Главная / Старшие классы / Мировая художественная литература

Музыка великого армянского композитора Комитаса в исполнении ансамбля Armenian Voices.

Комитас (настоящее имя Согомон Согомонян, родился в 1869 году, умер в 1935 году) — выдающийся армянский композитор.

Патараг Комитаса.

Патараг - название музыкального сопровождения христианского богослужения в армянской церкви (литургии, обедни). Литературная основа Патарага (первоначально перевод с греческого языка) представляет собой армянскую редакцию восточно-христианской литургии с рядом оригинальных вставок. В древности в музыке П. преобладали речитатив и псалмодия. Со временем развиваются более распевные формы хорового (силлабического, кантиленного) и сольного (протяжного, мелизматического) пения. В 12 в. выразит. средства П. обновил и поднял на новый художественный уровень Нерсес Шнорали Сладкопевец. В 19 в. созданы многочисленные Патараги для хора с использованием традиционного мелодического материала. Среди них выделяются: Патараг гомофонно-гармонического склада М. Г. Екмаляна, создавшего величественную и благозвучную лирико-эпическую музыку, и полифонический по фактуре Патараг Комитаса - произведение кантатно-ораториального типа с элементами концертности, с лирическими и драматическими эпизодами.

Комитас начал работу над Литургией в 1899 году (по другим сведениям, ещё в 1892 году), и писал её с перерывами вплоть до 1915 года. Существует несколько версий-аранжировок и реконструкций этого произведения. Первый вариант был сделан для мужского хора и исполнен хором семинаристов и священнослужителей Эчмиадзина во время траурного богослужения на отпевании католикоса всех армян Мкртича I в 1907 году (от этой версии сохранились только небольшие фрагменты). В Армянской апостольской церкви богослужебная музыка исполнялась традиционно мужскими голосами - но тем не менее Комитас сделал аранжировку своей Литургии также и для смешанного хора (около 1910 года), в расчёте на исполнение руководимым им стамбульским армянским хором "Гусан", состоявшим из около 300 певцов. Новая редакция Литургии для мужского хора была составлена в 1914-1915 годах, поскольку хор "Гусан" был распущен в связи с мобилизацией мужчин на военные действия и перед Комитасом встала задача сделать аранжировку для небольшого мужского ансамбля (эта версия ближе всего исполнению Armenian Voices). Этот вариант был впервые исполнен на богослужениях 17 и 18 апреля 1915 года, соответственно в Великую Субботу и на Пасху. Следующее исполнение было намечено на 2 мая, но оно не состоялось, поскольку 24 апреля начались репрессии турецких вастей против армянского населения. Комитас был также арестован, его архив был разграблен и частично уничтожен, от всего пережитого его психическое состояние здоровья ухудшилось, и более он так и не излечился...
Впоследствии учениками и коллегами Комитаса были предприняты попытки собрать сохранившееся наследие мастера. В 1933 году ученик Комитаса Вардан Саргсян составил из оставшихся фрагментов свою редакцию Литургии и издал её в Париже. В 1997 году музыковед Роберт Атаян выпустил новое, критическое издание Литургии, с альтернативными фрагментами и вариантами.
Неизвестно, какой вид имело это бы хоровое полотно, если бы композитор закончил его и оно бы заблистало во всей своей красе. Но и во тех вариантах, которые имеются, это величественное творение производит неизгладимое впечатление.

Обработки армянских народных песен.

Биография композитора:

Отцом Согомона был Геворк Согомонян — сапожник, который любил музыку, сочинявший песни и обладавший красивым голосом. Музыкальными способностями отличалась также мать композитора — Тагуи, которая была ковровщицей.

Детство Согомона было безрадостным и полным лишений. Он потерял мать, когда ему ещё не было и года. Из-за занятости отца заботу о ребёнке взяла на себя бабушка. В 7 лет Согомон поступил в местную начальную школу, после окончания которой отец его отправил в Бурсу — продолжать обучение. Последнее ему не удалось, и 4 месяца спустя он вернулся домой окончательно осиротевшим: скончался отец, а Согомону было лишь 11 лет.
Согомона часто видели спящим на холодных камнях прачечной. Он превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли «маленьким бродячим певцом».
Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и тому событию, которое навсегда изменило его жизнь. В 1881 году священник Кутины Г. Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин — принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту — на учёбу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю по-армянски, если хотите — спою». И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время в совершенстве овладевает армянским языком.
В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.
Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы — Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещает императорский университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учёбы он имел возможность общаться с европейской музыкой — ещё более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного музыкального общества он провел лекции, посвящённые армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.
В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и сразу разворачивает свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии, создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. Серьёзно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжает работу над оперой «Ануш», которую начал ещё в 1904 году.
В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь. Он думал, что там он найдет такую среду, которая поймет, защитит и поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удается осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.
В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижёр. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарен большой силой воздействия на своих слушателей.
Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!» В Константинополе Комитас не нашёл бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишён и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр — «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора.
Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного музыкального общества он читает два доклада: «Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть дополнительный доклад на тему: «О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки».
В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжёлых думах — сломленный и печальный.
В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки нашёл свое последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.
22 октября 1935 года Комитас скончался.


Автор: Хлопов Михаил Владимирович
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
видео Музыка великого армянского композитора Комитаса в исполнении ансамбля Armenian Voices. Хлопов Михаил Владимирович 20 Мар 2015
видео Эпизоды 500 лет истории болгарской музыки в исполнении знаменитого ансамбля "The Bulgarian Voices Angelite". Видеозаписи HD. Хлопов Михаил Владимирович 20 Мар 2015
видео Французская музыка эпохи барокко в исполнении эстонского ансамбля "Hortus Musicus". Хлопов Михаил Владимирович 21 Мар 2015
разное "Пирог для мамы" в исполнении эстрадной группы ансамбля "Соловушка" . Гришина Ирина Владимировна 1 Апр 2015
разное "Родная песенка" в исполнении вокального дуэта из ансамбля "Соловушка" Гришина Ирина Владимировна 1 Апр 2015
документ Интегрированное занятие в старшей группе, посвященное 175 - летию со дня рождения великого русского композитора П.И. Чайковского Ермолаева Екатерина Васильевна 4 Мая 2015
аудио Русская народная песня "Блины" в исполнении фольклорного ансамбля Кузнецова Альбина Рустямовна 31 Мар 2015
разное Русская народная песня "Ой, вставала я ранешенько" в исполнении дуэта из ансамбля "Соловушка". Гришина Ирина Владимировна 1 Апр 2015
разное Русский народный танец "Что ж, ты, Роза" в исполнении ансамбля "Задоринки". Руководитель Андреева Ольга Владимировна. Андреева Ольга Владимировна 1 Апр 2015
документ Тема урока: «Играем в композитора» Бахтинина Марина Павловна 20 Мар 2015
документ урок музыки в 5 классе "Мир композитора" Прохорова Татьяна Григорьевна 20 Мар 2015
документ Жизнь и творчество композитора В. Я. Шаинского Мамеева Любовь Николаевна 30 Мар 2015
документ Тема урока: «Играем в композитора» Дубровина Любовь Анатольевна 30 Мар 2015
видео ГРАН-ПРИ на V открытом эстрадном конкурсе "Восходящая звезда" Фрагмент песни "Птицы белые" в исполнении старшей группы вокального ансамбля "Праздник" на ГАЛА-концерте. Смирнова Елена Владимировна 1 Апр 2015
документ В.А.Моцарт - жизнь и творчество великого композитора Жесткова Ольга Борисовна 20 Мар 2015
документ Роль ансамбля в развитии творческих способностей детей. Капляр Анна Львовна 20 Мар 2015
документ "Основные аспекты работы в классе ансамбля". Павлова Татьяна Николаевна 1 Сен 2015
документ Урок в 1 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Детство композитора»Ehjr Годына Ирина Геннадьевна 31 Мар 2015
разное Организация работы детского ансамбля Долгополова Елена Сергеевна 20 Мар 2015
документ Угадай композитора Сибгатуллина Зульфия Наилевна 20 Мар 2015
документ К 175-летию со дня рождения великого композитора П. И. Чайковского Черникова Марина Николаевна 23 Сен 2015
документ Реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях вокального ансамбля младших школьников в ДШИ Гандина Татьяна Николаевна 20 Мар 2015
документ «Работа гитариста-концертмейстера в классе ансамбля на разных этапах обучения» Канаматов Руслан Мухадинович 20 Мар 2015
документ Методические рекомендации по технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля гитаристов Емушинцева Марина Валентиновна 20 Мар 2015
документ В репертуар вокального ансамбля (возраст13-15 лет) "Странники" Ярославцева Татьяна Петровна 20 Мар 2015
документ "Роль школьного вокально-инструментального ансамбля в формировании художественно-творческих способностей учащихся". Стародубцева Людмила Николаевна 20 Мар 2015
документ открытый урок на тему "«Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы» Резакова Ольга Александровна 31 Мар 2015
документ Технология группового взаимодействия на уроке ансамбля клавишных синтезаторов, на примере репетиции пьесы И.Бублик "Каникулы в Рио" Бублик Инесса Николаевна 17 Апр 2015
документ Методическая разработка"В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ"подготовила преподаватель по классу фортепиано Е.С. Горбач Горбач Елена Серафимовна 5 Апр 2015
разное авторская песня "Школьная тропинка" музыка Корнеевой С.В. в исполнении старшей вокальной группы "Нежный возраст" руководитель Корнеева С.В. Корнеева Светлана Владимировна 20 Мар 2015
разное Песня "Последний первый звонок" музыка Корнеевой С.В. слова Баевой И.В. в исполнении дуэта Н.Панычевой, М.Брындиной, под руководством Корнеевой С.В. Корнеева Светлана Владимировна 20 Мар 2015
разное Песня "Посвящение маме" музыка Корнеевой С.В. в исполнении старшей вокальной группы "Нежный возраст" под руководством Корнеевой С.В. Корнеева Светлана Владимировна 4 Апр 2015
документ Особенности вокального ансамбля Валиуллина Эльвира Ильшатовна 20 Мар 2015
разное использование авторских аранжировок для занятий эстрадного ансамбля забокрицкий максим михайлович 20 Мар 2015
разное использование авторских аранжировок для занятий эстрадного ансамбля забокрицкий максим михайлович 4 Апр 2015
документ Песни великого подвига Павлова Ольга Сергеевна 30 Мар 2015
видео Фильм-концерт "Музыка православного шотландского композитора Джона Тавенера". Хлопов Михаил Владимирович 20 Мар 2015
презентация презентация "Мир композитора" Косенко Тамара Васильевна 20 Мар 2015
презентация Презентация на тему "Мир композитора" Косенко Тамара Васильевна 20 Мар 2015
презентация презентация о творчестве выдающегося русского композитора П.И.Чайковского Булыгина Марина Афанасьевна 4 Апр 2015