуткова Светлана Александровна 21 Мар 2015
    документ Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс Жукова Лариса Геннадьевна 1 Апр 2015
    документ Рабочая программа по алгебре 9 класс ( Учебник Алимова Ш.А.) Голюганова Галина Ивановна 21 Мар 2015
    документ Диктанты по алгебре 9 класс. Учебник Мордкович Авдюхова Ольга Васильевна 21 Мар 2015
    разное Рабочая программа по физике, 9 класс. Учебник: С.В. Громов Власова Надежда Ивановна 21 Мар 2015
    документ Планирование по литературе 9 класс (учебник Т.Ф.Курдюмовой) Ершова Елена Геннадьевна 27 Мая 2015
    документ Рабочая программа по математике 5-9 класс (Учебник Никольского) Гайдук Лада Вячеславовна 16 Авг 2015
    документ Календарно-тематическое планирование 5-8 класс. Программа Б.Неменского Тематическое планирование по изобразительному искусству Гусакова Тамара Анатольевна 9 Апр 2015
    документ рабочая программа по физике 8 класс учебник А.В.Перышкин Заплавина Ольга Владимировна 15 Окт 2015
    документ Рабочая программа по географии 8 класс (учебник Домогацких) Сарбафиева Мадина Арагалиевна 20 Ноя 2015
    документ Рабочая программа по литературе 8 класс учебник Т.Курдюмовой Шныптева Елена Леонидовна 20 Ноя 2015
    разное spotlight 9 класс учебник решебник tronarukeh1980 11 Мая 2015
    документ Рабочая программа по математике 4 класс учебник Петерсон Л.Г. Кизим Надежда Александровна 9 Апр 2015
    документ рабочая программа по искусству 8-9 классы Ванюшина Любовь Анатольевна 8 Апр 2015
    документ Календарно - тематическое планирование по Искусству 9 класс Туроверова Любовь Александровна 9 Апр 2015
    документ Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО, 5,6,7,8,9 класс) Сорокина Агнесса Ивановна 31 Мар 2015