Главная / Дошкольное образование / Конструирование, ручной труд

" Художественный труд в кружковой работе с детьми с ТНР"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №106

" Художественный труд в кружковой работе

с детьми с ТНР"

Выполнила:

Юшина

Ольга Валерьевна

воспитатель МДОУ№106

г. Ульяновск 2010г.

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Глубокие преобразования в социальной, экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности нашего общества оказывают большое влияние на развитие педагогической науки. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, её индивидуальности уже в дошкольном детстве.

Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребёнка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.

Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое (Л.А.Венгер).

В концепции дошкольного воспитания (1989) подчеркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в двух основных тенденциях развития ребёнка: во-первых, быть непохожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать по-своему, и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими.

Анализируя современное состояние проблемы развития художественного

творчества, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей раннего развития потребности в нём, формирования субъектного творческого опыта в рамках компетентности ребёнка дошкольного возраста. В настоящее время психолого-педагогическая наука рассматривает проблемы гуманизации образования с позиций раскрытия духовного потенциала личности (А.Д.Алфёров, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, Е.В.Квятковский,

Т.С.Комарова, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, Б.М.Неменский, С.В.Петерина, В.А.Петровский, Р.М.Чумичева, Е.Н.Шиянов и др.), который в значительной мере реализуется в творческой деятельности путем представления свободы выбора её содержания и способов самореализации (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Кузин, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и др.).

Этим обосновывается одна из актуальных проблем педагогической науки - обновление сложившейся системы дошкольного образования с позиции личностно-ориентированного подхода к развитию творчества детей в различных видах деятельности, в том числе и художественной. Её исследование способствует новому осмыслению теоретических положений и практики творческой деятельности дошкольных образовательных учреждений, направленных на художественное развитие ребёнка, его творческих способностей, его особого отношения к жизни, к обществу, к ценностям искусства и культуры.

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются огромные потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста, которые не всегда используются в достаточной степени (Д.Б.Богоявленская, Н.А.Ветлугина, Л.И.Гурова, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, И.Ю.Соколова, Р.Б.Стеркина и др.).

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Особый интерес, по мнению ученых, вызывает старший дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С.Выготским как переход к творческой деятельности,

«если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действительности, именно возможность воплощения замысла...» .

Характеризуя виды детской деятельности, Л.А.Венгер пишет, что их «отличительной чертой является постоянное возникновение в них новых для ребёнка условий, требующих не простого воспроизведения полученного опыта, а творческого подхода». В старшем дошкольном возрасте, как отмечали Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, В.С.Мухина, проявляется избирательный интерес к содержанию самостоятельной деятельности. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея, они умеют оценивать сделанное. Содержание творческой работы во многом определяется богатством детского воображения. И, наконец, на шестом году жизни интенсивно развиваются такие стороны личности, которые во многом определяют творческую активность ребёнка, суть которой - не следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться свободно, выражать своё отношение к отражаемому, направлять своё воображение на поиск нового. По мнению Б.Т.Лихачёва, для творческого развития ребёнка особое значение имеет система продуктивной деятельности, создающая возможности для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку.

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н.А.Ветлугина, З.Н.Грачева, Р.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.В.Урадовских, Е.А.Флёрина и др.), отмечалось, что художественная деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н.А.Ветлугина выделяет художественную деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности (игровой, трудовой, учебной).

В философском аспекте категорию «творчество» рассматривали философы Н.Бердяев, Ю.А. Бычков, С.С.Гольдентрих, Е.С.Громов, П.С.Дышлевый, И.Кант, А.М.Коршунов, П.П.Крамер, Платон и др., в искусствоведческом Ю.Борев, А.И.Буров, А.М.Коршунов, А.А.Оганов и др. Анализ их работ показал, что в науке вопрос о творчестве характеризуется богатством и разнообразием подходов к постижению категории «творчество», её содержания, целей.

В психолого-педагогических исследованиях раскрываются различные аспекты художественного творчества детей дошкольного возраста: значение, сущность и пути его развития (Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, В.А.Езикеева, А.В.Запорожец, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, М.И.Катиене, Н.В.Корчаловская, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, Н.Б.Халезова, Е.А.Флерина и др.); использование творческих заданий в художественном обучении (Л.А.Блащук, Н.А.Ветлугина, Г.М.Вишнева, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев и др.); содержание, средства, методы и приемы развития творческой личности в ТРИЗ-педагогике (A.M. Страунинг).

Интерес к проблеме развития и реализации творческого потенциала ребенка в художественной деятельности проявляется также в современных исследованиях 90-х годов (И.Л.Голованова, Е.Н.Дмитриева, М.А.Жернильская, А.А.Лукашова, Н.А. Опарина, И.Ю. Соколова и др.).

Инновационные процессы в образовании привели к появлению наряду с традиционными формами работы с детьми по развитию их творчества на специально организованных занятиях изобразительной, музыкальной, речевой деятельностью новых, воплощенных в работе художественных студий, кружков, позволяющих в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребёнка.

В ряде современных законодательных актов о дошкольном образовании в России отмечается, что дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) имеют право на осуществление дополнительных услуг в соответствии с запросами и интересами родителей и детей. Появились новые виды ДОУ с выделением одного или нескольких приоритетных направлений развития воспитанников, например, интеллектуального, художественно-эстетического и других. В Законе РФ «Об образовании» (1996) определена возможность введения дополнительных образовательных услуг в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование может в соответствии с этим Законом осуществляться как в учреждениях дополнительного образования (Дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, художественные центры и т.п.), так и в общеобразовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных общеобразовательных программ (в ДОУ, общеобразовательных средних школах, комплексах ДОУ-школа). Далеко не все семьи сегодня могут дать своим детям возможность развивать свои творческие способности в платных студиях, специализированных творческих школах, кружках и т.п. Учитывая современную социальную обстановку, некоторые ДОУ изыскивают реальные возможности целенаправленного систематизированного дополнительного художественного образования, которое обращено к становлению творческой личности, укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального и интеллектуального, развития, «вхождению» ребенка в культуру, в мир искусства и творчества, причем, дети имеют возможность получить его в те же часы, что пребывают в ДОУ, что составляет значительное организационное преимущество.

Появление кружков обусловлено новыми подходами к содержанию дошкольного образования, к системе педагогических взаимодействий между педагогами и детьми, востребовано её главным социальным заказчиком - семьей.

Б.Т.Лихачев подчеркивает: чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания одаренных, редких, ярких и сильных талантов. «Поэтому задача состоит в том, - говорит он, - чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одарённости детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать • поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям...»

Эти мысли были положены в основу нашей работы с детьми, посещающими кружок по художественному труду в ДОУ.

На основе вышеизложенных положений мы рассматриваем кружковую работу в ДОУ как образовательное пространство саморазвития личности и раскрытия её творческих возможностей. Она представляет собой социокультурную среду, создающую оптимальные условия для развития детского творчества. В ней возможен процесс культурной идентификации личности, эпицентром которой является ребенок как свободный субъект, способный к свободному жизнетворчеству.

Однако, ни в теоретических исследованиях, ни в практическом опыте не определены до сих пор научные подходы к сущности, задачам и содержанию художественного образования детей в условиях кружковой работы как формы дополнительного образования в ДОУ.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволил выявить следующие противоречия:

между возросшим интересом и стремлением ввести в художественное пространство ДОУ такие формы работы как студии, кружки и недостаточной разработанностью специфики их содержания и методов;

между объективной возможностью функционирования кружковой деятельности в ДОУ и степенью разработанности специальных программ их деятельности;

между наметившейся тенденцией к осуществлению личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми в образовательном процессе и недостаточным арсеналом технологий, раскрывающих его сущность в условиях работы кружков.

Отсутствие теоретических разработок по организации и содержанию деятельности художественных студий в ДОУ, потребность практических работников в образовательных программах и научных рекомендациях по организации в них эффективного образовательного процесса, направленного на развитие творчества и личности ребёнка в целом, обусловили актуальность выбранной темы и позволили сформулировать проблему.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Особенности проявления творчества дошкольников

Анализ процесса творчества у детей позволил выделить следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений практически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребенком и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Некоторые дошкольники при усвоении новых знаний проявляют настоящее творчество: они задают взрослому массу вопросов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позволяющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порождению оригинальных интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обучения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. В проводимом нами исследовании изучаются механизмы такой трансформации (творческой переработки) ребенком вновь приобретаемого опыта, а также количественные и качественные особенности преобразующей, комбинирующей деятельности детей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению места и роли фантазии в развитии творчества дошкольников.

Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.

Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сенситивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могут быть изучены механизмы самодвижения, саморазвития детской деятельности.

Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности.

В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.

Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности, детским рисованием.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

В старшем дошкольном возрасте появляется произвольное поведение, т.е. способность к длительным волевым усилиям, возрастает регулирующая роль речи в выполнении действий. Развитие морального сознания и этических оценок дошкольника формирует готовность оценивать не только чужие, но и свои поступки и действия. Сначала дети на занятиях разговаривали друг с другом не о деле, потом, подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют свое задание правильно. На данном этапе развития у дошкольника формируется четкая, уверенная, эмоционально положительная самооценка. Следствием всего этого, формы организации и тематика коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В р
Автор: Юшина Ольга Валерьевна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное " Художественный труд в кружковой работе с детьми с ТНР" Юшина Ольга Валерьевна 31 Мар 2015
разное Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ. Южанина Рузалия Шамиловна 31 Мар 2015
презентация Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть первая) Белова Елена Александровна 7 Ноя 2015
документ Методическая разработка на тему "Взаимосвязь речи и движений в работе с детьми, имеющими ТНР" Дурманова Нина Владимировна 8 Апр 2015
разное Песочная терапия в работе с детьми с ТНР. Калина Людмила Анатольевна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши" Новикова Елена Анатольевна 3 Авг 2015
документ Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)" Кудисова Лариса Юрьевна 18 Дек 2015
документ статья "Использование техники изонить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР" Сальникова Жанна Анатольевна 31 Мар 2015
документ "Ваза с тюльпанами"-художественный труд Белобородова Елена Михайловна 31 Мар 2015
документ Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы) Лепёшкина Ольга Евгеньевна 31 Мар 2015
презентация, документ Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста" Михалева Ирина Ивановна 31 Мар 2015
презентация Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми". Тютяева Светлана Ивановна 6 Апр 2015
документ «Волшебные превращения». Изобразительная деятельность и художественный труд в системе творческого взаимодействия педагога с детьми. Смаль Надежда Николаевна 24 Мар 2016
разное Физическое развитие детей с ТНР в логопедической работе при помощи любимых игр "Сказочный мир в движении" 2015 год Петрунина Анастасия Викторовна 23 Авг 2015
документ Коррекционная направленность в работе с детьми ТНР Кумачева Любовь Васильевна 1 Апр 2015
разное ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Карпычева Ольга Валерьевна 9 Апр 2015
документ Отчёт по кружковой работе "Квиллинг" в подготовительной группе Боднарь Надежда Геннадьевна 26 Мая 2015
документ "Современные технологии в работе с одаренными детьми" Мелехина Наталья Сергеевна 21 Мар 2015
разное "Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста." ШАПОВАЛОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА 30 Мар 2015
разное "Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста." ШАПОВАЛОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА 30 Мар 2015
разное "Применение игровых технологий в работе с детьми" Калинова Ольга Игоревна 31 Мар 2015
презентация "Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми" Скрипникова Татьяна Викторовна 31 Мар 2015
разное "Игровая терапия в оздровительной работе с детьми дошкольного возраста" Кислякова Ольга Юрьевна 31 Мар 2015
разное Статья "Триз в работе с детьми " Трещейко Ольга Степановна 31 Мар 2015
документ Программа "Арт-терапия в работе с детьми" Соколова Александра Александровна 31 Мар 2015
документ Статья "Использование сказок в работе с детьми." Чашкина Надежда Викторовна 31 Мар 2015
документ Консультация "Арт-терапия в работе с детьми" Сочкалова Наталья Алексеевна 31 Мар 2015
документ " Фольклор в работе с детьми раннего возраста" Косаревская Ольга Александровна 31 Мар 2015
разное Использование программы "Тропинки" в работе с детьми Хабибуллина Роза Ильдусовна 21 Авг 2015
разное Совместная деятельность с детьми. "По дороге в детский сад" Кузьменок Елена Алексеевна 31 Мар 2015
разное Совместная деятельность с детьми. "По дороге в детский сад" Кузьменок Елена Алексеевна 31 Мар 2015
документ Цикл занятий по теме "Художественный витраж с детьми старшего дошкольного возраста" Осипова Мария Дмитриевна 30 Мар 2015
документ Сообщение " Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста". Использование информационно-коммуникационных технологий  в работе с детьми дошкольного возраста. Зинина Анна Ивановна 18 Фев 2016
документ Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе) Симонова Ольга Викторовна 27 Апр 2015
документ Использование игр и игровых приемов в совместной деятельности с детьми старше - подготовительного возраста с ТНР по развитию познавательно - речевых функций "Волшебный цветок желаний". Гамрекели Елена Петровна 25 Апр 2015
презентация Сценарий занятия с презентацией по кружковой работе "Мир профессий" Брынева Елена Ивановна 1 Мая 2015
документ Конспект мастер-класса по кружковой работе "Разноцветная фантазия" с коллегами. Елеева Каламкас Киндегалиевна 9 Мар 2016
документ Программа кружковой работы "Самоделкин" Воспитатель МБДОУ «Д/с «Тополек»гАбакан Колядова Наталья Геннадьевна. Колядова Наталья Геннадьевна 31 Мар 2015
презентация Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР» Караванова Ирина Анатольевна 20 Мар 2015
документ "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста». ( из опыта работы) Черкасова Наталия Алексеевна 30 Мар 2015