Главная / Старшие классы / Мировая художественная литература

"Музыкальная культура барокко", " Древняя Индия"( урок+ презентация)       Иоганн Себастьян Бах                    

Скачать
2.27 МБ, 344293.pptx Автор: Шалимова Людмила Александровна, 20 Мар 2015

Тема:«Музыкальная культура барокко»

Цель:Закрепить в сознании особенности музыкальной культуры эпохи Барокко. Сравнить творчество двух великих композиторов: А.Вивальди, И.С. Баха.

Тайна музыки в том, что она находит

неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает.

А. Гофман

Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянется не только люди, но и животные, и даже растения?

И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая выразить высшую прелесть мира…

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие.

Дитя

Лишь обладают ею в совершенстве.

В этом стихотворении Винокурова « музыка души» предстает как особый внутренний свет, чистый и незамутненный. Как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности.

Задумайтесь: может быть. В том, что секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания, отзывчивости, которая тем сильнее, чем больше бережём мы этот дар изначальной искренности и чистоты. Сила подлинной музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть в человеке - его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные бесконечного богатства, - миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.

Эпоха барокко одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она и своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время гармонией, цельностью, единством. Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки 17 века. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово барокко от португальского «Жемчужина неправильной формы» И действительно, ИЗО, и архитектура этого периода отличались весьма вычурными формами. Сочинительские и исполнительские приемы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального и классического канона Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В Эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Баха. Хор « Аллилуя» из оратории « Мессия» Георга Фридриха Генделя, « Времена Года» Антония Вивальди, Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. Появился такой вид, как опера. Мир музыкальной культуры 17-18 века чрезвычайно сложен и разнообразен. Его невозможно свести к какому-то одному стилю или нескольким лаконичным определением и формулировкам. Вот почему, рассказывая о музыке этого периода, мы лишь наметим общую картину. Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя гениями классической музыке: Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах.

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (Vivaldi)
(1678–1741)

( на фоне муз. « Весна») 4 марта 1678 года в Венеции в семье Вивальди появился первенец. Родившийся на седьмом месяце ребенок отличался столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио.

О первых годах жизни Антонио известно немного. Его музыкальное дарование проявилось очень рано. Уже в возрасте десяти лет он часто замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции. Первым и главным учителем Антонио был Джованни Батиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом. Полагают, что юный Антонио брал уроки композиции у маститого Дж. Легренци, умершего в 1690 году. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется1691 годом. Виртуозный стиль игры молодого Вивальди и особенности его первых произведений также дают основание предполагать, что в начале 1700-х годов он занимался в Риме у Аркан-джело Корелли, знаменитого итальянского скрипача и композитора. Огромное влияние на формирование юного Вивальди оказала музыкальная атмосфера города, где он родился и вырос.

Вероятно, на решение Антонио избрать карьеру священника повлияла многолетняя деятельность его отца в соборе Св. Марка. Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет Антонио Вивальди получил тонзуру и звание "вратаря" - низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма. В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню. Все эти годы музыка была главным его увлечением. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать, помощником священника, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза. В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий "Оспедале делла Пиета". Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.

Став педагогом одной из лучших "консерваторий" Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов. Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки - оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его "консерватория" стала заметно выделяться среди других в Венеции.

Первые годы пребывания в ней Вивальди уделял особое внимание инструментальной музыке. Это неудивительно: ведь Венеция и весь север Италии были в XVIII веке обетованным местом для великих инструменталистов, в первую очередь скрипачей. Подобно другим композиторам-современникам Вивальди впервые предстал перед широкой музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1. В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного и нескольких инструментов (всего известно 78 его произведений такого рода). Второй опус Вивальди, опубликованный в Венеции издательством Бортоли в 1709 году, - 12 сонат для скрипки с сопровождением чембало.

В 1711 году он получил твердый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц. С этого момента его известность выходит за пределы родного города. Знатные иностранцы, гостящие в Венеции, не упускают возможности посетить концерты Вивальди. Известно, что еще в 1709 году среди его слушателей был датский король Фридрих IV, которому композитор посвятил свои сонаты для скрипки.

Произведения Вивальди издаются не только в Венеции, но и за пределами Италии. Его знаменитые 12 концертов для одной, двух и четырех скрипок с сопровождением впервые выходят в Амстердаме в 1712 году. Лучшие из концертов данного опуса принадлежат к наиболее часто исполняемым.

После пяти лет растущего признания в Венеции слава выдающегося оперного композитора Вивальди быстро распространяется в других городах Италии и различных странах Европы.

Характерно, что наиболее популярными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые "Времена года". Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием; еще в 1765 году там исполнялась вокальная аранжировка концерта. "Весна" в виде мотета.

Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделенных программными названиями.

Но программными в подлинном смысле слова являются лишь "Времена года". В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. Судя по тексту посвящения, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издания; их тексты, возможно, сочинялись уже под готовую музыку. В посвящении автор сонетов не назван, и не исключено, что им был сам Вивальди. Перед публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более понятным программный замысел музыки. В концерте "Зима" - в партитуре "Ад" - композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи ("под порывами ледяного ветра все живое дрожит в снегу"). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром. Подлинно новаторский по замыслу цикл "Времена года" значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столетия.

-« Времена года»(« Зима»)

( на фоне муз.«Осень») В жизни Вивальди было все, как и в его причудливой эпохе. И все же в его жизни и музыке есть нечто неизменное. Он всегда оставался самим собой, и его музыку не спутаешь с музыкой других композиторов. Вот они — всегда узнаваемые, вивальдиевские интонации в его непревзойденных концертах.

Начало: динамичный волевой напор и запоминающиеся темы первой части концерта. Иногда пульсирует один звук или одна фраза, завораживает, впечатывается в сознание, и уже не отпускает до конца внутреннее напряжение. Сердце начинает биться в такт музыке, она ведет вперед и вперед, как будто через бесконечные арки венецианских колоннад, сквозь которые пробивается солнце.

Арки заканчиваются, и человек остается один на один с самим собой. Что теперь будет вести его дальше? Где его путь? Вторая часть концерта — соло одного инструмента: само время здесь замедляет бег, это размышление, красивейшая музыка души, которую страшно спугнуть одним неверным движением, одной фальшивой нотой. Как никто другой, Вивальди знал и чувствовал каждый инструмент: его скрипка — это воистину тончайшие струны человеческой души, его духовые — тоска по небесной гармонии и чистоте.

Третья часть — возвращение к миру, к его ритму, но все пережитое, осознанное, выстраданное человеком привносится вместе с ним в этот мир. Музыкальные темы переплетаются, дополняют друг друга: это всегда обновление (а иначе, зачем весь этот путь?), всегда стремление к свету, которое уже ничем не остановить, всегда утверждение жизни и радости в ней. Творения гения всегда выходят за рамки обычного, человеческого времени. Есть то, на что душа откликалась в эпоху барокко, откликается в нашем суетном времени, откликнется и в любую другую эпоху. Что делать, если есть страстное желание наполнить мир светом, потому что свет переполняет тебя изнутри, не дает остановиться, заставляет забыть о своих проблемах, казалось бы непреодолимых? Что делать, если душа жаждет любви и счастья, а реальность так и норовит подрезать крылья?

Антонио Вивальди не был хорошим священником, но он был истинным священнослужителем — служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, показавшему нам свет»! ( Музыка)

Иоганн Себастьян Бах
(1685–1750)

( на фоне муз.)Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) — немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т. д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки — токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И. Н. Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К. Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф. Мендельсонав 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.

(1740–50) и др.

-музыка

( на фоне музыке)

Громадное творческое наследие Баха включает более 1000 произведений разных жанров. Его можно разделить на 3 основных сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную. Каждая сфера творчества Баха относится к определённому периоду его жизни. Вокально-драматическме произведения в большинстве написаны в "лейпцигский период" (1723 - 1750 гг.), во время пребывания Баха в должности кантора Томаскирхе. Произведения для клавира, скрипки и других инструментов связаны главным образом с периодом работы придворным музыкантом в Кётене (1717 - 1723 гг.). Всё самое значительное для органа было создано в "веймарский период" (1708 -1717 гг.), когда, переменив ряд мест в провинциальных городах Тюрингии (Ариштадт, Мюльхаузен), композитор служил в Веймаре органистом придворной церкви.

Виртуоз-исполнитель на органе, Бах создал для этого инструмента произведения, которые явились вершиной развития органной литературыры. В становлении неповторимого органного стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным композитором как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождался сложный красочный музыкальный язык, опережавший своё время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино народное и высокопрофессиональное начала, что определяло доступность этих, равно как и других, произведений Баха.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступал как преемник немецкой органной школы, и в особенности своих непосредственных предшественников - Я. А. Рейнкена и Д. Букстехуде. От Букстехуде, к которому Бах ездил учиться в годы юности, он воспринял свободный поэтический характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую концертную декоративность. Для органных произведений Баха характерны эмоциональное богатство, глубокая внутренняя сосредоточенность, драматический размах при пышности звучаний и свободе формы. Органные фуги отмечены большим размахом и свободой воображения, для них по сравнению с клавирными характерны мощные драматические нагнетания, грандиозные кульминации в конце. Эти произведения предельно используют тембровые ресурсы инструмента. Крупномасштабные фантазии, вариации и фуги построены па ярких колористических и динамических контрастах.

- музыка

На фоне музыке стихотворение( Валя)

Светлы старинные соборы.

В одном из них по вечерам

Сиял и пел орган, который

Был сам похож на божий храм.

И там, воспряв из тьмы и праха,

Крылами белыми шурша,

В слезах провеивала Баха

Миротворящая душа.

Все лица превратились в лики,

Все будни тлели вдалеке,

И Бах не в лунном парике,

А в звездном звоне плыл по Риге…

ИТОГ

Вывод: Никакое чувство не обнаружит такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой богатой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении- то порыв, то каприз; раздумье сменяется весельем. Безудержный бег - плавной величественной поступью. Пожалуй, таковы и мы, люди: ведь это мы создаем такую разнообразную музыку и, самое главное, именно такой - изменчивой и разнообразной - воспринимаем её и любим.

ОЦЕНКИ-

ДОМ. ЗАД.-

« Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт». Л. Тик

Тема: « Древняя Индия»

Индуистский храм - мистический аналог тела- жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора.

Цель: Изучить искусство Древней Индии, научиться воспринимать художественную культуру Индии.

Задачи:

Обучения - способствовать воспитанию нравственных отношений к индуизму на основе создания её веры,

-Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное,

-закрепление умений выделять главные характерные особенности на прекрасное,

- применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы.

Развития - способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитательная - воспитывать уважение к обычаям и традициям индийского народа, стимулировать интерес к индийскому искусству, чувство ответственности за сохранения и развития индийских традиций.

Метод: объяснительно- иллюстрированный, исследовательский.

Литературный ряд: учебник, сообщения, тетради, диски

Оборудование: интерактивная доска, мульт.проектор, компьютер, учебник МХК( Емохонова), рабочая тетрадь, книга для учителя

Ход урока.

1.Орг. Момент

Цель: Активировать внимание на начало урока.

2. Тема урока.

- Отгадайте, ребята, куда мы отправимся на этот раз. Там почитают коров, на улицах встречаются заклинатели змей, а женщины исполняют невероятно красивые танцы…( Индия)

- тема нашего урока: « Древняя Индия»

Цель урока: «Изучить искусство Древней Индии, научиться воспринимать художественную культуру Индии»

3.Новый материал (Формирование новых знаний)

( Учебно – познавательная деятельность на данном этапе урока - индивидуальная)

- сообщение - О географическом положении Индии нас познакомит Никита. (1)

Индуизм -

Л.А.(2) показ модели круга – (образно- смысловой урок)

- основой мировосприятия индусов- людей, исповедующий индуизм, - служит вера в некий Абсолют. Вселенная является его частью и пребывает в постоянном круговороте гибели и возрождения. Пройдя несколько стадий Вселенная деградирует, распадается, чтобы вновь возникнуть . Процесс развития на уровне микрокосмачеловека уподоблен вечно катящемуся колесу. Он представляется как бесконечное перерождения и переход от одной жизни к другой в соответствии с законом кармы( деяния)

Карма определяет характер, судьбу, социальное положение- предписано драхмой- морально- этическими нормами кастового поведения и образа жизни. Каждый должен выполнять свои функции в обществе на славу богу.

Л.А.( сообщение « индуизм»)

- сообщение - Саша

- Справка для любознательных: « Национальная или мировая религия»- Турал

Л.А.

-Создателем драхмы считается Брахма - один из богов ариев, отвечающий за вечный калейдоскоп природных форм.

- Согласно мифу. Брахма родился из золотого яйца, которое плавало в первородных водах хаоса. Он разделил яйцо на небо и землю, а затем выдели в себе мужское и женское начало, сотворил все живое на земле. У Брахмы четыре лица, которые он создал, желая постоянно видеть свою возлюбленную- богиню красноречия и мудрости Сарасвати, где бы она не находилась.

- Верования и боги (Артем)

– Справка для любознательных

-Л. А.

Индийские танцы зародились еще в древности и в начале их исполняли только в храмах, как ритуал. Именно поэтому индианки исполняют танцы босиком- заходить в святое место в обуви запрещено.

Индийский танец - очень красивое и захватывающее зрелище. Создателем и покровителем танцев в Индии считается многорукий Шива. Согласно легенде, Шива создал Вселенную , танцуя под звон колокольчика.

- Просмотр отрывка индийского танца.( фильм)

- справка для любознательных ( Тадж Махал)- Роман

Но мы сегодня более подробно познакомимся с другим храмом.

- Из головы развилось небо,

Из ног - земля,

Стороны света - из уха.

Так они устроили миры.

- Вера в то, что вселенная существует благодаря жертве, со временем уступила место идее спасения. Мистическим аналогом тела- жертвы служит индуистский храм бога Шивы Кандарья Махадева. В плане он повторяет прямоугольную форму той священной подстилки, на которую в ведической древности спускались боги, чтобы отведать масла и сомы- напитка бессмертия. Поэтому его сакральный план, в который вписана фигура космического человека, мысленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю.

- Сообщение- Храм Махадева – Валерия

3.Закрепление

Цель: Закрепление нового материала

- Творческое задание в тетрадях.

4. Итог

-Подходит к концу наша встреча. Что показалось вам самым интересным, ценным?

- Оценки

5. Д. з. Сравнить зиккурат в Месопотамии, пирамиду в Египте и индуистский храм в Индии

Цель: Закрепить раннее изученный материал


Автор: Шалимова Людмила Александровна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
презентация "Музыкальная культура барокко", " Древняя Индия"( урок+ презентация)       Иоганн Себастьян Бах                     Шалимова Людмила Александровна 20 Мар 2015
документ урок математики Урок математики в 1 классе.            Тема " Сантиметр"                   &n Каримуллина Валентина Эрнстовна 6 Апр 2015
документ Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"                                                         &nbs Балакина Нина Константиновна 1 Апр 2015
документ Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"                                                         &nbs Балакина Нина Константиновна 1 Апр 2015
разное Бюджет семьи Открытый урок по технологии по теме "Бюджет семьи"                                  &nb Гайнутдинова Гульназ Салихзяновна 1 Апр 2015
разное Презентация "Неделя игры и игрушки" Материал (младшая группа) по теме:                               Зулпиева Раисат Омаровна. 1 Апр 2015
разное Урок русского языка "Части речи"                                                             &n Романова Наталья Петровна 1 Апр 2015
документ Урок обществознания в 6 классе "Межличностные отношения" .  Дата                                                   Петрова Ольга Александровна 7 Дек 2015
документ "Хорошему гостю хозяин рад!"                                                   & Зайкова Нина Сергеевна 30 Мар 2015
документ Праздник "Встреча весны"                                                               &nb Батурина Елена Филипповна 1 Апр 2015
документ Конспект Тема:"Путешествие в Оригамию"                                    & Игонтова Елена Михайловна 17 Сен 2015
разное Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"                                                     &n Романова Наталья Петровна 1 Апр 2015
документ Проект "Мир моря"                                                                 &nb Маркеевич Татьяна Владимировна 31 Мар 2015
документ Конспект Тема:бумажная мозаика "Барашек"                                    Игонтова Елена Михайловна 14 Сен 2015
документ Размышление на заданную тему                                                                 &n ТАТЬЯНА БОРИСОВНА ЛАГОДА 19 Апр 2015
документ Урок по окружающему миру "Природные зоны России"                                                         Горбунова Нина Юрьевна 4 Апр 2015
документ Урок математики в 5 классе "Умножение десятичных дробей"                                                       Назарова Ольга Михайловна 1 Апр 2015
документ Программа "Хатха-Йога"                                                                 Никулина Ольга Владимировна 23 Апр 2015
документ "Веселый туристический марафон" УТВЕРЖДАЮ                                              Филатова Марина Николаевна 2 Мар 2016
документ Презентация на тему: "Лекарственные растения"                Презентация педагогического проекта               керимова любовь александровна 4 Июл 2015
разное Перечень ЭОР к программе "Детство" www.resobr.ru                                &nbs Семенова Елена Анатольевна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа "Математика" 4 класс                                                           &nb Матюшенко Надежда Альбертовна 14 Ноя 2015
документ интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"                                               Тибайкина Наталья Алекандровна 1 Апр 2015
документ интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"                                               Тибайкина Наталья Алекандровна 1 Апр 2015
документ Игра-путешествие "Два корабля"                                                          ДВА КОРАБЛЯ Вакарина Екатерина Александровна 28 Фев 2016
документ Викторина "Что я зная о своём посёлке                                                           Викторина Осадчук Ирина Анатольевна 6 Дек 2015
документ урок информатики"Кодирование информации" Тема урока: "Кодирование информации".                                            Горячкина Валентина Николаевна 30 Мар 2015
документ Урок по теме:"Имя числительное"(повторение) 6 класс                                                       Урок Смирнова Надежда Эксановна 6 Апр 2015
документ Урок 7 класс "Радиоволны"                Ход урока                                       Сохадзе Наталья Михайловна 21 Мар 2015
документ "Здравствуй, лес,лес, полный сказок и чудес!" Интегрированный урок в 5 классе на тему:                                             &nbs Шарипова Эльза Сабаховна 1 Апр 2015
документ Урок окружающего мира "Живые обитатели планеты"  Цели урока:                                                   &nbs Халиуллина Энзе Анасовна 1 Апр 2015
презентация, документ Классный час "Что значит быть патриотом сегодня" Дата проведения 4.02.2015                                                 &n Ежкова Татьяна Викторовна 15 Окт 2015
разное Рабочие программы, 1 класс, "Школа России"          Рассмотрено                             &nb Евсейцева Светлана Геннадьевна 16 Сен 2015
документ Програмка "В поисках серебряных колокольчиков"                                                         &n Барсукова Анна Ивановна 31 Мар 2015
разное Урок - конкурс " Грамотеи". 3 класс                  Пузач Виктория Спартаковна. 1 Апр 2015
документ Урок "Герои басен И.Крылова рядом с нами"                                    Инсценирование  басен И.А. Крылова           &nb Михеева Людмила Николаевна 25 Авг 2015
документ Экскурсия "Люблю тебя, село родное"                                         РОДНЫЕ  ПРОСТОРЫ         Сорока Любовь Николаевна 20 Мар 2015
документ Викторина "Путешествие по Германии"                                                  STÄDTE       &n Лёвина Наталья Викторовна 21 Мар 2015
документ Положение смотра "Готовность к летнему оздоровительному сезону".                                Крапивина Марина Викторовна 30 Мар 2015
документ Конспект внеклассного мероприятия "Моя семья"                                                         &nb Платонова Татьяна Владимировна 1 Апр 2015