Главная / Старшие классы / Литература

Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик" Сообщение учащегося о церкви Покрова на Нерли

Скачать
2.13 МБ, 1290219.ppt Автор: Кудрявцева Светлана Вячеславовна, 20 Ноя 2015

Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;

2) выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;

3) дать понятие о традициях русской классической литературы в

творчестве писателей20в;

4) развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений;

5) закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть

авторскую позицию;

6) вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина, его героям, выявить

своеобразие рассказов писателя.

Образовательные задачи урока: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение.

Развивающие задачи урока: развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.

Воспитательные задачи урока: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.

Оборудование:

  • Тексты рассказов В.М.Шукшина
  • Портрет писателя
  • Выставка книг В.М.Шукшина
  • Оформленная доска
  • Видеозапись к/ф «Калина красная»
  • Музыкальные фрагменты ( запись колокольного звона)
  • Информационные технологии.
  • Литература:

    1. Аннинский Л. Комментарии// Шукшин В. Собр. соч. в 3 т. М., 1985.

    2. Антухина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986.

    3. Горн В.Ф. Василий Шукшин. М., 1993.

    4. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М., 1977.

    5. Каплина В., Брюхов В. С высоты шукшинского полета. Барнаул, 1998.

    6. М. Г. Дорофеева, Л. И. Коновалова, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо

    «Изучение творчества В. М. Шукшина в школе»

    7. Литература в школе 5’99

    Эпиграф к уроку:

    « Нам бы про душу не забыть...»

    В.М.Шукшин

    Ход урока:

    1. Орг момент. Сообщение темы и целей урока

    Здравствуйте, ребята, садитесь пожалуйста.

    2. Вступительное слово учителя.

    Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссёр.

    Запишем тему урока. Сегодня у нас урок-праздник и, я надеюсь, урок-открытие. Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе, . Открытие, потому что через поэтику рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик» мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

    Не только литературу 60–70-х годов, но и современную прозу невозможно себе представить без Шукшина. За его нестандартным подходом к человеку, за его пониманием истоков своеобразных характеров видится неповторимость, яркость, глубина личности художника.

    Василий Макарович Шукшин однажды сказал: "Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовёт к совершенству, всегда правдиво и современно».

    Сегодня нам предстоит

    1) познакомиться. с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;

    2) выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;

    3) отметить традиции русской классической литературы в творчестве Шукшина

    У вас на столах лежат тесты по теме, на вопросы в них вы можете отвечать по ходу урока, а проверим мы эту работу в конце. Будьте очень внимательны.

    Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы в чем- нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”,

    - говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

  • Слово о личности и творчестве В.М Шукшина
  • Общепринято считать, что все мы родом из детства. Вот только одни потом , будучи взрослыми, становятся гордостью нации, а другим уготована более скромная судьба.

    Василий Макарович Шукшин – явление уникальное: актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель..

    Рассмотрите фотографии Шукшина. Попробуйте ответить на вопросы, которые сейчас перед вами.

    -Как вам кажется, откуда родом этот человек?

    -Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?

    -Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

    Действительно, лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жёсткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.

    Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость

    Худощавый и низкорослый,

    Средь мальчишек всегда герой,

    Часто, часто с разбитым носом

    Приходил я к себе домой

    И навстречу испуганной маме

    Я цедил сквозь кровавый рот:

    « Ничего! Я споткнулся о камень,

    Это к завтрому всё заживёт»

    Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к Василию Макаровичу Шукшину.

    Но рядом с мальчишеством было другое: тяжкий труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.

    Сейчас мы познакомимся с В.М.Шукшиным поближе, послушав рассказ о его непростой судьбе, попробуйте ответить на следующие вопросы, они перед вами:

    - Как пригодится Шукшину его ранний профессиональный опыт?

    - Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии- актёр и писатель?

    Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе

    Сростки. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику

    пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать,

    тогда сверстники звали его «Гоголь». Когда же он учился в

    автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью в

    общежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы

    матросы звали его поэтом. К концу войны он пишет небольшие

    юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые,

    правда в печать не принимали. Позже он подает документы в Институт

    кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера

    Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость

    ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления

    Шукшина- писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных,

    ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть

    которых занимает выразительный, живой диалог героев.

    Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех

    современных наших авторов. Книги его, по собственным словам

    писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает

    и исследует в своих героях присущие русскому народу качества:

    честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается

    в его особой манере мышления и восприятия мира.

    Основной жанр, в котором работал Шукшин, - короткий рассказ,

    представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку,

    построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из

    жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный

    и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о

    русском мужике, о России, русском национальном характере

    - Как пригодится Шукшину его ранний профессиональный опыт?

    - Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии- актёр и писатель?

    А сейчас позвольте поставить наш главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ:

    - Каков он- русский национальный характер- в понимании В.М.Шукшина?

  • Беседа по рассказу «Мастер».
  • Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по-

    настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.

    Рассмотрим рассказ «Мастер».

    - Как начинается повествование?

    Повествование начинается "Жил был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь- забулдыга непревзойдённый столяр. Это жил был настраивает читателя на историю жизни Сёмки, Рысь его прозвище, которое сразу даёт воображаемую картину -портрет героя".

    Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя

    определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга»

    -Почему в деревне героя называют уменьшительным именем Сёмка?.

    Все полученные за счет своего мастерства «левые» деньги Семка

    пропивает, и, возможно, в этом причина того, что «непревзойденного

    столяра» в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая

    мастеру должного уважения. Семка непонятен людям: ведь он не

    пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть

    прочного положения в жизни.

    «- У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как

    сыр в масле катался, кабы не пил-то.

    - А я не хочу как сыр в масле. Склизко.»

    - В чем же причина семкиного пьянства?

    Сам он объясняет это тем, что,

    выпив, он лучше думает про людей: «Я вот нарежусь, так? И неделю

    хожу – вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить

    вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня.

    А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас…Тьфу!»

    Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.

    Но вот внимание его привлекает давно заброшенная талицкая церковка.

    Шукшин употребляет здесь слова «стал приглядываться». Не вдруг, не

    сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к нежному,

    просветленному чувству,

    -Какой же случай помог «увидеть», прозреть эту истинную красоту, ведь талицкую церковь он знал с детства?

    «Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у

    косогора, вздрогнешь - внезапно увидишь церковь, белую, изящную,

    легкую среди тяжкой зелени тополей.»

    Случай произошёл, когда Сёмку пригласил в город писатель отделывать свой кабинет. живя у писателя, он пристрастился рассматривать старинные книги, рисунки, гравюры и в то же лето стал приглядываться к церкви. завораживает талицкая церковь душу героя той

    подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно

    время

    -Почему, зная церковь с детства ,он стал к ней приглядываться только после того, как побывал у писателя?

    Сёмка приобщился к национальной истории и культуре через рисунки и книги, происходит его возрождение, как истинного мастера.

    .

    Приглядимся и мы к фотографии знаменитой церкви Покрова на

    Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая

    похожа на нее.

    Сообщение учащегося о церкви Покрова на Нерли

    Это удивительное здание: легкое, женственное,

    изящное, какое-то просветленное, овеянное лирической задумчивостью…

    Очарование его – в благородной простоте и безупречности пропорций, в

    мягкости линий и целомудренной сдержанности формы: ничего лишнего,

    броского, никаких дополнительных украшений. Отраженное в воде,

    окруженное зеленью, оно ясно вырисовывается на фоне неба, то

    сливаясь с ним, то облаком спускаясь на землю.

    -Что же поразило Сёмку в талицкой церкви? Обращение к выставке рисунков.

    Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила

    Семку Рыся в талицкой церкви

    Давайте найдём описание этой церкви в тексте

    «Каменная, небольшая, она открывалась

    взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По

    каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение,

    как принято, а поставили внизу, под откосом».

    -Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность именно этой церкви?

    Шукшин сравнивает её с другой в Чебровке.

    -Найдите этот эпизод в тексте, давайте его прокомментируем.

    В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с

    высокой колокольней. Казалось бы, - две церкви, одна большая, на

    возвышении, другая спряталась где-то под косогором, - какая должна

    выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она

    всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно…

    Чебровскую видно за пять километров – на то и рассчитывали

    строители. Талицкую как- будто нарочно спрятали от праздного взора,

    и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.»

    -Как такое сравнение подчёркивает самобытность Талицкой церкви?

    Именно в сравнении с большей по размеру церкви в Чебровке церковь в Талице

    кажется Семке особенно человечной, задушевной.

    - О чем же думал Семка, глядя на церковь?

    Чтение отрывка наизусь

    «Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая

    красавица – столько лет стоит! – молчит. Кому на радость? Давно уже

    истлели в земле строители ее, давно распалась в прах та умная

    голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и

    радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот

    неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку?

    Бога ли он величил или себя хотел показать? Но кто хочет себя

    показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим

    дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого

    заботило что-то другое, красота, что ли? Как песню спел человек, и

    спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила

    душа.»

    Здесь звучит удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а

    есть та, которая "изнутри", чистая, светлая, которая и рождает

    истинную красоту человеческой души. Образ церкви настолько

    светел, чист и красив, что просто невозможно не проникнуться

    глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную

    красоту.

    Найдите и прокомментируйте метафорический ряд в описании церкви.

    «девка невиданной красоты», «белая каменная сказка», «как песня»,

    «стоит в зелени белая красавица», « красавица необыкновенная». Запишем его.

    В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям,

    за удивительную доброту - источник красоты.

    Автор любит эту церковь, называя ее "белая красавица",

    "каменная сказка". И здесь она "живая": радует глаз своей

    красотой, ясностью.

    А теперь поделитесь своими мыслями о талицкой церкви. Напишите синквейн на эту тему.

    Написание синквейна.

    Особое значение в рассказе «Мастер» приобретает тема красоты. Она неоднократно звучит и в других произведениях В.М.Шукшина. «У русских национальная черта- пристрастие к красоте». В «Повести временных лет» Нестор пишет, что и христианство на Руси приняли за красоту.

    -Какова роль автора в рассказе?

    Сам Шукшин, размышляя об истинной красоте, сливает голос автора и героя, использует внутренний монолог и несобственно прямую речь, что превращает размышления в авторскую исповедь

    Сам Шукшин очень любит ее и ее создателя; громадная

    благодарность звучит в строках: "О чем же думал тот неведомый

    мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога

    ли он величал или себя хотел показать? Не

    знаешь, что и сказать тебе - туда, в твою черную жуткую тьму

    небытия - не услышишь".

    -Какие средства художественной выразительности помогают автору передать свои чувства?

    Об этом размышлала Наташа, давайте послушаем, к каким же выводам она пришла.

    Сообщение заранее подготовленного ученика

    Маленькая церковка в рассказе не выглядит величественно, не украшена, однако внушает доверие и любовь своей "кротостью", "добротой" и "милосердием". Она как будто улыбается путнику,

    увидевшему ее, и на душе у человека становится легко и светло.

    Шукшин использует при изображении церкви "живые", олицетворяющие образы, которые и позволяют судить об отношении автора к вопросу веры.

    И снова появляется образ-олицетворение:

    "много раз видела она, как восходит и заходит солнце" -

    церковь видит, слышит, чувствует - живет.

    Маленькая церковь - приют для успокоения души, для покаяния и

    веры; после встречи с ней хочется жить!

    Мне кажется, что Шукшин был человеком верующим, потому что в его рассказах вера помогает людям жить, преодолевать трудности, радоваться, любить друг друга и жить одним миром. А отсутствие веры словно обособляет человека от других людей, ведет во мрак одиночества и тоски. Церковь и вера нужны человеку. Когда же человека пытаются лишить их, у него появляется злость и боль в душе, чувство

    неудовлетворенности жизнью и страх перед пустотой и мраком.

    -С кем из русских писателей сходен Шукшин в осмыслении истинной красоты?

    Шукшин продолжает в этом рассказе пушкинское толкование красоты истинной, тихой, без оглядки на себя, не выпячивающейся на большую дорогу, открывающуюся только тем, кто к ней идёт

    Просмотр фрагмента из к/ф «Калина красная».

    Я предлагаю вам посмотреть кадры из к/ф «Калина красная», где главную роль играет Шукшин, и чувства, передаваемые им, очень близки чувствам Сёмки, подумайте, что испытывает главный герой фильма.

    -Ребята, а как вы понимаете фразу «праздник души»?

    Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника –

    раскрепощения и всплеска души, - необходимость которого так остро

    осознавалась Шукшиным.

    Итак, «праздник души»- это момент взлёта, радости, освобождения. Когда хочется раздвинуть границы, освободиться, проникнуть во что-то неведомое и прекрасное.

    -Как Шукшин описывает церковь изнутри?

    Очень интересно описание церкви внутри: "...между стенами и

    полом не прямой угол, а строгое, правильное закругление

    желобом внутрь. ...камни прикладка, хорошо отесанные и

    пригнанные друг к другу, внизу - темные, потом - выше -

    светлеют и вовсе сливаются с белой стеной. В самом верху купол

    выложен из какого-то особенного камня, и он еще, наверное,

    шлифован - так светло, празднично там, под куполом. А всего-то

    - четыре узких оконца".

    Детально, подробно описывает работу давнего зодчего Шукшин И

    все же в описаниях звучат не только "технические подробности":

    зачем камень шлифовал, на какой высоте пристенок клал и пр.

    Есть в этом описании и другое, не менее важное - то

    впечатление одухотворенной красоты, которое производит

    церковка. Неведомый автор сделал все, что бы в маленьком

    пространстве создать ощущение свободы, ведь "ничто так не

    угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат".

    -Что же раздвигает эту клетку в тексте?

    Обнаруженный Семкой прикладок разрушает

    жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространство церкви,

    выводит его «за рамки» обычной конструкции

    . Так же и герои Шукшина

    всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки

    прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь, воспарить ввысь.

    Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения

    Чистый звук души, как колокол., ведь именно колокол- голос народа, говорили на Руси.

    Прослушиваем колокольный звон, смотрим иллюстрации звонницы на фоне неба.

    -Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон?

  • Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?
  • Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся

    неосуществленным.

    На минуту он как бы слился душой с неизвестным зодчим

  • Чем же вызвано желание Семки отреставрировать церковь?
  • Сёмка очень захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, как еще

    красивее и необычнее станет преображенная его руками церковь с

    отшлифованной восточной стеной.

    Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке:

    «обеспокоенный красотой и тайной»

    - Что же предпринимает Сёмка?.

    Семка обращается за помощью – сперва к церкви, затем в облисполком,

    но всюду получает отказ.

  • Почему никто не согласился помочь Сёмке?
  • Служители культа не стали помогать, потому что нельзя

    открыть в Талице новый приход, а в исполкоме – потому что, как

    оказалось, здание не представляет «исторической ценности», являясь

    поздней копией храма Покрова на Нерли.

    -Что общего во взгляде на проблему у церковников и у властей?

    Получается, что и митрополит, и просвещенный чиновник сходятся в

    одном: они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точки зрения,

    взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не

    волнует духовность и красота.

    Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он.

    Но разве Семка обманулся? Он иначе смотрит на церковь, поэтому и

    продолжает упорствовать: «Надо же! Ну, допустим – копия. Ну, и что?

    Красоты- то от этого не убавилось»

    -К кому ещё пытается обратиться за поддержкой Сёмка?

    Семка пытается обратиться еще и к писателю, которому когда-то

    отделывал кабинет под избу XVI века, но тот оказался скрытым где-то

    за кулисами домашнего скандала.

  • Как вы думаете, для чего понадобился Шукшину эпизод с писателем?
  • Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям

    – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них

    поддержки. Ведь все они – своего рода пастыри народа. И эти пастыри

    оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности,

    доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм – это душа

    народа, опора его нравственности.

    Почему рассказ называется «Мастер»?

    Весьма важно, что в рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не незван архитектором, он строитель, мастер, зодчий.

    Работа со словарями по уточнению значения слов.

    Этот нюанс помогает понять и самого Сёмку, который наверняка работает «по вдохновению», как дано от Бога

    И пусть к судьбе церкви остаются равнодушны и "попы", и "родная Советская власть". Их довод продиктован здравым смыслом: исторической и архитектурной ценности церковь не представляет. Вот и получается, что никому церковка не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в

    вере, красоте и радостном спокойствии души, которые давала церковь. И эту потребность дают не священнический сан, не образование, не полномочия власти. Она просто есть в душе или ее нет.

    -Кто этот мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего?

    Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и

    безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и

    эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во-вторых,

    подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного

    начала в человеке.

    -Ребята, как вы думаете, почему Сёмка перестал смотреть на Талицкую церковь?

    "С тех пот он про Талицкую

    церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось

    ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к

    церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал".

    Боль от бессилия, разочарования, от невозможности спасти ее

    оказалась очень сильной, она останется в душе Семки на всю

    жизнь. Черствость, равнодушие. Безверие и бездуховность несут

    в человеческую жизнь опустошение и страдание.

  • Как говорит об этом автор? Чтение отрывка.
  • Шукшин говорит об

    этом так: «Обидно было и досадно. Как если бы случилось так: по

    деревни вели невиданной красоты девку… Все на нее показывали

    пальцами и кричали несуразное. А он, Семка, вступился за нее, и

    обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут

    некие мудрые люди отвели его в сторону и разобъяснили, что девка та

    – такая-то растакая, что жалеть ее нельзя, что… И Семка сник

    головой. Все вроде понял, а в глаза поруганной красавице взглянуть

    нет сил – совестно. И Семка, все эти последние дни сильно

    разгребавший против течения, махнул рукой…»

    -Против какого течения «загребал» Сёмка?

    И течение обыденной жизни, против которого устал загребать

    Семка, неизбежно выносит его… «к ларьку»: «он взял на поповские

    деньги «полкилограмма» водки, тут же осаденил…»

    Семка опять пьет, чтобы уйти от злобы: злобы на людей и самого себя,

    бессильного и даже совестящегося отстоять «поруганную красавицу».

    Но уже по тому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как

    обходит он стороной талицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно

    понять, что чувство красоты по-прежнему живет в нем, только теперь

    он пытается спрятать его от людей.

    -Понятно ли вам, какая судьба ожидает героя?

    -С героем какого писателя перекликается судьба Сёмки?

    Сёмка очень похож на Левшу из одноимённого сказа Н.С Лескова.

    -Что общего в их судьбах?

    Они талантливые умельцы из народа, которых течение жизни неизбежно влечёт к гибельной бутылке.

    Вы абсолютно правы. Перекликаются не только судьбы, характеры героев, но и сами стилистические особенности шукшинского рассказа, больше похожего на сказ, заставляют вспомнить манеру повествования Н.С.Лескова.

    -Умерло ли в нём чувство красоты, как вы считаете?

    В рассказе "Мастер" Шукшин произносит удивительную

    фразу, в которой выражена мысль о том, что не в каждом

    человеке есть душа, что это своего рода избранничество:

    "Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй..."

    Мастер не может ничего сделать, и чувствует обиду, досаду,

    вину и боль за эту "красавицу"

    -Какими нравственными качествами привлекает нас главный герой рассказа?

    Шукшин приоткрыл нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе- умение ценить подлинную красоту. Тем и привлекает читателя.

    -А чем вас обогатил духовно этот рассказ?

    Это подтверждают синквейны, написанные вами

    1) Церковка. 2)Церковь. 5)Церковь.

    Лёгкая, воздушная. Талицкая, маленькая. Особенная, непостижимая.

    Манит, чарует, завораживает. Выигрывала, пряталась, но являлась. Волнует, одухотворяет, радует.

    Как ты хороша вдали! Открылась глазам внезапно! Тишина и покой кругом!

    Великолепие! Красота-то какая! Чудо чудесное!

    3) Церквушка. 4)Церковка. 6)Церковка.

    Далёкая, лёгкая. Каменная, небольшая. Белая, лёгкая.

    Чарует, влечёт, радует. Стоит, молчит, надеется. Молчит, волнует, радует.

    Так хорошо душе! Ждёт от людей добра! Красоты просит Душа!

    Тишина! Красавица необыкновенная! Как хорошо вокруг!

    Л.Н.Толстой однажды заметил,что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти. Соотнесите это высказывание с судьбой Сёмки

    Талицкая церковь, её гибнущая красота, её тайна, потрясли душу Сёмки, ведь он мастер, непревзойдённый столяр. Идея возрождения красоты помогла ему обрести смысл в жизни, который ему не дали реализовать, «убили» в нём жизненный стержень и теперь в душе у него рана, которая кровоточит и болит, он не может больше смотреть на церковь, от боли и бессилия, Семка «отворачивается, молчит и курит»

    Он отчётливо понимает, что каждый человек должен помнить о прошлом, его мысли перекликаются со словами православного философа И.Ильина:«...каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил».

    Однако этото сам по себе глубоко драматичный расскааз до конца открывается читателю только в сопоставлении с другим рассказом «Крепкий мужик», с которым он образует своего рода диптих.

    - Что сближает этот рассказ с рассказом «Мастер» ?

    -Найдите в рассказе «Мастер»слова, в которых как бы намечен сюжет рассказа «Крепкий мужик»?

    Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй... Не умеешь -

    воюй, командуй или что-нибудь такое делай - можно разрушить вот эту

    сказку: подложить пару килограммов динамита - дроболызнет, и все дела.

    Каждому свое.

    4) Беседа по рассказу «Крепкий мужик».

    В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя,

    оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.

    - Что мы узнали о нём? Кто такой Николай Шурыгин?

    Шурыгин, бригадир колхоза "Гигант", получив в эксплуатацию

    новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а

    кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на

    свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он готовит

    тракторы для сноса церкви.

    -Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?

    1)Он испытывал удовольствие, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением:

    Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом,-

    крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом

    стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал

    себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал

    материться и не смотрел на людей - вроде и не слышал их и не видел.

    2)Он мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу

    "Вырастут,

    будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин

    с нее крест своротил. А тут - вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут

    своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и...-

    3)Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик- то крепкий

    Подобных примеров достаточно в нашей истории. Вспомнить хотя бы разрушение храма Христа Спасителя в Москве. Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России, и разрушен в советское время, и разрушение это оказалось заснятым на киноплёнку- день за днём, шаг за шагом. Гордились что-ли? Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши. Он пишет о том, как трудно погибал храм:
    « Рабочие батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня.

    То же сопротивление оказывает старинная- на века – кладка и в рассказе Шукшина.

    - Найдите этот эпизод в тексте.

    Шурыгин говорит председателю:

    Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причем они так: по три,

    по четыре кирпича - кусками. Не знаю, как их потом долбать...

    Попробовал ломиком - крепкая, зараза. Действительно, литье!

    Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви,

    которая не может оставить читателя равнодушным.

    Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви

    Отрывок с курсивом на экране Читает ученик

    Хрустнулоодно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной.

    Странно, что все это было хорошо слышно - ревели же три трактора,

    напрягая свои железные силы. Дрогнул верх церкви... Стена,

    противоположная той, на какую сваливали, вдруг разодралась по всей

    ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла

    раскрываться.Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул

    вниз...Церковь лежала бесформенной грудой, прахом.

    -Какие ассоциации возникают у вас при чтении отрывка?

    1)Сразу кажется, что речь идёт о рваной ране на живом теле

    Образы, созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как

    простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей,

    жизнью и смертью. "Смерть" церкви вызывает глубокое

    сострадание.

    2)Церковь умирала быстро, но мучительно. Мы словно слышим ее

    стон, жалостный и молящий - он просит о помощи!

    Не выдержала - "верх церкви с маковкой поклонился, поклонился

    и ухнул вниз". Умерла...Она лежала "бесформенной грудой,

    прахом".

    -Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей? Шукшин, используя прием олицетворения,

    "оживляет", "одушевляет" старое здание и передает ощущение

    невыразимой боли, жалости к церкви при помощи образов,

    напоминающих, если вдуматься, гибель живого существа.

    -Как же относится к происходящему народ?

    Видя как гибнет Талицкая церковь толпа застывает словно в оцепенении. Люди жалеют церковь и ахают, пытаясь образумить Шурыгина, никто кроме учителя не пытается бороться.

    Однако люди не забудут о ней, как не забудут и о ее "убийце" -

    Николае Шурыгине, который ради самоутверждения "свалил"

    церковь.

    -Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него?

    После содеянного, стена отчуждения отгораживает Шукшина от людей, в глубине души ощущающих, что в тот момент рухнуло не старое здание, давно поруганное, превращённое из храма в склад, а рухнуло что-то важное, частица их души и бытия.

    -Как к этому отнёсся Шурыгин?

    1)Шурыгин упирает на то, что "стояла - никому дела не было, а

    теперь хай подняли". Однако людям было хорошо от мысли, что

    есть церковь, а без нее - пустота - материальная и душевная.

    2)« Хоть бы молиться ходили! А то стояла- никто не замечал...»- возмущался Шурыгин, столкнувшись с неожиданной для него враждебностью односельчан, Но это все равно, как если бы отрубили человеку палец: пока он у него есть, человек вроде бы и не замечал его, не носился сним, не говорил : «Ах, как я люблю свой палец!», но попробуй, лиши его этого... А здесь речь о частице души.

    -Чем была для людей церковь?

    Для людей церковь была- символом Веры, нравственная опора, душа народа.

    церковь играла слишком большую роль в жизни людей.

    Церковь в рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что

    питают человеческую душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее -

    вроде уж дома. Она сил прибавляла...". Она - хранительница

    прошлого, традиций, через нее проходили все этапы челов
    Автор: Кудрявцева Светлана Вячеславовна

    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    презентация Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик" Сообщение учащегося о церкви Покрова на Нерли Кудрявцева Светлана Вячеславовна 20 Ноя 2015
    документ Система уроков по предмету "Истоки" в 5 классе на тему "Храм Покрова на Нерли" Введенская Елена Анатольевна 10 Апр 2015
    презентация "Церковь Покрова на Нерли" Ленинг Ольга Анатольевна 26 Фев 2016
    презентация подготовка к сочинению "Храм Покрова на Нерли" Петрова Лариса Ивановна 26 Июн 2015
    разное Комплексный анализ текста Е.И.Осетрова "Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли..." Крюкова Наталья Сергеевна 14 Авг 2015
    документ Занятие по спецкурсу "Истоки". Тема "Храм Покрова на Нерли" Петренко Вера Петровна 1 Апр 2015
    презентация, документ Изложение. Описание архитектурного памятника. Церковь Покрова на Нерли" Хухорева Галина Сергеевна 1 Апр 2015
    разное Урок-зачёт по теме "Имя числительное" в форме заочной экскурсии на родину В.М.Шукшина. Цветенберг Светлана Семёновна 25 Фев 2016
    документ Как художественное описание помогает раскрыть русский национальный характер (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") Абакумова Ирина Александровна 20 Мар 2015
    документ Материал для подготовки к уроку по картине Церковь Покрова на Нерли Леонтьева Елена Геннадьевна 1 Апр 2015
    документ Сообщение на семинаре "Методика обучения творческим рассказам" Тюлина Любовь Михайловна 4 Июл 2015
    разное Статья "Сельский приход русской православной церкви в конце 19 - начале 20 в. (на примере Косьмо-демьяновской церкви села Больше-никольское Оренбургской епархии)" Нефёдов Николай Александрович 28 Фев 2016
    разное Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс Покрова Людмила Алексеевна 31 Мар 2015
    документ Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа. Рыбникова Галина Никоноровна 16 Фев 2016
    презентация, документ конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)» Мамаева Ольга Рафаиловна 30 Апр 2015
    документ «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Креп Ковляр Евгения Анатольевна 31 Мар 2015
    документ "Человеком надо быть всегда "Человеком надо быть всегда" ( Урок проводится по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!") "Человеком надо быть всегда" (по рассказам Е.В. Стрельченко Алла Николаевна 11 Июн 2015
    документ Занятие: "Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой " Толкач Оксана Николаевна 21 Дек 2015
    документ "За человека он мог кинуться в огонь и в воду" К юбилею В.М.Шукшина Козлова Людмила Михайловна 23 Сен 2015
    документ Урок внеклассного чтения в 6 классе "Урок Любви и Мудрости (по рассказам-"крохоткам" А. И. Солженицына)". Алыпова Светлана Анатольевна 20 Мар 2015
    презентация Нравственные проблемы в рассказе В.М.Шукшина "ДядяЕрмолай" Зороастрова Галина Дмитриевна 20 Мар 2015
    документ Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок" Мойсеева Елена Иннокентьевна 20 Мар 2015
    презентация Церковь Покрова Богородицы на Нерли Громова Елена Вячеславовна 15 Янв 2016
    документ Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа". Куадже Ася Шумафовна 4 Апр 2015
    разное Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова". Кузнецова Ирина Анатольевна 20 Мар 2015
    документ Интегрированное занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?" по рассказам В.Осеевой Русанова Надежда Николаевна 8 Апр 2015
    документ Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Урок литературы в 7-м классе. Тема: Герои  «Повести о том, как один мужик двух генералов проко Нелюбина Лариса Петровна 20 Мар 2015
    презентация, документ Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Симоненко Наталья Николаевна 23 Сен 2015
    документ Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев" Скидело Ольга Сергеевна 12 Авг 2015
    разное Конспект урока + презентация по русской литературе "Тема детских страданий в творчестве Ф.М.Достоевского и в наши дни" Фишер Елена Борисовна 27 Мая 2015
    разное Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы" Иванова Наталья Геннадьевна 1 Апр 2015
    документ Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа" Снеткова Ирина Анатольевна 25 Янв 2016
    презентация, документ Методическая разработка урока по ИЗО "Национальный русский костюм" 1 класс Зеленкова Варвара Сергеевна 30 Мар 2015
    презентация, документ Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" (По рассказам П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик") Харина Лидия Владимировна 21 Мар 2015
    документ УРОК ПИСЬМА "Письмо-сообщение о картине И. И. Левитана "Владимирка" (6 класс) Рябова Светлана Николаевна 20 Мар 2015
    документ Сообщение на тему: "Организация работы в летний период по ОЗОЖ и ОБЖ."" Пронина Наталья Петровна 31 Мар 2015
    презентация, документ Открытый урок в 9 классе на тему "Национальный состав населения России. Классификация народов по признакам" Тетерева Ольга Ивановна 21 Мар 2015
    документ Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)" Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севасто Шевелёва Мария Михайловна 21 Мар 2015
    документ Конспект урока по литературе "Герои "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина" Петрова Ирина Анатольевна 20 Мар 2015
    документ Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова) Рябкова Людмила Александровна 5 Апр 2015