Главная / Дошкольное образование / Музыкальное воспитание

«Творческие основы музыкально-ритмического танцевального творчества в условиях ДОУ»

Скачать
19.11 КБ, 1052173.docx Автор: Петерс Светлана Александровна, 18 Апр 2015

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

«Творческие основы музыкально-ритмического танцевального

творчества в условиях ДОУ»

Автор: музыкальный руководитель

Петерс Светлана Александровна

Санкт - Петербург

«Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества

в условиях ДОУ»

Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая педагогов.

Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого

развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой

основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей

методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как

художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает

окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал,

осмысливал в движениях свои представлениях о природе, жизни, взаимоотношениях

между людьми.

Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов,

но и языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке

человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим.

Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое

значение.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного

приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду.

здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и

танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них

творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях

становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно

плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и

игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию

у детей творчества и воображения.

На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать

музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования»,

абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкально - художественный

образ.

Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью

выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в

полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого

характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного

тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться

эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые

особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для

развития у дошкольников творческих способностей.

Формирование у дошкольников творчества в музыкально-ритмических движениях

предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду» (по разделу

«Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей

к творчеству призвано выступать обучение.

Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной

методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных

навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными

к выполнению творческих заданий: либо оказываются от таких заданий, либо пытаются

выполнить их, не показывают творчества. В таких случаях детские двигательные

импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются,

стереотипны и неоригинальны.

Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в

процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения

которых им не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той

содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности

исполнения творческих композиций.

Кроме того, несмотря на относительные соблюдение дидактического принципа

«от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности. Исходя

из сказанного – одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце

является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности,

овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение

предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью

выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка

движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому

языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными

движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими

приемами композиции танца.

Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в

в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином

процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно

рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного

«метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать

образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти

образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям им произвольное

изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал,

становятся дополнительным путем его изучения.

Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними

необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое

количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к

танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на

самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность,

индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образцов.

Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание

новых (т.е. неизвестных детям по обучению) музыкально-пластических, танцевальных

образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или

менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть:

удачный подбор движений, способствующий1 воплощению музыкально-пластического,

танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений;

оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики;

самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой

(сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом

сюжета и соотнесенные с действиями партнера.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного

творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная

форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей

(исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его

особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью

персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация,

побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.

Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в

танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к

творческому использованию выразительных движений. Исходя из вышеперечисленного,

автор пришел к выводу, что обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному

творчеству в условиях ДОУ необходимо проводить с учетом разделения детей по их

творческим способностям.

В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому

творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и

достижению результатов в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо

изменять формы, метолы, способы и приемы.

Именно поэтому для решения поставленной цели автором выбрана тема

«Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество – как средство развития

творческих способностей детей».

Список используемой литературы:

1. Асафьев Б.В. «О музыкально-творческих навыках у детей». Избранные статьи о музыкальном просвещении и Образовании. –Л. –М.,1986 г.

2. Горшкова Е.В. «О музыкально-двигательном творчестве в танце». Дошкольное воспитание, 1991 - № 12.

3. Захаров Р.В. «Сочинение танца», - М.,1988 г.

4. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду». – М., 1983 г.

5. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.,1987 г.


Автор: Петерс Светлана Александровна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ «Творческие основы музыкально-ритмического танцевального творчества в условиях ДОУ» Петерс Светлана Александровна 18 Апр 2015
документ Творческие основы музыкально-ритмического танцевального творчества в условиях ДОУ Петерс Светлана Александровна 31 Мар 2015
документ Консультация для родителей «Организация музыкально – ритмического и эстетического воспитания в семье в современных условиях». Акулова Любовь Васильевна 31 Мар 2015
документ Творческие задания в музыкально-художественной деятельности детей в детском саду. Для развития танцевального творчества, считаю целесообразным использование разнообразных пластических этюдов и пантомим, так как это задание творчество  по сути. Пантом Тарасова Татьяна Вячеславовна 13 Апр 2015
документ «Развитие танцевального творчества дошкольников» Петрова Юлия Сергеевна 4 Апр 2015
документ Конспект доминантного музыкально – ритмического занятия в средней группе «Путешествие в сказочный лес» Смирнова Татьяна Григорьевна 31 Мар 2015
документ Интегрированное занятие: «Развитие танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях» Абрамова Екатерина Сергеевна 31 Мар 2015
документ Урок педагогического мастерства «Использование театрализованных представлений для развития танцевального творчества детей» Иванникова Вера Евгеньевна 31 Мар 2015
документ Основы музыкально-ритмического воспитания в группах начальной подготовки по художественной гимнастике Лебеденко Александра Александровна 21 Мар 2015
документ Опыт работы по теме:«Специфика реализации музыкально- ритмических движений у детей с ОНР в условиях ДОУ». Митус Надежда Борисовна 1 Апр 2015
документ «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце» Перцева Елена Владимировна 31 Мар 2015
документ Кружковая деятельность в условиях школы полного дня. Кружок художественного творчества «Умелые руки» Раева Светлана Григорьевна 31 Мар 2015
документ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА» Васильева Юлия Александровна 31 Мар 2015
презентация Презентация рабочей программы «Развитие основ танцевального искусства через музыкально-ритмические движения» Дьяконова Ирина Владимирована 4 Апр 2015
документ Дополнительная образовательная программа дошкольного образования музыкально – ритмического кружка «Мозаика» Михайлова Галина Сергеевна 15 Сен 2015
документ Конспект музыкально-ритмического занятия у детей 3-5 лет.Тема «К бабушке на огород» Никитина Екатерина Николаевна 11 Фев 2016
документ Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика" Прокофьева Лариса Владимировна 31 Мар 2015
документ «Формирование мотивационно – поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей» Немчинова Светлана Владимировна 31 Мар 2015
документ Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» Диброва Людмила Васильевна 9 Мар 2016
презентация, документ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС» Каменская Любовь Николаевна 8 Ноя 2015
презентация 6 класс. Тема 6 «Основы медицинских знаний и оказание ПМП», урок 26 «Вопросы личной гигиены и оказание ПМП в природных условиях». Болмасов Вадим Иванович 20 Мар 2015
презентация 6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления». Болмасов Вадим Иванович 20 Мар 2015
документ РЕФЕРАТ «Профессионально-психологические, творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства» Тюхтенева Елена Евгеньевна 20 Мар 2015
документ Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников». Свистунова Ольга Алексеевна 4 Июл 2015
документ Тематический педсовет«Компетентносный подход в образовательном процессе: теоретические основы, критерии подхода, ключевые компетенции учащихся и преподавателей в условиях дополнительного образования» Кабилова Светлана Фаизовна 21 Мар 2015
документ Педагогическая технология развития танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх – этюдах Гущина Анжелика Леонидовна 24 Дек 2015
документ Семинар-практикум для музыкальных руководителей по теме «Формирование музыкально - двигательного творчества в танце. Понятие «ритмопластика» и «креативность»» Кузнечикова Галина Валентиновна 5 Апр 2015
документ Как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать патриотические и нравственные основы личности. Проект: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Парахина Светлана Валентиновна 31 Мар 2015
презентация Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности» Григорьева (Наследникова) Наталья Анатольевна 7 Дек 2015
документ Тема: «Взаимодействие специалистов в условиях ДОУ» Адамас Татьяна Матиевна 31 Мар 2015
презентация «Вопросы гендерного воспитания в условиях современного ДОУ». Стешова Надежда Вячеславовна 6 Сен 2015
разное «Подготовка детей к школе, в условиях ДОУ». Яганова Ольга Валетиновна 4 Июл 2015
разное «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Смирнова Ирина Ивановна 9 Мар 2016
документ Методическая работа: «Основы фортепианной техники, её развитие на начальном этапе обучения; взаимосвязь музыкально-художественных и технических задач в обучении». Полякова Людмила Олеговна 20 Мар 2015
документ «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» Коновал Елена Васильевна 4 Июл 2015
документ Творческий проект художественного творчества детей "Добрый мир мультиков" к авторской программе дополнительного образования «Основы анимации» Колесникова Мария Петровна 21 Мар 2015
документ Проект по организации родительского клуба «Азбука красоты и творчества» Примерный конспект встречи в родительском клубе  «Азбука красоты и творчества» по теме «Давайте познакомимся!» Примерный конспект встречи в Кренёва Наталья Петровна 30 Мар 2015
документ Методическое пособие для педагогов дополнительного творчества «Развиваем творческие способности ребенка» Куксова Любовь Александровна 21 Мар 2015
документ Программа танцевального кружка «Танцевальный калейдоскоп» Бурякова Наталья Витальевна 20 Мар 2015
документ Конспект открытого занятия танцевального коллектива «Веста» Макарычева Александра Алексеевна 21 Мар 2015