Главная / Дошкольное образование / Музыкальное воспитание

В КРУГУ СЕМЬИ МАЛЫШ И МУЗЫКА

Скачать
30.44 КБ, 1593361.docx Автор: Чуйко Александра Романовна, 27 Сен 2016

Говоря о музыкальном воспитании малышей, постараемся ответить на те вопросы родителей, которые они задают чаще всего. «Мой Вовочка очень музыкальный! Как только услышит какую-нибудь музыку, так сразу же на­чинает плясать. Когда надо учить его музыке?». Из дальнейшей беседы выясняется, что Вовочке уже 2 года 8 месяцев и он весело танцует, заслышав любую музыку. Это может быть и плясовая, и марш, и песня (даже романс, звучащий отнюдь не весело и не живо), и инструментальная пьеса яркого изобразительного характера (например, «Гроза» Или «Мишка идет»), и даже серьезная классическая соната. Вове все равно. Для него музыка - сигнал к пляске, а ее содержание, характер, ритм не имеют значения. Вовочка - весе­лый, здоровый малыш. Свою энергию, готовность к движению он выражает в пляске. Это, безусловно, хорошо, но недостаточно для музыкального развития ребенка и, конечно, не дает основания делать вывод о его музыкальных способностях. В чем же и когда проявляется музыкальность малышей?

Многолетняя практика работы с детьми раннего возраста показала: уже на первом году жизни малыши любят слушать детские песенки, в испол­нении которых затем (при повторении в течение трех-пяти дней) принимают посильное участие: подговаривают простые слова или слоги, звукоподражают («ав», «мяу», «ой!», «да!»), подпевают «ля-ля» поющему взрослому. А в возрасте 2 года 6 месяцев дети могут подпевать отдельные строчки песенки (те, которые удобны для них в речевом плане), достаточно верно передавая общее направление мелодии. Если мама не только поет, но и аккомпанирует себе на музыкальном инструменте, то малыш внимательно будет слушать и музыкальное вступление песни, и проигрыш. Маленькие дети с большим интересом слушают, а затем и узнают знакомые мелодии песен, которые взрослый исполняет на таких музыкальных инструментах, как фортепиано, скрипка, дудочка, металлофон и гармошка.

Даже на первом году жизни малыш, услышав колыбельную, которую мама напевает без текста (на «ля-ля»), без подсказывающих слов «баю-баю», узнает музыку и выражает это действием: обнимает себя (или куклу) двумя руками, слегка раскачивается из стороны в сторону - «убаюкивает себя». Но вот мама запела другую мелодию - плясовую. Малыш сразу начинает плясать: хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, слегка подняв их. Или «пляшет» кукла: ребенок, держа ее перед собой, постукивает ею по своим коленям или по полу, покачивает вправо-влево. Но вот опять без пауз, без остановок мама запела колыбельную - малыш тут же действует в характере музыки. Так он слушает музыку, понимает ее и радуется: мамочка рядом, играет с ним, поет. Мама тоже довольна: «Как хорошо мы поиграли с моей Танечкой!». Радость мамы передается ребенку и усиливает его желание повторить игру, в которой он проявил свое понимание музыки - колыбельной и плясовой.

Малыш растет. Все больше и больше он любит музыку, все лучше и лучше слушает ее. Уже можно поиграть так. Мама и малыш сидят рядом, лучше - напротив друг друга. На мелодию -песни «Во поле береза стояла» мама поет:

Тихо мы в ладошка ударяем,

Тихо мы в ладошки ударяем.

Люди, люли, ударяем,

Люди, люли, ударяем.

(Мама поет негромко и вместе с ребенком хлопает в ладоши.)

Громко мы в ладоши ударяем,

Громко мы в ладоши ударяем.

Люли, люли, ударяем,

Люли, люли, ударяем.

(Мама и малыш хлопают громче.)

Через два-три дня мама по-разному напевает только мелодию песни (без . подсказывающих слов «тихо», «громко») - первый куплет тихо, второй громко. Проходит день-два, и мама перестает хлопать - ребенок самостоятельно хлопает, ориентируясь на силу звучания мелодии. Такие игры и музыкальные упражнения акцентируют внимание детей на меняющихся оттенках звучания музыки.

Каждый день приобщайте ребенка к музыке, играя с ним, доставляя ему радость. Например, мама включает запись одного -двух куплетов марша или поет мелодию (на «ля-ля») бодро и четко. Вместе с ребенком шагает по кругу. С окончанием музыки они останавливаются. «Хорошо шагать под музыку? Еще?» - спрашивает мама. Как правило, дети отвечают: «Да». Маршируют еще раз. Затем без остановки, без паузы мама включает другую музыку - быструю, легкую, говорит: «Другая музыка! Так и хочется побе­гать!». Бегут. (Музыка для бега должна звучать короче, чем марш.) И опять один куплет марша и ходьба. Первые два-три занятия мама вместе с ребенком чередуют марш и бег. А затем мама предлагает «поучить» мишку, зайку или куклу (игрушки должны быть небольшими). Теперь малыш (с игрушкой) самостоятельно марширует и бегает, ориентируясь на скорость звучания (темп) и характер музыки.

Учите малыша плясать: хлопать, топать, переступать с ноги на ногу; подняв руки, поворачивать кисти рук; делать полуприсяды - «пружинку». К трем годам включайте в пляску более сложные совмещенные движения. Учите ребенка одновременно притопывать ногой и хлопать в ладоши, кружиться и, подняв одну или обе руки, делать вращательные движения кистями («ручки пляшут»), делать два-три шажка вперед-назад и движение «ручки пляшут». Веселая музыка, радостные лица взрослых еще больше побуждают малыша к пляске. Если при этом звучит яркая плясовая (лучше народная), рядом пляшет мама (бабушка, папа), взрослый пляшет ритмично, не забывает менять плясовые движения с началом следующего куплета, не злоупотребляет продолжительностью пляски, включает посильные длямаленького ребенка движения, умело поощряет самостоятельную пляску малыша, тогда пляска «в радость и на пользу».

Больше внимания необходимо уделять слушанию музыки - основе музыкального воспитания. Если ребенку'2 года 6 месяцев (чуть больше или чуть меньше), с ним можно поиграть в «Угадайку»: малыш прослушивает две-три (или пять-шесть) музыкальные пьесы (разумеется, с каждой из них его надо познакомить заранее), запоминает, узнает, называет музыкальное произведение или по своему желанию самостоятельно может выразить их содержание в движении. Например, пьесы Г. Фрида малыш сопровождает таким показом: «Птички спят» - сидит, склонив голову, руки под щекой («спит»); «Птички чирикают» - подпевает «чик-чирик»; «Птички летают» - разводит руки в стороны, помахивает ими, бегает по комнате («летает»); «Птички клюют зернышки» - присаживается, постукивает указательным пальцем по полу («клюет»). Взрослый включает запись пьесы «Большая собака» М. Раухвергера, услышав которую ребенок убегает, прячется - . «птичка улетает».

Или взрослый говорит малышу: «Послушаем музыку, узнаем, кто живет в лесу», - и включает запись пьес из цикла «Лес»: «Белочка» (муз. М. Красева, слова М. Клоковой) (можно использовать мелодии песенок, которые вы не раз пели ребенку), «Кукушка» (муз. Е. Тиличеевой), «Мишка», «Зайка» (муз. Г. Фрида), «Лиса» (муз. Т. Попатенко). Пьесы звучат одна за другой. Ребенок узнает и называет животных.

Радуемся:

  • музыкальной памяти малышей;
  • желанию слушать, умению слышать;
  • способности различать характер музыки;
  • умению слышать изменения силы звука (forte, piano), скорости звучания (быстро, медленно);
  • умению различать высокие и низкие звуки (в том случае, если кто-либо из взрослых умеет играть на музыкальном инструменте).
  • Хорошо, если у ребенка есть любимая музыка и он просит повторить ее еще и еще, а также любимые музыкальные инструменты, например детская арфа. Для игры на ней прилагается «путеводитель-шпаргалка», подложив который под струны и следуя за нарисованной стрелкой можно исполнить любую песенку.

    Радуемся:

  • если малыш просит спеть песенки, повторить ту, которая ему больше нравится, подпевает взрослому;
  • если малыш из многих игр выбирает ту, в которой звучит музыка.
  • Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать музыкальную память, слух, чувство ритма - основу музыкальности.

    А Вовочка? С четырехмесячного возраста ему пели «тритатушки-тритата» на мелодию «Барыни». Взрослые вызывали, стимулировали подвижность и первые проявления быстрых, оживленных движений крошки.

    Но шло время, ребенок рос. Научился топать, прыгать, кружиться. Из магнитофона, с экрана телевизора звучало много разной музыки, а взрослые все подсказывали: «Ой, тритатушки-тритата», - и Вовочка плясал. Вскоре и не надо было ничего говорить. Рефлекс на музыку закреплен: мальчик пляшет даже под Седьмую симфонию Д. Шостаковича. «Тритатушки» вы­теснили всю музыку, заменили пение и слушание музыки. Вот Вовочка и пляшет везде и всегда, получая за выступление аплодисменты, «бис» и что- нибудь сладенькое: конфету, печенье, мороженое и т.п. В результате ребенок не хочет петь, не умеет играть в музыкальные игры: не понимает и не хочет понимать условия игры, игровую ситуацию.

    Что можно посоветовать родителям Вовочки? Постараться вернуть его к музыке. Здесь, именно в этом конкретном случае, помогут музыкальные занятия в детском саду и советы музыкального руководителя.

    Другой пример. Папа очень любит сына. Вот и сегодня он сам привел Славу (? года 6 месяцев) на музыкальное занятие. «Послушайте, - говорит папа, - как мой Слава выступает! Спой тете песенку!». Слава встает в позу «артиста» и смело поет бойкую песенку Бабки-Ежки из мультфильма:

    Я вчера пошла домой,

    Увязался черт за мной.

    Плюнула на плешь ему И послала к лешему...

    Слава спел громко, смело, верно интонируя мотив. У него хорошая память, он знает много песен, но эти песни схожи по содержанию, характеру мотивов. Так, посмотрев с родителями телефильм «Оптимистическая трагедия», он включил в свой «репертуар» песню анархистов: «Была бы водка да хвост селедки, все остальное трын-трава!». Родители гордятся сы­ном: «Вот память! Вот слух! Вот смелый!». Они поощряют такие выступления, не обращая внимания на то, что поет малыш. Через два года Славу не узнать: он не любит других детей, требователен и капризен с взрослыми, растет жестоким, грубым. А «помогли» ему стать таким не только просчеты воспитания, но и песни. Взрослым не следует забывать, что песни, которые слушает и поет ребенок, не только воспитывают его в музыкальном плане, но и формируют в нем человека.

    «Моя дочка, как только услышит музыку, так сразу плачет, - говорит мама Тани. - Как быть?». Из разговора выясняется: девочка (2 года 7 ме­сяцев) с мамой и папой гуляла в парке. Там на нескольких сценах шли представления: сражались разбойники; с гиканьем и свистом летала на метле Баба Яга; шипел Кощей Бессмертный; смелый Руслан размахивал мечом, а головы Змея Горыныча разлетались в разные стороны; веселые клоуны вытворяли такие трюки, которые маленький ребенок не понял. Танечка потрясена: тысячная толпа, которая хаотически перемещается, толкает, мешает смотреть. Одновременно со всех сторон беспрерывно звучит разная музыка. Здесь выступает цирк - своя музыка, тут на огромном экране мультфильм - свои песни, рядом - хор, оркестр, ансамбли и т.д. Гремят репродукторы, орут микрофоны, гудит толпа! Это так подействовало надевочку, что она сидела на плечах отца тихо-тихо (как не вела себя обычно никогда). На следующий день бабушка, оставшаяся с Таней одна.(мама и папа ушли на работу), испугалась: девочка вздрагивает, заикается, про­износит отдельные непонятные слова, требует, чтобы ее все время держали на руках. Танечка еще долго будет плакать, услышав музыку. Это ее протест. Она не хочет никакого напоминания об оглушительной музыке и страшных картинах представлений, которые ей были непонятны, неприятны и вредны!

    «А мой сын не устал! Целых три часа ходили, смотрели... Ничего не боится!», - с гордостью говорит Колин папа. Может быть, но только за это время он, чтобы Коля не плакал, успел купить сыну пряники, печенье, чупа-чупс, сникерс и три пирожка, а по особому требованию (ребенок был готов устроить истерику) - четыре надувных шарика и мороженое. Дома Коля отказался от обеда и дневного сна, был плаксив, раздражителен, ночью во сне вскрикивал. На следующий день ребенка не узнать: хнычет, капризничает, бросает игрушки, сердится на родных. Хорошо, что мальчик после мороженого, которое он съел слишком быстро (папа не видел, он в это время с интересом смотрел, как на очередной эстраде выступал популярный ансамбль), не заболел. Как видим, никакого отношения к музыкальному воспитанию малыша такие «походы» в парк не имеют.

    Из бесед с родителями выясняется, что дома почти все время звучит музыка - долго и громко. «Мы стараемся приучить малыша...», «Пусть слушает, веселится», «Пусть привыкает, развивается, будет музыкальным - это полезно». Вот и приходится ребенку, которому год, два, три или, может быть, всего четыре месяца от роду, постоянно слушать аудиозаписи с выступлениями эстрадных звезд, трансляции ди-джеев по радио, яркие шоу поп-групп в телепередачах - весь этот непрерывный громкий и долгий шумовой фон. А ведь громкие звуки раздражают, пугают малышей, отрицательно воздействуя на нервную систему, портят слух. «А нашему нравится громкая музыка! Он привык - не плачет», - часто говорят молодые родители. Да, малыш может привыкнуть к громко звучащим радио, телевизору, магнитоле, к громкой речи взрослых, но при этом он постепенно теряет способность слышать тихие и спокойные звуки. Взрослые сами лиша­ют ребенка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать.

    Крикливая речь и крикливое пение портят голосовой аппарат малышей. Ребенок громко поет, даже кричит, голос его дрожит, напряжен, а взрослые поощряют его, радостно хлопают: «Как Ванечка выступает! Громко, хорошо поет, даже папа на работе услышит, как Ванечка поет песенку! Ай-да Ваня!». Похвалили, и малыш старается петь еще громче, а песни-то уже нет, нет ме­лодии, он ее перекричал и уже не слышит, что поет. Карапуз не справился с песней не потому, что от природы не музыкален или мал еще. Это наша громкая речь, оглушительное звучание аудио- и видеотехники научили его механически подражать услышанному и не научили прислушиваться.

    Что же происходит, если музыка звучит часами? И не только веселая или грустная музыка, а песни, исполняемые ансамблями, группами в стиле рок, хард-рок, поп, хэви-металл, рэп и т.п., - бравурные, громкие, страстные, агрессивные - разные, но отнюдь не для малышей. Ребенок от такой музыки становится возбужденным, раздражительным, драчливым и даже агрессивным. Плохо спит и хуже ест. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты - малыш «учится не слышать» музыку, не обращать на нее внимание и, как результат, не хочет вслушиваться, а следовательно, понимать и «хорошую музыку». И это надолго, а может быть, на всю жизнь. Повторим, громкое, продолжительное звучание портит нервную систему и слух: ребенок уже не слышит выразительные интонации и нюансы музыки. Так мы с детства приучаем своих любимых малышей к обедненному восприятию музыкального искусства.

    Зададим себе вопрос: всегда ли мы, взрослые, хотим, чтобы в нашем доме с утра до вечера беспрерывно звучала музыка? Нет, у нас бывает разное настроение, не всегда хорошее самочувствие, часто музыка мешает, создавая иной настрой. Все это относится и к детям.

    К сведению родителей: малыш 2-3 лет может активно слушать беспрерывно звучащую музыку 1,5-2 минуты. После паузы - еще 1-2 минуты. Потом «отключается»: старается не слушать то, что звучит, тратит на это энергию, силы. Либо терпит, слушает и тоже расходует силы, что отражается на его нервной системе.

    Будем внимательны, когда говорим своему маленькому и любимому ребенку: «Слушай музыку!» (Какую, как, когда и сколько? Или «Что думать? Пойдем на гуляние, там много музыки, все услышишь!»); «Спой песенку!»(Когда, сколько и что?«Пой ласково», или «Пой весело», или «Пой громче всех!»); «Попляши!»(Под какую музыку? Сколько? Что, как, когда? Какое настроение у ребенка? Здоров ли он?).

    «Вы нас убедили, убедили, - говорят родители, - будем внимательны. Предложите песенки, пляски, музыку для наших малышей». Чтобы помочь родителям, издательство «Карапуз» выпустило две книжки В. Петровой «Мы танцуем и поем» и «У нас сегодня весело». В них песенки, пляски и игры для самых-самых маленьких. Хороший музыкальный материал можно найти в журнале «Музыкальный руководитель» (Издательский Дом «Воспитание дошкольника»). Лучшие нотные сборники издательства «Музыка»: «Мы любим музыку», под редакцией Т. Бабаджан, 1-6 выпуски; «Песни для детского сада» Н. Метлов, 1 выпуск; «Музыка в детском саду», составители Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Н. Фок, 1-2 выпуски. Достать эти сборники сложно. Они давно изданы, но бывают в продаже в букинистических отделах нотных магазинов. Можно найти их у музыкальных руководителей, а также в нотных библиотеках. Повторим, это лучшие сборники, потому что составлены музыкантами в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами - педагогами, психологами, врачами, что очень важно, так как музыкальное воспитание неразрывно связано с общим развитием ребенка.

     


    Автор: Чуйко Александра Романовна
    Похожие материалы
    Тип Название материала Автор Опубликован
    В КРУГУ СЕМЬИ МАЛЫШ И МУЗЫКА Чуйко Александра Романовна 27 Сен 2016
    разное Музыка и ваш малыш. Чернова Т. В. 4 Апр 2015
    документ планирование музыкального абонемента "Музыка в кругу семьи"/старшая группа/ Курочкина Ольга Владимировна 8 Фев 2016
    презентация В кругу семьи. Елена Владимировна Ковалева 20 Ноя 2015
    разное Игротека в кругу семьи. Пузырева Светлана Валерьевна 5 Июл 2015
    документ В кругу семьи Стенина Марина Ивановна 14 Сен 2015
    документ В кругу семьи Стенина Марина Ивановна 14 Сен 2015
    разное Музыка и малыш. Гагарина Мария Алексеевна 20 Мар 2015
    разное Малыш и музыка. Гагарина Мария Алексеевна 31 Мар 2015
    документ Интеллектуальные и развивающие игры в кругу семьи Борникова Эльвира Анатольевна 31 Мар 2015
    документ В кругу семьи. Поговорим о капризах и упрямстве. Белова Людмила Викторовна 31 Мар 2015
    разное Консультация для родителей "Игры и развлечения с детьми в кругу семьи" Шукаева Ирина Николаевна 31 Мар 2015
    документ Мероприятие посвящено Году семьи и называется "В семейном кругу" Белимова Светлана Михайловна 26 Июл 2015
    документ Малыш и музыка Кострюкова Светлана Германовна 20 Мар 2015
    документ Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи» Суркова Светлана Ивановна 30 Мар 2015
    документ Тематический Вестник "В КРУГУ СЕМЬИ" выпуск-2 Кашаргина Елена Павловна 20 Мар 2015
    документ Вестник В кругу семьи Выпуск-1 Кашаргина Елена Павловна 20 Мар 2015
    документ Игротека в кругу семьи. Скворцова Татьяна Васильевна 20 Мар 2015
    документ "Развитие речи:игры в кругу семьи" Акулиничева Марина Викторовна 30 Мар 2015
    документ НОД "В кругу семьи" Сердюк Оксана Евгеньевна 30 Мар 2015
    документ «В КРУГУ РОДНОЙ СЕМЬИ» Фёдорова Светлана Николаевна 30 Мар 2015
    документ Классный час "В кругу семьи" Дибижева Рита Владимировна 20 Мар 2015
    документ Сценарий праздника « В кругу семьи». Егоршева Людмила Константиновна 31 Мар 2015
    документ Классный час «В кругу семьи» Назарова Ирина Александровна 31 Мар 2015
    презентация Досуг в кругу семьи Борникова Эльвира Анатольевна 31 Мар 2015
    документ Игры в кругу семьи Шмакова Яна Олеговна 31 Мар 2015
    документ Речевые игры с детьми в кругу семьи Комиссарова Лидия Николаевна 31 Мар 2015
    документ Игры в кругу семьи Бибик Наталья Вячеславовна 31 Мар 2015
    документ Игротека в кругу семьи Кабликова Елена Руслановна 31 Мар 2015
    документ Игротека в кругу семьи Гапон Лариса Евгеньевна 31 Мар 2015
    документ Классный час "В кругу семьи". Степанова Елена Александровна 1 Апр 2015
    документ внеклассное мероприятие "В кругу семьи" Юлия Владимировна Тюхматьева 1 Апр 2015
    документ Классный час "В кругу семьи" Косоурова Светлана Павловна 1 Апр 2015
    документ Классный час "В кругу семьи" Качановская Светлана Николаевна 1 Апр 2015
    документ Классный час "В кругу семьи" Новик Светлана Анатольевна 1 Апр 2015
    документ Игротека в кругу семьи Соловьева Марина Владимировна 6 Апр 2015
    презентация Материал для игр на свежем воздухе в кругу семьи Забабурина Ольга Александровна 31 Мар 2015
    документ игротека в кругу семьи Лукашина Наталья Николаевна 31 Мар 2015
    документ Игротека в кругу семьи Колесникова Елена Владимировна 31 Мар 2015
    документ Игротека в кругу семьи Колесникова Елена Владимировна 31 Мар 2015