Главная / Дошкольное образование / Музыкальное воспитание

Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Работая по программе воспитания, мы повседневно уделяем большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Предлагаем слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудиодиски ,кас сеты Не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования. Вот как, например, я работаю над русской народной песней «Петушок». На занятия приношу петушка. Говорю, что он будит ребят по утрам. Спрашиваю детей: «Как кричит петушок?» Дети отвечают дружным «Ку-ка-ре-ку-у-у-у!». На следующем занятии, когда опять приходит петушок, предлагаю послушать песенку про него. Песню «Петушок» поет музыкальный руководитель или воспитатель. На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть шапочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «Петушок». (Дети начинают подпевать.) На четвертом занятии предлагаю поиграть с петушком. Проводится игра В. Цивкиной «Петушок» На следующее занятие и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про петушка?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении певицы. Такие варианты работы над одной песней помогают мне закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей. Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Вот они: «Из-под дуба», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я».Я учу маленьких детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на ее изменение (например, пляска «Приглашение», русская народная мелодия «Ах ты, береза»). Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость. Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к. тем песням, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранешенько» и др. Хотелось бы поделиться опытом работы по инсценированию русской народной песни «Как у наших у ворот» Приступая к работе над песней «Как у наших у ворот», рассказываю детям: «В далекие времена люди на Руси жили в маленьких домиках. Эти домики назывались избами. Их строили по обе стороны дороги. Избы обносились деревянными заборами с широкими воротами. Умелые, трудолюбивые руки русских людей украшали избы и ворота красивой резьбой, вырезали из дерева петушков и прикрепляли их к верхней части ворот. Все люди, жившие в одной деревне, были хорошо знакомы между собой и любили ходить друг к другу в гости. Часто по вечерам они собирались у чьих-нибудь ворот повеселиться, сочиняли смешные песенки и распевали их. Сейчас я вам сыграю мелодию песни «Как у наших у ворот». На последующих занятиях предлагаю детям познакомиться с детским вариантом этой песни. Когда детям было предложено инсценирование песни «Как у наших у ворот» в сопровождении нашего детского оркестра, ребята заметно оживились. Максим спросил: «У нас, что ли, как в театре будет?» «Совсем как в театре, — ответила я, — хор будет петь, музыканты играть, затем Стрекоза споет одна, ей в ответ пропоет Муравей, и все закончится пляской Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья. А гости будут аплодировать вам»Закипела работа, музыканты старательно учили свои оркестровые партии, осваивая мелодию песни, помогая товарищам. На музыкальных занятиях песню разучивали все вместе. Это сблизило детей, способствовало раскрытию их индивидуальных возможностей. . Детям нравится песня «Из-под дуба, из-под вяза При первом знакомстве с текстом песни объясняю детям смысл слов: вязово коренье, они мыли-колотили, выискался. Эта песня, как и многие другие русские народные песни, радует своим весельем, жизнерадостным характером. Она очень проста, отличается задорной мелодией, оригинальным построением. Работая над песней, обращаю внимание на манеру исполнения роли девушек и парней .Парень молодец, удалец, смелый, ловкий, добрый, веселый, держится прямо, гордо, с достоинством. Такого парня Иванушку мы встречаем в русских народных сказках». На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков разучиваю с ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной песней и народной музыкой. Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания. Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Работая над характерной осанкой для русской пляски, учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается. Учу ребят характерному для русской пляски положению рук: стоя с опущенными вдоль корпуса руками, дети сжимают кисти в кулаки, поднимают руки в стороны, сгибая их в локтях, и ставят кулаки на пояс. Локти направлены в стороны (стойка «подбоченившись»); руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны; руки спокойно висят вдоль корпуса; руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисть открыта. В зависимости от момента и содержания пляски, руки отводятся чуть-чуть или почти до уровня плеч: чем ярче пляска, тем шире раскрываются руки, тем больше отводятся плечи назад. Одна рука в положении подбоченившись, другая, с платочком, поднята в сторону-вверх, слегка согнута в локте (для девочки). Такое положение рук используется в индивидуальных плясках и переплясах. Если дети танцуют парами, то положения рук такие Мальчик, стоя слева от девочки, правой рукой обнимает ее за талию, левые их руки соединены впереди. Правая рука девочки, в зависимости от содержания танца, либо ставится на пояс, либо (если с платочком) поднята в сторону-вверх, слегка согнута в локте; дети в паре просто держатся за руки (руки опущены вниз). Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски. Программа по музыкально-ритмическим движениям для старшего дошкольного возраста предлагает следующие элементы русской народной пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, переменный шаг, приставной боковой шаг, полуприсядка. Но я в своей работе широко использую и другие элементы русской пляски, доступные детям старшего дошкольного возраста: проходка с каблука, припадание, «гармошка», «елочка», «ковырялочка», «веревочка», «метелочка» («моталочка», «маятник»), «козлик», скользящий бег, дробь. Первое знакомство детей с элементами плясок происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Вот как я даю элементы пляски «Гармошка». Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы видели, как играют на гармошке? (Следует утвердительный ответ детей.) Да, дети, русская гармошка — удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами идут в пляс. Вот посмотрите! Воспитатель под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» выполняет элемент русской пляски «Гармошка». Счет — 2/4. Исходное 'положение естественное, т. е. пятки соединены вместе, 'носки слегка развернуты. Руки на поясе, кисти сжаты в кулачки. ' На «раз» носки соединяются, пятки разводятся в стороны. На «и» пятки соединяются, а носки разводятся в стороны. Соединяются по очереди то носки, то пятки. При движении вправо, соединяя носки, надо опираться на пятку левой и на носок правой ноги. При движении влево — наоборот. Спрашиваю у детей: «Вы обратили внимание на движение ног? Оно очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют. У гармошки мехи то сжимаются, то растягиваются. И у ног носочки и пятки то соединяются, то раздвигаются. Встаю, показываю сама это движение еще раз, сопровождаю его подговорочкой: Ты играй, моя гармошка, До-ре-ми-фа-соль-ля-си. Посмотрите, полюбуйтесь, Как танцуют на Руси. (В. Дьякова.) Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке. Воспитатель, используя подговорочки, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, козлик, ковырялочка, веревочка, то подговорочку произносят дети, не участвующие в настоящий момент в движении. Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навык. На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу воспитателя, так и по показу детей. Есть у нас такие подговорочки и для разучивания других элементов народного танца, например: Ковырялочка, дробь: Каблуками я стучу, Пляску русскую учу. Пляска русская моя Замечательная. (В. Дьякова.) Козлик: Вышел козлик погулять, Стал он прыгать и скакать. Козлик ножками стучит, _ По козлиному кричит: «Бе-е-е-е...» (Е. Со ков ни на.) Метелочка: Как у наших у ворот Дворник улицу метет. Дворник улицу метет, Все соринки подберет. (Е. С оков ни и а.) Веревочка: Я скачу, скачу, скачу И веревочку кручу. Ты, веревочка, крутись, Пляска русская, учись. (В. Дьякова.) Полуприсядка, присядка: Сяду — встану, сяду — встану И, как мячик, поскачу. Приседать я не устану, Я танцором стать хочу. (В. Д ья кова.) Качалочка: Качалочка качается, А Машенька улыбается. (Е. С о к о вн и н а.) Разучивая элементы пляски, использую различные русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее, мы предлагаем детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий. Вот Ульяна выполняет плясовой элемент «ковырялочка» под русскую народную мелодию «Полянка» энергично, сильно притоптывая. Прошу ее повторить этот элемент под мелодию «Травушка-муравушка». Движения сразу становятся мягче, легче, изящнее. Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным и они свободно варьируют движения, переходя от одного к другому, начинаю работу над плясками. Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры.Три-четыре фигуры, связанные между собой сюжетно, и составляют пляску. В своей работе я использую все формы русской пляски: круговые, парные и сольные. Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений.Учитывая, что перепляс — это импровизация, которая не требует особой подготовки, мы предлагаем детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию детей перепляс исполняется солистами или небольшими группами ребят. Особый интерес к переплясу у нас проявляют мальчики. Они любят соревноваться друг с другом в выдумке. Кроме того, такая форма пляски помогает развивать самостоятельную танцевально-игровую деятельность детей, способствует проявлению их первых творческих поисков. Работая с детьми над русскими парными плясками, мы в первую очередь стремимся избежать копирования пляски взрослых, стараясь в то же время сохранить подлинность в характере движения, в передаче танцевального образа. Очень нравится детям, веселый, задорный, чуть озорной танец с деревянными ложками.Уже само присутствие в танце деревянной ложки — этой чисто национальной принадлежности русского быта — вызывает у детей большую радость. Работу над пляской я начинаю с рассматривания деревянных ложек разной росписи. Обращая внимание на красоту росписи, говорю: «Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних пор гостит не только на столах. Она украшает ярмарки, расцвечивает яркой дробью русские пляски». В наши дни деревянная ложка — знаменитый русский сувенир. И каждый гость нашей страны старается увезти его с собой. Предлагаю детям: «Давайте и мы научимся танцевать с ложками. А когда придет праздник, скажем нашим гостям: Поздравить дорогих гостей Сегодня каждый рад. Веселый танец с ложками Танцует детский сад. (В. Дьякова) или так: Эх топну ногой. Да притопну ножками. Развеселый у нас Будет танец с ложками!» (Н. Б р о м л е й ) Дети прослушивают музыку к танцу. Вначале прохлопываем, а затем отстукиваем ритмический рисунок мелодии на ложках. Дальше разучиваем плясовые движения с одновременным отстукиванием ритмического рисунка. Отстукивание ритма на ложках делает танец более живым и задорным. Дети играют ложками, слушают, как они звучат, перестукиваются друг с другом, показывая свою ловкость. После нескольких занятий, когда дети познакомились со всеми фигурами танца, спрашиваю: «Дети, о чем этот танец? Дети отвечают: О радости и веселье.Мы показываем, какие красивые у нас ложечки и как дружно мы ими стучим. С помощью бесед, выразительного показа, яркой музыки, использования таких заманчивых атрибутов, как расписные ложки, я стараюсь вызвать у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней. С радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для исполнения русской пляски. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным. В своей работе часто использую русские народные костюмы. Надеваем их в дни праздничных утренников, посвященных осенним поседелкам, Масленнице, Сороки, встреча Весны, Новому году, выпуску детей в школу. Отдельные элементы русских костюмов предлагаем детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечения (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартуки и т. д.). Костюмы делают родители. Костюм для девочки — сарафан и блузка. На голову надеваем либо ленту, либо кокошник (в «Из под дуба, из-под вяза»). Костюм для мальчика состоит из рубахи-косоворотки, пояса из тесьмы и коротеньких шортиков. И сарафан, и рубаха отделаны тесьмой. Костюмы разных цветов: красные, синие, зеленые, голубые, бежевые, белые, сиреневые (сарафаны и рубахи), блузочки белые, шелковые. Материал, из которого пошиты сарафаны и рубахи, — атлас подкладочный. Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Прекрасная, лихо отплясывает Осень, роль которой исполняет воспитательница. Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступления детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах. Это, с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, с другой — порождает у детей желание подражать. Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства — музыкальный центр и музыкальный синтезатор. И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Я сама записываю, мелодии, которые дети исполняют на детских, музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки. Очень удобно, записав на магнитофон или синтезатор нужные плясовые мелодии, работать с детьми над плясками. Такая запись освобождает меня,как музыкального руководителя от необходимости все время находиться за инструментом и позволяет непосредственно общаться с детьми во время танца, участвовать в показе и разучивании его. Используя технические средства для приобщения детей к русскому народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному искусству. Матери и отцы всего мира хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего народа. 1. ПЕТУШОК Игра-сценка для малышей. Роли Петушка и Лисы исполняют дети старшего возраста. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Под звуки русской народной мелодии ходят по кругу, выполняют по показу воспитателя различные простейшие движения (хлопки, притопы одной ногой и др.). В круг стремительно вбегает Петушок и говорит: «Спрячьте меня, дети, за мной Лиса гонится!» Воспитатель. Дети, давайте скорее спрячем Петушка! Воспитатель прячет Петушка за кем-нибудь из стоящих детей. Неожиданно появляется Лиса (под музыку «Пойду ль, выйду ль я» можно без музыки). Лиса вбегает в круг. Лиса. Где ты, Петя-Петушок, Выйди, миленький дружок! Для тебя я принесла И гороху, и пшена Петушок. Ты, лисичка, не хитри, Ты сперва меня найди! Дети высоко держат сцепленные наверху руки. Начинается ловля Петушка: Петушок убегает, Лиса устремляется за ним. Они то вбегают в круг, то выбегают за его пределы. Ведущий регулирует движения детей. Лиса поймала Петушка. Ведущий, обращаясь к Лисе, говорит: «Ну, зачем же ты Петушка обижаешь? Попляшите лучше!» Лиса и Петушок весело пляшут, дети хлопают в ладоши. 2. ИНСЦЕНИРОВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ» Участвуют дети старшей и подготовительной групп. Дети, исполняющие роли Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья, одеты в костюмы персонажей. Комар одновременно исполняет роль дирижера оркестра (в левой руке он держит скрипку, в правой — смычок, который служит дирижерской палочкой). Оркестр размещается в левом углу зала у центральной стены. Расписные ворота — в правом углу. Хор располагается у центральной стены между оркестром и воротами, либо вдоль боковых стен зала. Оркестр исполняет музыку одного куплета — это вступление. Муха выходит из ворот и останавливается, скрестив руки на груди. 1. Как у наших у ворот Муха песенки поет. (Поют дети.) Аи, люли, вот поет. 2 раза (Поет Муха.) 2. Комар музыку ведет, Стрекоза плясать идет. Аи, люли, вот идет. Комар имитирует игру на скрипке, Стрекоза выходит из ворот плясовым шагом (переменным или пружинящим). Из ворот выходит и останавливается Муравей. 3. Стрекоза плясать идет, Муравья с собой зовет. Аи, люли, вот зовет. 2 раза. (Стрекоза машет рукой Муравью.) 4. Муравейка, милый мой, (Стрекоза поет одна ) Попляши-ка ты со мной. (Поют все дети, а Муравей от- Ай, люли, ты со мной, казывается, покачивая головой.) Аи, люли, ты со мной. 5. Уж я рад бы поплясать, (Поет Муравей в медленном Да устал я — мне не темпе, присаживаясь на кор- встать. точки.) Аи, люли, мне не встать. 2 раза Повторяется мелодия без слов. Все дети хлопают в ладоши, а Муха, Комар, Стрекоза и Муравей весело пляшут, кто как хочет и умеет. 3.РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ИЗ ПОД ДУБА ИЗ ПОД ВЯЗА» Примечание:у каждого ребенка в руках находится цветной квадратный платочек. Перед тем, как начать исполнение песни с предметом, желательно сначала разучить ее ритмические жесты без предмета. Потом педагог или ведущий раздает учащимся платки и показывает, как их следует держать: в первом куплете—за серединку, помахивая им из стороны в сторону; в следующих куплетах — за краешки двух соседних уголков. Движения во время исполнения припевов во всех куплетах одинаковые. При многоразовом исполнении песни можно ввести в ее действие солистов. Текст Ритмические движения по куплетам Из-под дуба, из-под вяза Три притопа правой ногой. При этом дети делают взмахи платком, взятым правой рукой за его середину. На четвертую долю платок перекладывается в левую руку. Из-под вязова коренья. Три притопа левой ногой и три взмаха платком правой рукой. На четвертую долю платок перекладывается в правую руку. Пропев: Вот и калина, Дети делают притопы на месте. Вот и малина. Руки при этом находятся на поясе. Протекали ручеечки, Ребята складывают руки перед собой, охватывая себя за локти, и делают четыре маленьких шага вперед. Мыли девочки платочки Делают четыре шага назад. Припев. Они мыли-колотили Наклоны вперед и встряхивание платками Платок в воду уронили взяв их за углы. Припев. Кто бы кто бы это мог Берут платок за середину правой рукой и прислоняют его к щеке Горю моему помог Припев. Выискался паренек Берут платок, сложенный жгутом и подают его вперед на вытянутых руках Отдал девушке платок Припев. Ну, спасибо, тебе друг Действия первого куплета по три притопа каждой ногой Ты помог моей беде Припев 4. РУССКАЯ ПЛЯСКА С ЛОЖКАМИ Музыка народная: «Выйду ль я на реченьку», «Байновская кадриль», «Калинка», «Коробочка». В пляске участвуют девочки и мальчики, четыре пары. У всех детей в каждой руке деревянная ложка. Дети выстраиваются полукругом у центральной стены в следующем порядке (справа налево) : первая, вторая, третья, четвертая девочки и первый, второй, третий, четвертый мальчики. Все дети, согнув руки в локтях, держат ложки перед грудью. Правая рука чуть выше левой. Песня «Выйду ль я на реченьку». 1 — 4-й такты. Первая девочка и четвертый мальчик ведут свои колонны сначала вдоль боковых стен, затем навстречу друг другу противо-ходом, причем мальчики проходят ближе к центральной стене, а девочки ближе к зрителям. Описание шага. Три простых шага, четвертый; —скользящий. Начинать с правой ноги шаг вперед (припадание), на «и» ставят левую ' ногу на hqcok рядом с правой, приподнявшись на ней. На «два» делают правой ногой еще один шаг вперед (припадание), одновременно поднимают и слегка отводят назад левую ногу (как бы готовясь ударить по мячу), на «и» делаю'т левой ногой скользящее движение вперед (как бы ударяя по мячу), слегка касаясь пола вытянутым носком, и оставляют ногу на весу. При этом поднимаются на полупальцы правой ноги. 2-й такт. Повторяются движения 1-го такта с левой ноги. 3 — 7-й такты. Повторяются движения 1 — 2-го тактов (основной шаг). 8-й такт. Выполняя основной шаг, возвращаются друг к другу, останавливаются: мальчики спиной к- центру круга, девочки —- лицом к мальчикам. 9-й такт. Кладут руки на пояс и делают «пе-ретоп» (правой—левой—правой), слегка повернувшись вправо. На последнюю восьмую, заканчивая движение, ударяют левой ногой об пол (удар — отскок). 10-й такт. Повторяют движения 9-го такта с левой ноги, слегка повернувшись влево. 11 — 12-й такты. Мальчик и девочка меняются местами, двигаясь по часовой стрелке основным шагом. 13—15-й такты. Повторяются движения 9—12-го тактов. 16-й такт. Занимают исходное положение — пары стоят по кругу. Вторая фигура 1—7-й такты. Повторяются движения 1— 7-го тактов первой фигуры. 8-й такт. Девочки быстро поворачиваются на 180° через левое плечо, соединяют с мальчиком ладони правых рук таким образом, чтобы кончики пальцев смотрели вверх. Левые руки у всех детей на поясе. 9—12-й такты. Кружатся на месте (звездочкой), двигаясь основным шагом по часовой стрелке. 13 — 15-й такты. Повторяются движения 9— 12-го тактов в другую сторону (против часовой стрелки). Дети соединяют ладони левых рук. 16-й такт. Занимают исходное положение — пары стоят по кругу. Третья фигура 1—7-й такты. Повторяются движения 1 — 7-го тактов первой фигуры. 8-й такт. Девочки быстро поворачиваются на 180° через левое плечо таким образом, чтобы правое плечо оказалось рядом с правым плечом мальчика. 9— 15-й такты. Двигаются по кругу основным шагом (противоходом: девочки — по часовой стрелке, мальчики— против часовой стрелки. На «раз» каждого такта, встречаясь с другим партнером (девочка — с мальчиком последующей пары, а мальчик — с девочкой предыдущей), соединяют ладони то правых, то левых рук. 16-й такт. Занимают исходное положение — пары стоят по кругу. Четвертая фигура 1 —2-й такты. Движения, как в первой фигуре. 3 — 4-й такты. Не меняя положения рук, кружатся парами на месте по часовой стрелке, делают один оборот. Шаг основной. 5 — 16-й такты. Повторяются движения 1— 4-го тактов.
Автор: Ганжа Наталья Александровна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей. Ганжа Наталья Александровна 31 Мар 2015
документ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста. ( из опыта работы) Мацакова Елена Михайловна 18 Мая 2015
документ Опыт работы музыкального руководителя Смилгаин Ларисы Ивановны по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ" Смилгаин Лариса Ивановна 25 Авг 2015
презентация Презентация "Из опыта работы музыкального руководителя" Диск Привалова Оксана Анатольевна 31 Мар 2015
документ статья музыкального руководителя из опыта работы Безпалько Елена Васильевна 27 Апр 2015
презентация Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы). Полькина Татьяна Сергеевна 17 Мая 2015
презентация Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы). Полькина Татьяна Сергеевна 9 Мая 2015
документ Алгоритм построения организации праздника. Из опыта работы музыкального руководителя. Гришина Ирина Владимировна 13 Мая 2015
документ Из опыта работы музыкального руководителя Жесткова Ирина Ринатовна 26 Окт 2015
документ Сообщение из опыта работы Подосинниковой Ирины Николаевны, музыкального руководителя, по теме: "Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста" ПОДОСИННИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА 31 Мар 2015
презентация Из опыта работы. "Игра как средство музыкального развития" Ярославцева Татьяна Эрнстовна 31 Мар 2015
документ Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя. Гришина Ирина Владимировна 13 Мая 2015
документ Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах Масюкова Людмила Александровна 30 Мар 2015
документ Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста" Добрынина Наталья Леонидовна 31 Мар 2015
документ из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой Ольги МихайловныСценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы с участием родителей « КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» Павлючук Ирина Аслановна 31 Мар 2015
разное Из моего опыта работы. «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора». Скородумова Людмила Владимировна 31 Мар 2015
документ музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей Албу Лидия Анатольевна 31 Мар 2015
документ музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей Осадчая Диана Васильевна 31 Мар 2015
документ Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы) - использовать возможности народного фольклора для музыкального развития детей раннего возраста;           &nbs Гарамова Карина Аведисовна 4 Апр 2015
документ Из опыта работы музыкального руководителя БМДОУ "Детский сад №5"Радость" общеразвивающего вида" Тереховой Ольги Владимировны Терехова Ольга 31 Мар 2015
разное Сообщение из опыта работы «Основы сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников способствующие развитию личности и творческих способностей дошкольников» Жидкова Наталия Юрьевна 7 Апр 2016
документ Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Владимирова Елена Викторовна 2 Апр 2016
документ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Позднякова Светлана Георгиевна 7 Дек 2015
документ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Позднякова Светлана Георгиевна 7 Дек 2015
разное Организация музыкального воспитания в с.п."Лекотека" (из опыта работы) Макаревич Инна Сергеевна 4 Апр 2015
документ Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей, как средство достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. Ширикалова Елена Николаевна 14 Сен 2015
документ «Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы Ерошкина Вера Андреевна 4 Апр 2015
документ Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы) Шумихина Елена Александровна 4 Апр 2015
документ Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Конькова Елена Александровна 31 Мар 2015
документ Презентация на тему: " Конкурс семейных талантов, как средство взаимодействия музыкального руководителя и родителей" Толкачева Светлана Николаевна 7 Апр 2016
документ описание опыта работы музыкального руководителя Чакубаш Нина Геннадьевна 6 Апр 2015
документ План работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период. План работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период. Шелупина Ольга Владимировна 10 Апр 2015
документ Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Декоративно-прикладное направление как средство нравственно-эстетического воспитания школьников". Борданова Оксана Васильевна 1 Апр 2015
документ Перспективный план воспитательно - образовательной работы музыкального руководителя. Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя на 2014-2015 учебный год Нилова Ирина Сергеевна 30 Мар 2015
документ Из опыта работы "Использование фольклора как средства повышения эффективности логопедической работы" Илюшина Елена Васильевна 5 Апр 2015
документ Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н. КРАСИЙ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА 20 Мар 2015
документ Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы) Смилгаин Лариса Ивановна 25 Авг 2015
документ Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся. Васина Галина Михайловна 20 Мар 2015
документ Формирование певческих навыков как средство музыкального воспитания Морева Юлия Анатольевна 20 Мар 2015
документ Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся. Лариса Леонидовна Худорожкова 7 Апр 2015